ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-23191/2021 от 07.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-23191/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-452/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 7 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Якубовской Е.В.,

судей Мартыновой Н.Н., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о возложении обязанности включить периоды в стаж, произвести перерасчет пенсии по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просит обязать Министерство труда и социальной защиты включить периоды работы истца с 28 февраля 1998 года по 1 января 2005 года в стаж работы государственного гражданского служащего, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по суммарной выслуге лет с момента подачи соответствующего заявления.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 января 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 января 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, так как судами допущены нарушения норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что работа истца в период с 28 февраля 1998 года по 1 января 2005 года (с 28 февраля 1998 года в должности агронома, с 1 ноября 1999 года в должности ведущего агронома – заведующего Джанкойским районным пунктом по карантину растений госинспекции по карантину растений по АРК) приравнивается к государственной гражданской службе. В архивной справке от 28 января 2020 года , выданной ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым по личному составу» также указано, что истцу был присвоен 11 ранг 6 категории должностей государственного служащего. Стаж государственной службы на 29 декабря 2012 года составляет 16 л. 10. м 4 дн. Должность истца приравнивалась к должности государственного гражданского служащего, поскольку он осуществлял на ППКР г. Джанкой - аэропорт «Ветеран» функции государственного органа с властными полномочиями, которые выражаются в обеспечении выполнения правовых актов органов государства в сфере карантина растений путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и усматривается из материалов дела, что по данным трудовой книжки истец ФИО1 был принят 28 февраля 1998 года на работу в Государственную инспекцию по карантину растений на должность агронома; 1 ноября 2004 года переведен ведущим агрономом по Джанкойскому РКП; согласно приказу от 17 ноября 2005 года название его должности изменено на должность государственного инспектора по карантину растений.

29 декабря 2005 года истец принял присягу государственного служащего и в этот же день ему присвоен 11 ранг государственного инспектора по карантину растений.

30 декабря 2019 года с истцом расторгнут служебный контракт на основании приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым с освобождением его от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа.

Решением комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 18 декабря 2014 года стаж государственной гражданской службы ФИО1 в целях установления надбавки к должностному накладу за выслугу лет определен как 18 лет 9 месяцев 27 дней.

Министерством труда и социальной защиты Республики Крым истцу была назначена пенсия по выслуге лет; при этом в стаж государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет был включен период работы истца с 01 января 2005 года по 31 декабря 2019 года.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты от 9 апреля 2020 года в стаж государственной гражданской службы истца в целях назначения пенсии за выслугу лет спорный период с 28 февраля 1998 года по 1 января 2005 года не были включены, поскольку занимаемые в данный период истцом должности не являлись должностями государственной гражданской службы.

В соответствии с дополнениями к исторической справке за 1997- 1999 годы и за 2000-2005 годы, представленными ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу», исх. от 19 апреля 2021 года, согласно штатному расписанию на 1997 год определена структура Пограничной государственной инспекции по карантину растений АР Крым, и в сеть подведомственных организаций входят районные пограничные пункты по внутреннему карантину растений, в том числе Джанкойский; во исполнение приказа Министерства агропромышленного комплекса АР Крым от 10 августа 1998 года № 242 Джанкойский районный пункт по карантину растений был ликвидирован с 1 мая 1999 года; на 1 января 2000 года в структуру Пограничной государственной инспекции по карантину растений по АР Крым входил Пограничный пункт карантина растений - аэропорт «Ветеран» в г. Джанкое; по штатному расписанию на 1 января 2001 года в структуре произошли следующие изменения: должность главного специалиста была изменена на должность главного агронома, а должность ведущего специалиста на должность ведущего агронома; в связи с переименованием Пограничной государственной инспекции по карантину растений по АР Крым в Государственную инспекцию по карантину растений по АР Крым городские и пограничные пункты карантина растений были переименованы в пункты карантина растений с 1 января 2005 года.

Согласно приказу Пограничной госинспекции по карантину растений по АР Крым от 15 апреля 1999 года в связи с ликвидацией Джанкойского районного пункта по карантину растений обслуживание подкарантинных точек района было возложено на Джанкойский пограничный пункт по карантину растений; обслуживание подкарантинных точек района было вменено в служебные обязанности агронома второй категории Джвнкойского пограничного пункта по карантину растений ФИО1, освободив его от обязанностей дежурного специалиста по заградпосту «Чонгар».

Согласно архивной справке ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу» от 28 января 2020 года истец был принят с 2 марта 1998 года в порядке перевода агрономом без категории на Джанкойский ППКР, с 1 ноября 1999 года переведен агрономом второй категории ППКР и назначен заведующим Джанкойским районным пунктом по карантину растений.

Как установлено Уставом Пограничной государственной инспекции по карантину растений Республики Крым 1997 года и Положением о пограничной государственной инспекции по карантину растений АР Крым 2001 года, пограничный пункт в аэропорту города Джанкой «Ветеран», на котором работал истец с 28 февраля 1998 года агрономом, а с 1 ноября 1999 года – ведущим агрономом – заведующим Джанкойским районным пунктом по карантину растений госинспекции по карантину растений по АР Крым, данная государственная инспекция по карантину растений по АР Крым является специально уполномоченным государственным органом по карантину растений.

В штатных расписаниях за спорный период в структурном подразделении государственной инспекции по карантину растений по АР Крым – в ППКР г. Джанкой – аэропорт «Ветеран» указана одна штатная единица «заведующий пунктом».

Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона Украины от 30 июня 1993 года №3348-ХН «О карантине растений», а также разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «0 практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», обоснованно исходил того, что согласно законодательству, действовавшему в спорный период, только служба на должности заведующего пограничным пунктом при одновременном исполнении по должности обязанностей государственного инспектора по карантину могла быть учтена в стаж государственной гражданской службы. Между тем, трудовая книжка истца не содержит записей о работе истца на указанных должностях; полномочия государственного инспектора по карантину растений были возложены на истца только в 2005 году. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что должности агронома и ведущего агронома в спорный период работы истца были приравнены к должности государственного служащего Украины. Из анализа штатных расписаний, представленных за спорный период работы истца, также не усматривается, что должность агронома и ведущего агронома была приравнена к должности государственного служащего Украины.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, признала выводы суда сделанными с правильным применением норм материального права при верном определении юридически значимых обстоятельств дела.

Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции кассатора, занимаемой в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к повторному изложению исковых требований и не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебного постановления.

Вопреки доводам кассатора суды верно определили закон, подлежащим применению, руководствовались нормативно-правовыми актами, в том числе указанными в кассационной жалобе, не допустив их ошибочного толкования и применения.

Так, согласно пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Согласно Указу Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» утверждены Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации; Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.

В пункте 2 Указа в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Российской Федерации в указанный стаж.

Согласно Указу Президента РФ от 16 января 2017 года № 15 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) им в указанный стаж.

Вопреки доводам кассатора суды первой и апелляционной инстанции учли положения Законом Украины от 30 июня 1993 года №3348-ХН «О карантине растений», согласно которому государственная служба по карантину растений Украины состояла из центрального специального уполномоченного органа по карантину растений – Главной государственной инспекции по карантину растений с Центральной научно-исследовательской лабораторией и Центральным фумигационным отрядом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины и иных специальных органов в области карантина растений, подчиненных Главной государственной инспекции по карантину растений. Иными специальными органами по карантину растений являлись Пограничная государственная инспекция по карантину растений Республики Крым, пограничные государственные областные и государственные областные инспекции по карантину растений; государственные городские инспекции по карантину растений; межрайонные и районные пункты по карантину растений; пограничные пункты по карантину растений при морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях и в аэропортах (на аэродромах), на предприятиях почтовой связи, автомобильных дорогах (автовокзалах, автостанциях); пункты пропуска по карантину растений на государственной границе Украины; областные фумигационные отряды, карантинные лаборатории.

Компетенция пограничной государственной инспекции по карантину растений Республики Крым и пограничных государственных областных, государственные областных и городских инспекций по карантину растений регулировалась положениями статьи 7 Закона Украины «О карантине растений» и в целом сводилась к проведению карантинных проверок, государственному контролю за проведением карантинных мероприятий, выдаче сертификатов на семена, растения и продукцию растительного происхождения, принятию мер по локализации и ликвидации карантинных объектов, предупреждению их распространения и др.

