ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-22375/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 декабря 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Попова А.А., Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №04RS0019-01-2021-000214-79 по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к обществу с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» о сносе незаконно возведенных объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее ООО «ТРК «Байкал Даймонд») о сносе незаконно возведенных объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Просил, признать незаконной деятельность ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по возведению объектов строительства, расположенных в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 на земельном участке с кадастровым номером №; обязать демонтировать незаконно возведенные объекты строительства, расположенные в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств; обязать привести земельный участок в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 с кадастровым номером № в первоначальное состояние.
Требования истца мотивированы тем, что в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее ЦЭЗ БПТ) в Байкальском лесничестве, Котокельского участкового лесничества, в квартале <данные изъяты>, части выделов 3,4,5,7 на земельных участках с кадастровыми номерами №, № возведены объекты с целью осуществления рекреационной деятельности ООО «Туристский рекреационный комплекс Байкал Даймонд» на основании договоров аренды лесного участка от 5 декабря 2008 г. №126-08, от 14 июля 2015 г. №75-15, сроком действия 49 лет. Постановлением от 27 июня 2019 г. № В-204 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах ЦЭЗ БПТ ООО ТРК «Байкал Даймонд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. В ходе проведенной проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находящийся в государственной собственности передан по договору аренды для осуществления рекреационной деятельности от 5 декабря 2008 г. №126-08 Республиканским агентством лесного хозяйства индивидуальному предпринимателю ФИО4 по договору от 5 декабря 2008 №126-28 на 49 лет.
На основании соглашения от 11 декабря 2013 г. о передаче прав и обязанностей по договору от 5 декабря 2008 г. №126-08 и дополнительного соглашения от 18 ноября 2014 г. №2/2к договору от 2 декабря 2008 г. права и обязанности по данному земельному участку переданы в полном объеме новому арендатору в лице ООО «ТРК Байкал Даймонд». На земельный (лесной) участок с кадастровым номером № разработан Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» на 2014-2018 гг., на который приказом РАЛХ от 11 февраля 2014 г. №63 утверждено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности. На земельный участок с кадастровым номером №, 14 июля 2017 г. №75-15 РАЛХ заключен договор с ООО «ТРК Байкал Даймонд», сроком на 49 лет, для осуществления рекреационной деятельности», разработан Проект освоения лесов на лесном участке на 2016-2018 гг., на который приказом РАЛХ от 30 ноября 2016 г. №1114 утверждено положительное заключение государственной экспертизы. На момент проведения проверки срок положительного заключения государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках истек. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в ЦЭЗ БПТ, границы, которой утверждены Распоряжением Правительства от 27 ноября 2006 г. №1641-р «О границах Байкальской природной территории», в границах водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал, которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. №368-р «Об утверждении границ водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал. Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2018 г. №507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства РФ от 5 марта 2015 г. №368-р, а также в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал.
Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2021 г., исковые требования удовлетворены. Признана незаконной деятельность ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по возведению объектов строительства, расположенных в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 на земельном участке с кадастровым номером №.
На ООО «ТРК «Байкал Даймонд» возложена обязанность демонтировать незаконно возведенные объекты строительства, расположенные в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств.
На ООО «ТРК «Байкал Даймонд» возложена обязанность привести земельный участок в Байкальском лесничестве Котокельского участкового лесничества в квартале <данные изъяты> части выделов 3, 4, 5, 7 с кадастровым номером № в первоначальное состояние.
ООО «ТРК «Байкал Даймонд» подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Ссылаются на то, что положениями лесного законодательства, Федеральным законом от 1 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №2399, допускается возведение временных построек, некапитальных строений на лесных участках, находящихся в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Все спорные постройки являются некапитальными строениями и возведены ответчиком на основании договора аренды и Проекта освоения лесов, действующего до 2018 г. В настоящее время ни договор аренды лесного участка, ни положительное заключение государственной экспертизы на Проект освоения лесов от 30 ноября 2016 г., ни сам проект освоения лесов, недействительными не признаны, следовательно, ответчик вправе был возвести временные постройки на предоставленном лесном участке.
