Дело № 88-22878/2020 Уникальный идентификатор дела 69RS0014-02-2019-001204-32 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 29 октября 2020 г. г. Москва Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Патронова Р.В. 29 октября 2020 г., рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Конаковского района Тверской области на определение Конаковского городского суда Тверской области от 15 июня 2020 г. и апелляционное определение Тверского областного суда от 23 июля 2020 г. по гражданскому делу № 2-572/2019 по заявлению Администрации Конаковского района Тверской области и Министерства социальной защиты населения Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 31 мая 2019 г. установил: решением Конаковского городского суда от 31 мая 2019 г. частично удовлетворены требования Конаковского межрайонного прокурора в интересах Храповой О.Н., на администрацию Конаковского района возложена обязанность предоставить Храповой О. Н., являющейся лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность в 2019 году выделить администрации Конаковского района Тверской области денежные средства для приобретения жилого помещения Храповой О.Н. Министерство социальной защиты населения Тверской области и администрация Конаковского района Тверской области обратились в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2020 г. Министерство социальной защиты населения Тверской области, обосновывая невозможность выделения в установленный срок денежных средств для приобретения жилого помещения Храповой О.Н., указало, что до настоящего времени администрацией Конаковского района не представлена в Министерство заявка с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения для Храповой О. Н. Полагают данное обстоятельство непреодолимым препятствием для исполнения судебного постановления. Администрация Конаковского района в обоснование заявления о предоставлении отсрочки указала, что 12 декабря 2019 г. был утвержден список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в 2020 году будут обеспечены жилыми помещениями, в который внесена Храпова О.Н. В марте 2020 г. администрация внесла закупку на приобретение благоустроенного изолированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в план-график. Планируемый срок приобретения жилого помещения - до 31 декабря 2020 г. Указала, что процедура поиска жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим требованиям, установленных действующим законодательством, занимает достаточно длительный период. Процедура приобретения жилого помещения будет проходить в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором чётко предусмотрены сроки для размещения закупки, подачи заявки для участия в аукционе, проведения аукциона, заключения договора. Необходимо учитывать тот факт, что может сложиться ситуация, когда на аукцион не будет подано ни одной заявки, после чего аукцион считается не состоявшимся и данную процедуру необходимо проводить повторно. Определением Конаковского городского суда Тверской области от 15 июня 2020 г. Администрации Конаковского района Тверской области и Министерству социальной защиты населения Тверской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 31 мая 2019 г. Апелляционным определением Тверского областного суда от 23 июля 2020 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения. В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Министерство социальной защиты населения Тверской области принятые по делу судебные постановления не обжалует, в связи с чем в части отказа судов в удовлетворении заявления Министерства социальной защиты населения Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения судебные постановления судом кассационной инстанции не проверяются. В кассационной жалобе Администрацей Конаковского района Тверской области ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных. В обоснование доводов жалобы её податель указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Полагает, что суды не приняли во внимание то обстоятельство, что приобретение жилого помещения для истца осуществляется по правилам муниципальных закупок, что требует от Администрации соблюдение длительной процедуры. В соответствии с частью 10 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле. В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Суд кассационной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела и доводов кассационной жалобы Администрации Конаковского района Тверской области, не усматривает оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений. Отказывая Администрации Конаковского района Тверской области в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" и пункта 12 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Изучив механизм реализации судебного решения об обеспечении жилым помещением лица из числа детей-сирот, установленный Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», а также исследовав доказательства, представленные Администрацией, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Администрация не представила доказательств, объективно исключающих своевременное исполнение судебного постановления в отношении Храповой О.Н. Данные выводы с учетом установленных судами обстоятельств являются правильными. Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. В качестве доказательств, подтверждающих исключительный характер обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного решения в отношении Храповой О.Н., Администрация представила суду выписку из протокола № 55 Комиссии по формированию списков детей-сирот от 12 декабря 2019 г., подтверждая, что Храпова О.Н. включена в список на обеспечение жильем в 2020 г., а также скриншот с официального портала закупок, из которого следует, что Администрацией 11 марта 2020 г. была размещена закупка на приобретение жилья детям-сиротам в 2020 г. с объёмом финансового обеспечения в размере 5 033 800 руб., а также План-график закупок на 2020 г. с указание данной закупки. Между тем, данные доказательства лишь подтверждают факт выполнения Администрацией действий по исполнению судебного постановления и не предопределяют вывод суда о том, что имеются исключительные обстоятельства для предоставления отсрочки. Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок реализации органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Указанный порядок предполагает, что реализация указанного государственного полномочия предусматривает поэтапную процедуру. Так, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области. Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка). Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка). Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список (пункт 8 Порядка). Конкретных сроков выполнения процедуры по обеспечению жильем детей-сирот, включенных в список, Постановление Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп не устанавливает. Администрация в своём заявлении указывает, что включила Храпову О.Н. в список граждан и она будет обеспечена жильем до 31 декабря 2020 г. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области ежеквартально в срок до 5 числа, месяца следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство отчет о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку (пункт 10 Порядка). Таким образом, по смыслу приведенных положений не исключается возможность приобретения органом местного самоуправления жилого помещения в любой из месяцев в пределах 2020 г., даже с учетом необходимости соблюдения процедуры, определенной Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп. Таким образом, сам по себе тот факт, что закупка жилого помещения проводится по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предопределяет необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда. Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы Администрации, закупка размещена Администрацией на электронной площадке лишь в марте 2020 г. по прошествии более четырех месяцев с момента включения Храповой О.Н. в список детей-сирот. Изложенное не позволяет суду кассационной инстанции сделать вывод о наличии у Администрации исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению решения суда. Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции о п р е д е л и л : определение Конаковского городского суда Тверской области от 15 июня 2020 г. и апелляционное определение Тверского областного суда от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Конаковского района Тверской области – без удовлетворения. Судья |