В статье 12 Закона содержится перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль по карантину растений, организация и осуществление государственного контроля по карантину растений возлагается на главных государственных инспекторов по карантину растений, их заместителей и государственных инспекторов по карантину растений.

Согласно части 4 данной статьи главные, ведущие специалисты и специалисты всех категорий приграничных областных, областной, городской инспекции по карантину растений, заведующие пограничными пунктами по карантину растений в морских, речных портах (на пристанях), на соответствующих железнодорожных станциях, в аэропортах, на главпочтампах или шоссейных путях по должности являются одновременно государственными инспекторами по карантину растений соответствующей территории или пункта.

Законом Украины от 3 апреля 2003 года № 674 - IV «О внесении изменений в Закон Украины «О карантине растений», вступившим в силу с 1 января 2004 года, на должностных лиц, которым предоставлены полномочия государственных инспекторов по карантину растений, распространено действие Закона Украины «О государственной службе».

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 года № 241-р должности работников органов Государственной службы по карантину растений отнесены к соответствующим категориям должностей государственных служащих. С учетом указанного были внесены изменения в Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины 3 мая 1994 года № 283.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 552 от 12 июля 2005 года пункт 2 Порядка дополнен абзацем 15, согласно которому в стаж государственной службы включается работа (служба) на должностях Главного государственного инспектора по карантину растений Украины, главных государственных инспекторов по карантину растений Республики Крым, области и города Киева, их заместителей, а также главных, ведущих специалистов и специалистов всех категорий пограничных областных, областной, городской инспекции по карантину растений, заведующих пограничными пунктами по карантину растений в морских, речных портах (на пристанях), на соответствующих железнодорожных станциях, в аэропортах, на главпочтамтах или шоссейных путях, которые по должности являются одновременно государственными инспекторами по карантину растений соответствующей территории или пункта, со дня вступления в силу Закона Украины от 30 июня в 1993 года № 3348 - XII «О карантине растений» (с 24 августа в 1993 года).

Законом Украины от 19 января 2006 года № 3369-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О карантине растений» внесены изменения в указанный Закон, в связи с чем Закон Украины «О карантине растений» был изложен в новой редакции.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Украины «О карантине растений» в редакции Закона Украины от 19 января 2006 года № 3369-IV организация и осуществление государственного контроля возлагались на Главного государственного инспектора по карантину растений Украины, главных государственных инспекторов по карантину растений Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей и государственных инспекторов по карантину растений.

Согласно частям 5-7 данной статьи государственными инспекторами по карантину растений являются специалисты Государственной службы по карантину растений Украины. На должностных лиц, которым предоставлены полномочия государственных инспекторов по карантину растений, распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». Должностным лицам, которым предоставлены полномочия государственных инспекторов по карантину растений, стаж государственной службы засчитывается со дня вступления в силу Закона Украины «О карантине растений».

Указом Президента РФ от 16 января 2015 года № 15 «О по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации» установлено, что при определении соответствия граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя и претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, квалификационным требованиям к стажу государственной гражданской службы, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанный стаж засчитываются периоды замещения с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года должностей, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года - должностей, по которым засчитывались ранги государственных служащих.

В перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532, внесены изменения.

В соответствии с новым пунктом 15.2 определены периоды замещения гражданами Российской Федерации, указанными в пункте 15.1 настоящего перечня, с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года следующих должностей, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года должностей, по которым присваивались ранги государственных служащих (пункт «б»).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Вопреки требованиям данных статей кассатором в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств замещения истцом должности государственных гражданских служащих Украины.

С доводами кассационной жалобы о незаконности оспариваемого судебного акта невозможно согласиться, так как суд первой инстанции верно определил закон, подлежащий применению, и правильно распределил бремя доказывания. Вопреки утверждению кассатора суды нижестоящих инстанций тщательно исследовали все представленные сторонами доказательства отдельно и в совокупности, результаты оценки доказательств подробно и мотивированно приведены в тексте оспариваемых судебных постановлений.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.

Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.

Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление13.01.2022