Вывод суда апелляционной инстанции о возведении ответчиком объектов капитального строительства противоречит заключению специалиста, представленного ответчиком в суд первой инстанции. Временные постройки, возведенные ответчиком, являются некапитальными строениями, так как не имеют прочной связи с землей, возведены на срок действия договора аренды и подлежат демонтажу после истечения срока аренды, соответственно, не являются объектами недвижимого имущества.
В настоящее время у ответчика имеется Проект освоения лесов на лесном участке, получивший положительное заключение государственной экспертизы, на основании вступивших в законную силу судебного акта арбитражного суда, в котором указаны временные постройки, находящиеся на лесном участке и в отношении которых судами первой и апелляционной инстанции принято решение о сносе.
Указывает, что приказ об утверждении положительного заключения на Проект освоения лесов, Проект освоения лесов лесного участка, решение арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2021 г., постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 г. были представлены ответчиком в суд апелляционной инстанции через систему ГАС Правосудие, но судом апелляционной инстанции вопрос о принятии данных дополнительных доказательств в нарушение ст.327.1 ГПК РФ не разрешался, сведения о наличии данных документов в материалах дела отсутствуют.
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решением Арбитражного суда РБ от 17 февраля 2021 г., постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 г., не были учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика.
Отмечают, что действующим законодательством не предусмотрено право истца на подачу иска в защиту интересов Российской Федерации с требованием о сносе самовольных построек.
Не согласен с выводами судов об установлении решением ЮНЕСКО от 5 декабря 1996 г. границ озера Байкал. В данном решении не указаны границы объекта природного наследия, не установлены координаты объекта природного наследия и его территории, не указано о запрете использования какой-либо прилегающей территории к озеру Байкал для осуществления рекреационной деятельности, а, наоборот, решение подтверждает, что прилегающая территория используется, в том числе, для туризма.
В судебном заседании представитель ООО «ТРК Байкал Даймонд» ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на доводах кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в границах ЦЭЗ БПТ в Байкальском лесничестве, Котокельекого участкового лесничества, в квартале <данные изъяты>, части выделов 3,4,5,7 на земельных участках с кадастровыми номерами №, № возведены объекты с целью осуществления рекреационной деятельности ООО ТРК «Байкал Даймонд» на основании договоров аренды лесного участка от 5 декабря 2008 г. №126-08, от 14 июля 2015 г. №75-15, сроком действия 49 лет.
В ходе проверки юридического лица, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № имеются следующие здания и сооружения:
существующий объект: VIР коттедж, двухэтажное деревянное строение, размерами 8,0x7,0 м, установленный на железобетонных столбчатых «стульчиках»;
кемпинги одноэтажные, деревянные, 7 шт. размерами 3,65x7,5 м, установленные на железобетонных брусках;
зона барбекю, одноэтажное деревянное здание, размерами 7,0x4,0 м, установленное на железобетонных брусках;
начаты работы по возведению ресторана на 300 мест, здание одноэтажное, установленное на железобетонных столбчатых «стульчиках», выполнены работы по монтажу каркаса здания, установке окон, внешней обшивке.
Кроме того, в 2-х местах установлены железобетонные столбчатые «стульчики» для возведения объектов: гостиница и спортивный зал. Устройство столбчатых фундаментов в виде бетонных стульчиков, вкопанных в землю, соответствует понятию «недвижимое имущество», как прочно связанное с землей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 июня 2019 г. N В-204 ООО ТРК "Байкал Даймонд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 6 декабря 2019 г. постановление от 27 июня 2019 г. оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июня 2020 г. постановление от 27 июня 2019 г. и решение от 6 декабря 2019 г. оставлены без изменения.
Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2020 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 июня 2019 г. N В-204 ООО, решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 6 декабря 2019 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июня 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части назначенного штрафа: назначенное административное наказание снижено с 300 000 руб. до 200 000 руб.
Основанием для привлечения ООО ТРК "Байкал Даймонд" к административной ответственности послужили выводы должностного лица и судебных инстанций о том, что ООО ТРК "Байкал Даймонд" осуществляется строительство зданий и сооружения (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружения (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Размещение рекреационного объекта произведено в нарушение запрета, установленного Постановлением Правительства от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, материалами проведенной проверки, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что объекты, возведенные ООО «ТРК Байкал Даймонд», расположены в Центральной экологической зоне, в водоохранной зоне озера Байкал, поэтому, возведены незаконно и подлежат демонтажу за счет собственных средств общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия, определяет Закон об охране озера Байкал.
