ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-22390/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-1501/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 07 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Авериной Е.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным и отмене решения ответчика о прекращении ежемесячных денежных выплат, о возложении обязанности на ответчика произвести отплату истцу ежемесячных выплат по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.03.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым (далее – ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым) о признании незаконным и отмене решения ответчика о прекращении ежемесячных денежных выплат, о возложении обязанности на ответчика произвести отплату истцу ежемесячных выплат.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30.11.2020 исковые требования С.Н. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.03.2021 решение суда первой инстанции изменено в части периода взыскания ежемесячных денежных выплат. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов не верно применены нормы законодательства о порядке получения гражданами ежемесячной денежной выплаты.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГС.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) согласно п. 1 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», предоставив, в том числе, оригинал удостоверения № инвалида 2 группы, имеющего право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны-инвалидов войны, выданного ДД.ММ.ГГГГ и справку серии МСЕ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№С.Н. на основании п.3 ст. 14 Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» (инвалид войны) с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно была назначена ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п.1, 1.1 и ч.2 ст. 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанная выплата прекращена, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой С.Н. права на такую выплату.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым уведомило С.Н. о том, что ежемесячная денежная выплата прекращена, обосновав прекращение тем, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Украины, переселяющихся в пределах территорий указанных стран, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. По мнению ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым, указанное Соглашение основано на территориальном принципе, который заключается в том, что пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству той страны, на территории которой проживает пенсионер. Ответчик, установив факт получения С.Н. пенсии на территории Украины, считает, что истец имеет постоянное место жительства на территории Украины. В связи с этим право на ЕДВ не может предоставляться гражданам в период их проживания за пределами территории Российской Федерации.
В обоснование своей позиции, ответчик предоставил акт от ДД.ММ.ГГГГ о непроживании С.Н. по адресу: <адрес>, составленный с участием соседей, копию трудовой книжки серии БТ-II №, из которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал адвокатом в департаменте «Укрконсалдинг» (г. Киев).
Кроме того, ответчик предоставил сообщение из Левобережного объединенного Управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве о том, что С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Дарницком районе и получает пенсию по инвалидности военнослужащим (инвалид войны) в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Управлением труда и социальной защиты населения Дарницкого районной государственной администрации г. Киева С.Н. выдано пенсионное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты незаконным, С.Н. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, назначение С.Н. пенсии по инвалидности государством Украина, не препятствует назначению мер социальной поддержки (ЕДВ) на территории Российской Федерации, поскольку данные меры не идентичны и выплачиваются независимо друг от друга. Истец отрицает получение в другом государстве аналогичных выплат (ЕДВ), ответчик доказательств обратного, суду не предоставил.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п.1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в частности инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 данного Федерального закона.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма".
В силу п.7 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года №353н утвержден "Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
Согласно подпунктам 1-6 пункта 21 Административного регламента в целях установления ежемесячной денежной выплаты в зависимости от отнесения гражданина к определенной категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты необходимо предъявить следующие документы: документы, удостоверяющие личность и гражданство (п. 21.1.); документы, удостоверяющие проживание на территории Российской Федерации (п. 21.2); документы о признании гражданина инвалидом (п. 21.5), а также удостоверение на льготы для соответствующей категории.
В целях подтверждения места пребывания (места фактического проживания) территориальными органами ПФР к рассмотрению принимаются: документы, подтверждающие место пребывания (фактического проживания) на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, личное заявление гражданина о месте фактического проживания на территории Российской Федерации).
Аналогичный порядок предоставления государственной услуги по установлению ЕДВ отдельным категориям граждан установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правления ПФР №414н от 19.08.2019 (действующий с 31.12.2019).
Согласно пункту 2 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 19.08.2019 № 414п, к кругу заявителей на предоставление государственной услуги относятся граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, из числа ветеранов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, а также Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, и представители граждан в соответствии с законодательством РФ.
Исключение составляют граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории РФ.
Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), что не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ (ч. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ).
Российская Федерация признает двойное гражданство только в том случае, если между Российской Федерацией и другим государством заключен соответствующий межгосударственный договор (ст. 62 Конституции РФ).
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.Г. Аверина
Постановление28.09.2021