УИД: №
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
24 октября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Серебрякова О.И.
судей: Нечаевой Т.М., Данилин Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 года по гражданскому делу № по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проектную документацию, провести историко-культурную экспертизу и выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом Ахтямова».
Заслушав доклад судьи Нечаевой Т.М., проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в Нурлатский районный суд Республики Татарстан с указанным иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проектную документацию, провести историко-культурную экспертизу и выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом Ахтямова»,
В обоснование заявленных требований указано, что что объект культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 03 октября 1988 года №, поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 07 апреля 2015 года № 649 Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденное приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от 23 декабря 2015 года №. Приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от 17 декабря 2015 года № 396 утвержден предмет охраны Объекта. Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № утверждены границы и режим использования территории Объекта.
Собственником (правообладателем) помещений в указанном Объекте является муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 июля 2020 года №, Объект зарегистрирован под кадастровым номером №
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 июля 2020 года установлено: жилое помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП СЗ и ТН); жилое помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП СЗ и ТН.
30 июля 2020 года истцом на основании ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдано задание № 36 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
Объект является памятником истории и культуры, представляет собой двухэтажный кирпичный дом, в плане прямоугольной формы. Ранее имелась арка полукруглой формы, опирающаяся по бокам на прямоугольные колонны. В настоящее время сохранилась лишь прямоугольная колонна.
По результатам внешнего визуального осмотра установлено, что в настоящее время в здании никто не проживает, дом находится в заброшенном состоянии. Крыша здания разрушена, обвалилась. На крыше имеется растительность. Южный (главный) фасад здания сохранил свой исторический облик и декоративные украшения. Сохранились деревянные оконные рамы. У нескольких окон первого и второго этажей южного фасада здания отсутствует оконное остекление и данные окна заколочены (прикрыты) металлическими листами и досками. Нижняя часть рустованной пилястры, расположенной на южном фасаде с правого бока здания, разрушена.
Местами на отдельных участках с западной стороны здания разрушена (повреждена) кирпичная кладка, вследствие чего местами декоративные элементы многопрофильных тяг и окон имеют участки разрушений. На западном фасаде здания имеются трещины больших размеров, которые требуют срочного принятия мер по их ремонту и реставрации. Существует угроза разрушения части стены западного фасада здания. Окна первого (цокольного) этажа заколочены досками (фанерой). Часть стекол окон второго этажа разбиты. На окнах второго этажа здания сохранились деревянные рамы, некоторые из них повреждены.
На восточном фасаде здания имеются трещины. Также трещины больших и маленьких размеров наблюдаются на северном фасаде здания, имеются разрушения кирпичной кладки. Существует угроза разрушения части стены северного фасада здания. Оконное остекление у окон северного фасада отсутствует, деревянные оконные рамы повреждены. Перемычки окон имеют участки повреждения.
На южном, западном и восточном фасадах здания наблюдается обесцвечивание и осыпание окрасочного слоя. Также, на южном (главном), западном и восточном фасадах здания имеются надписи и рисунки, нанесенные красящими веществами.
Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Крыша здания деформирована и находится в аварийном состоянии. Существует угроза дальнейшего разрушения части стен здания. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) – аварийное, требуется принятие срочных противоаварийных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.
07 августа 2020 года истцом в адрес МУП СЗ и ТН направлено предостережение от 06 августа 2020 года № 32 с требованием организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: провести первоочередные противоаварийные работы, а затем ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасадов здания с предоставлением срока их выполнения в срок до 09 октября 2020 года.
По состоянию на 09 октября 2020 года и в настоящее время собственником и пользователем здания какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) не приняты. С заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) к истцу не обращались. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление (истцу) не предоставлялась и не согласовывалась.
В связи с чем, истец просил обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ и МУП СЗ и ТН в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес>; в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес>; в течение 18-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес>
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 23 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 года, исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан были удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан: - в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Чернышевского, д. 73 и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»; - в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»; в течение 18-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», с кадастровыми номерами № и №. Также обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес> и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) «Дом Ахтямова» (восточное здание) с кадастровым номером №.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами делами, что объект культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 03 октября 1988 года №, поставлен на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 07 апреля 2015 года № 649 Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер №. На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденное приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от 23 декабря 2015 года № 408.
Приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от 17 декабря 2015 года № 396 утвержден предмет охраны Объекта. Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № утверждены границы и режим использования территории Объекта.
Собственником (правообладателем) помещений в указанном Объекте является муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 июля 2020 года №, Объект зарегистрирован под кадастровым номером №.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 июля 2020 года установлено: жилое помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП СЗ и ТН); жилое помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП СЗ и ТН.
В соответствии со ст. 1 Устава ГО г. Уфа РБ, утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 15 декабря 2005 года № 3/6 ГО г. Уфа РБ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, именуемый Советом; глава ГО, именуемый председателем Совета; администрация ГО (исполнительно-распорядительный орган ГО), именуемая Администрация; контрольно-счетный орган ГО, именуемый Контрольно-счетная палата ГО.
Пунктом 2.2 Положения об Администрации ГО г. Уфа РБ, утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 26 декабря 2006 года № Администрация ГО г. Уфа РБ в области управления муниципальной собственностью, отношений с организациями на территории округа принимает имущество в муниципальную собственность, осуществляет права собственника муниципального имущества, управляет и распоряжается муниципальной собственностью ГО в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Совета.
30 июля 2020 года истцом на основании ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдано задание № 36 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес> по результатам которых установлено следующее.
Объект является памятником истории и культуры, представляет собой двухэтажный кирпичный дом, в плане прямоугольной формы. Ранее имелась арка полукруглой формы, опирающаяся по бокам на прямоугольные колонны. В настоящее время сохранилась лишь прямоугольная колонна.
Из Акта осмотра объекта культурного наследия от 04 августа 2020 года следует, что по результатам внешнего визуального осмотра установлено, что в настоящее время в здании никто не проживает, дом находится в заброшенном состоянии. Крыша здания разрушена, обвалилась. На крыше имеется растительность. Южный (главный) фасад здания сохранил свой исторический облик и декоративные украшения. Сохранились деревянные оконные рамы. У нескольких окон первого и второго этажей южного фасада здания отсутствует оконное остекление и данные окна заколочены (прикрыты) металлическими листами и досками. Нижняя часть рустованной пилястры, расположенной на южном фасаде с правого бока здания, разрушена.
Местами на отдельных участках с западной стороны здания разрушена (повреждена) кирпичная кладка, вследствие чего местами декоративные элементы многопрофильных тяг и окон имеют участки разрушений. На западном фасаде здания имеются трещины больших размеров, которые требуют срочного принятия мер по их ремонту и реставрации. Существует угроза разрушения части стены западного фасада здания. Окна первого (цокольного) этажа заколочены досками (фанерой). Часть стекол окон второго этажа разбиты. На окнах второго этажа здания сохранились деревянные рамы, некоторые из них повреждены.
На восточном фасаде здания имеется трещин. Также трещины больших и маленьких размеров наблюдаются на северном фасаде здания, имеются разрушения кирпичной кладки. Существует угроза разрушения части стены северного фасада здания. Оконное остекление у окон северного фасада отсутствует, деревянные оконные рамы повреждены. Перемычки окон имеют участки повреждения.
На южном, западном и восточном фасадах здания наблюдается обесцвечивание и осыпание окрасочного слоя. Также, на южном (главном), западном и восточном фасадах здания имеются надписи и рисунки, нанесенные красящими веществами.
Таким образом, объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Крыша здания деформирована и находится в аварийном состоянии. Существует угроза дальнейшего разрушения части стен здания. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) – аварийное, требуется принятие срочных противоаварийных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.
07 августа 2020 года истцом в адрес МУП СЗ и ТН направлено предостережение от 06 августа 2020 года № с требованием организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: провести первоочередные противоаварийные работы, а затем ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасадов здания с предоставлением срока их выполнения в срок до 09 октября 2020 года.
Установив указанные обстоятельства и разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, принимая во внимание положения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что по состоянию на 09 октября 2020 года и по настоящее время какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия «Дом Ахтямова» (восточное здание) собственниками (пользователями) объекта культурного наследия, в отношении которого ответчиками как правообладателями и титульными владельцами, подлежит осуществлению комплекс мероприятий по его сохранению, не приняты.
С указанными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания указанных выводов суда первой и апелляционной инстанций незаконными.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Закон № 73-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ) предусмотрено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Подпунктами 1 и 3, пунктом 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ установлено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в т.ч. обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Судами выявлено, что мероприятия, предусмотренные охранным обязательством, ответчиками по факту не выполнялись, соответствующие меры по устранению аварийного состояния ОКН также не принимались несмотря на то обстоятельство, что по состоянию на настоящее время такие меры объективно необходимы и должны быть реализованы.
Доводы заявителя о том, что рассмотрение настоящего иска не относится к компетенции суда общей юрисдикции, а относится к компетенции арбитражного суда, также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, которую судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает правильной.
Заявленные требования Управлением предъявлены в рамках осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и не носят экономический характер. Доказательств того, что что требования истца связаны с осуществлением ответчиками предпринимательской деятельности, не представлено.
Вопреки доводам кассатора нарушений положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о компетенции судов общей юрисдикции судами не допущено и суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы подателя жалобы относительно наличия правовых оснований для отказа в удовлетворении иска по мотиву обращения Управления в суд с иском по настоящему делу за пределами трехлетнего срока исковой давности, мотивированно отклонены судами исходя из особенностей отношений по сохранению объектов культурного наследия.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, а следовательно, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя проверены судом кассационной инстанции, но не могут быть приняты во внимание, так как сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными постановлениями, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и не являются основанием к отмене принятых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы по доводам заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Серебрякова О.И.
Судьи: Нечаева Т.М.
Данилин Е.М.
Постановление06.11.2022