Статья 2 Закона об охране озера Байкал определяет, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны, в том числе центральная экологическая зона, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
В соответствии с данным законом на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Эти виды деятельности связаны со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления, влекущими химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади; с изменением температурных режимов воды, колебанием показателей уровня воды за пределами допустимых значений, с изменением стоков в озеро Байкал, приводящим к физическому изменению состояния озера Байкал; с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, вызывающих его биологическое загрязнение. На Байкальской природной территории запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (статья 6).
Таким образом, для Байкальской природной территории установлен правовой режим особой охраны, который характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал, так и их ограничения.
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона об охране озера Байкал).
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 августа 2001 г. N 643 утвердило Перечень.
Абзац двадцать первый Перечня, устанавливая запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, предусматривает исключение из этого правила для объектов, функционирование которых связано в том числе с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2012 г. № 1283-р, строительство каких-либо объектов, относящихся к лесной инфраструктуре для рекреационной деятельности на особо защитных участках лесов, не предусмотрено. В соответствии с п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р установлен запрет на размещение объектов для осуществления рекреационной деятельности, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (в том числе временных построек) в лесном фонде на особо защитных участках леса. Отнесение Лесохозяйственным регламентом Байкальского лесничества лесного участка к защитным лесам не исключает его отнесение к особо защитным участкам лесов в силу закона. Указанная в Лесном плане Республики Бурятия приоритетность рекреационного вида деятельности в бассейне озера Байкал не исключает необходимость соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством об охране озера Байкал.
Пунктами 13 и 16 действующего в настоящее время Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2399, установлен запрет на строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, а также на размещение рекреационных за пределами особо охраняемых природных территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон вне специально выделенных для этого мест, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования и лесохозяйственными регламентами.
При этом само по себе наличие проекта основания лесов и договора аренды лесного участка не свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконной деятельности. Оспаривание договора аренды лесного участков, проекта освоения лесов не является обязательным для предъявления требований о признании незаконной деятельности и об освобождении земельного участка от возведенных объектов.
Судебная коллегия считает обоснованным выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что заявленная рекреационная деятельность не соответствует действующему законодательству, так как функционирование возведенных объектов не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особо экономических зон туристско-рекреационного типа. Строительство зданий и сооружений, размещение рекреационных объектов, за пределами специально выделенных мест, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон, на нетронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны озера Байкал и впадающих в него рек, является запрещенным видом деятельности, так как для Байкальской природной территории установлен правовой режим особой охраны, который характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал, так и их ограничения.
Данный вывод судов обеих инстанций также подтвержден вступившим в законную силу постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 июня 2019 г. N В-204 ООО, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
В соответствии с п.п 21, 24 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643, действующего на момент вынесения решения суда и п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2399, вступившего в действие с 1 января 2021 г. на территории Центральной экологической зоны допускается размещение рекреационных объектов в строго определенных местах. Пункты 13 и 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2399, вступившего в действие с 1 января 2021 г. запрещают строительство объектов капитального строительства, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон за пределами населенных пунктов и в границах водоохранных зон водных объектов, имеющих постоянную связь с оз. Байкал. При этом запрет на размещение рекреационных объектов не зависит от капитальности либо не капитальности объектов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решением Арбитражного суда РБ от 17 февраля 2021 г., постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 г. не были предметом исследования суда апелляционной инстанции, так как из протокола суда апелляционной инстанции следует, что вопрос о приобщении к материалам дела указанных документов перед судом апелляционной инстанции не ставился и судом не разрешался.
Довод кассационной жалобы о том, что истец не обладает правомочием на подачу иска в защиту интересов Российской Федерации с требованием о сносе построек, подлежит отклонению, так как в соответствии с п. 4.62 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 482, Управление предъявляет в установленном законодательством России порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы заявителя сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и не могут быть приняты во внимание, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения по сути правильного вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств, свидетельствующих о принятии судом неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационные жалобы не содержат, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи