УИД 43RS0034-01-2023-000376-86
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22410/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
26 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.,
судей Тураевой Т.Е., Бросовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Слободского районного суда Кировской области от 27 апреля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 июля 2023 г. по гражданскому делу № 2-631/2023 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области о взыскании невыплаченной части денежного содержания, единовременного денежного поощрения, процентов за задержку выплат, обязании произвести перерасчет денежного содержания, начисление и уплату страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 10 мая 2018 г. между ним и ответчиком был заключен служебный контракт, который по настоящее время не расторгнут. Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся ежемесячные надбавки к должностному окладу, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Полагает, что ответчиком нарушены Указы Президента № 749 от 31 декабря 2021 г. и № 657 от 23 сентября 2022 г., которыми внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», в связи с чем ему не верно определено и не выплачено денежное содержание.
На основании изложенного просил суд взыскать с ответчика невыплаченное денежное содержание за период с 01 января 2022 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 223 076,79 руб., единовременное денежное поощрение в размере 17 974 руб., отпускные в размере 30 618,04 руб., проценты за задержку перечисленных выплат в размере 39 718,39 руб.; обязать ответчика произвести перерасчет денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом Указов Президента Российской Федерации № 749 от 31 декабря 2021 г., № 657 от 23 сентября 2022 г., а также произвести начисление и уплатить страховые взносы согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решением Слободского районного суда Кировской области от 27 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 июля 2023 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Частью 11 указанной статьи предусмотрено, что размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 31 декабря 2021 N 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих" внесены изменения в Указ Президента РФ от 25 июля 2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Как следует из подпункта «а» пункта 6 Указа Президента РФ от 31 декабря 2021 N 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих", вступившего в законную силу 01 января 2022 г., начиная с 1 января 2022 г. ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляются исходя из размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции настоящего Указа).
Согласно пп.»а» пункта 7 Указа Президента РФ положения пункта 6 настоящего Указа не применяются в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. при осуществлении ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов (органов) федеральных государственных органов.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 данного Указа Президента РФ в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. лицам, названным в пункте 7 настоящего Указа, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляются исходя из размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (без учета изменений, внесенных настоящим Указом).
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 23 сентября 2022 N 657 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» с 1 октября 2022 г. повышены в 1,04 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
В пункте 2 данного Указа Президента РФ отмечено, что в период с 1 октября по 31 декабря 2022 г. коэффициент повышения размеров месячных окладов, предусмотренный пунктом 1 настоящего Указа, применяется к размерам месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов без учета изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 749.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 10 мая 2018 г. между представителем нанимателя в лице и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области и ФИО1 был заключен служебный контракт №261, по условиям которого ФИО1 обязался исполнять должностные обязанности по должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, а представитель нанимателя обязался своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание.
В соответствии с дополнительными соглашениями к служебному контракту №261/1 и 261/2 ФИО1 с 04 сентября 2018 г. приступил к исполнению должностных обязанностей по должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, с 01 сентября 2021 г. ему было установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) размере 5 637 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1 788 руб. в месяц; ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет и особые условия государственной гражданской службы в размерах 30% и 90% этого оклада соответственно; ежемесячного денежного поощрения в размере 5 637 руб. в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 73-74).
Согласно дополнительному соглашению к служебному контракту от 06 октября 2022 г. ФИО1 с 01 октября 2022 г. в составе денежного содержания был установлен должностной оклад в размере 5 863 руб. в месяц, оклад за классный чин в размере 1 860 руб. в месяц, ежемесячное денежное поощрение в размере 5 863 руб. в месяц (л.д. 75).
28 октября 2022 г. ФИО1 был уведомлен представителем нанимателя и выразил согласие на изменение с 01 января 2023 г. существенных условий заключенного служебного контракта в части условий оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. №749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», от 25 июля 2006 г. №763 (ред. от 24 октября 2022 г.) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», приказом Межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области от 27 октября 2022 г. «Об утверждении штатного расписания» (л.д. 76).
26 декабря 2022 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение №261/3 к служебному контракту, в соответствии с которым с 01 января 2023 г. ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада в размере 16 911 руб. в месяц, оклада за классный чин в размере 11 174 руб. в месяц, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет и особые условия государственной гражданской службы в размерах 30% и 35% должностного оклада соответственно; ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада; иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д. 77).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 13, 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» и от 23 сентября 2022 г. № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы», принимая во внимание письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России относительно изменений оплаты труда государственных гражданских служащих, пришел к выводу, что в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. денежное содержание гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов не изменялось, следовательно, новые (повышенные) размеры оклада и оклада за классный чин правомерно были установлены истцу с 01 января 2023. Поскольку положения Указа Президента Российской Федерации в части увеличения размера окладов гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов не действовали в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г., то истцу с 01 октября 2022 г. был проиндексирован в 1,04 раза установленный ранее (неповышенный) оклад.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о том, что судом применены недействующие в 2022 году для гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов отдельные положения Федерального закона № 79-ФЗ, так абзац 4 пункта 5 статьи 50 и статья 51 Федерального закона № 79-ФЗ приведены в редакции, начинающей действовать с 01 января 2023г., выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о неверном разрешении судом спора.
Доводы заявителя жалобы об обоснованности заявленных требований, являлись предметом оценки судов предыдущих инстанций и обоснованно отклонены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному рассмотрению дела судами не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые являлись был основанием для отмены состоявшихся по делу решения и апелляционного определения, в связи с чем судебная коллегия оставляет её без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Слободского районного суда Кировской области от 27 апреля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
Н.В. Бросова