ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-23549/2021 от 18.11.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело№88-23549/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Ившиной Т.В.

судей Бросовой Н.В., Кизирбозунц Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2021 года по гражданскому делу № 2-455/2021 по иску ФИО1 к Муниципальному Бюджетному Учреждению «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» об индексации заработной платы и взыскании задолженности по индексации зарплаты, компенсации по ст. 236 ТК РФ и морального вреда,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному Бюджетному Учреждению «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» об индексации заработной платы и взыскании задолженности по индексации зарплаты, компенсации по ст. 236 ТК РФ и морального вреда, указывая, что состоит в трудовых отношениях с Муниципальным Бюджетным Учреждением «Централизованная библиотечная система г. Ижевска», подразделение - Центральная библиотека им. Некрасова с 23 августа 2017 года в должности библиограф 2 категории, руководителем организации является ФИО9. Оплата труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации города Ижевска от 09 октября 2013 года №1233. Считает, что работодателем допущены нарушения его трудовых прав: с момента трудоустройства не была произведена индексация заработной платы за период 2018-2019 годы. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06 декабря 2017 года № 2716-р, Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 19 июля 2019 года №164-РГ, а также Едиными рекомендациями по установлению на региональном, федеральном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год индексация должна была осуществляться для бюджетников следующим образом: в 2018 году - на 4%, в 2019году – на 4,3%. Просил возложить обязанность на МБУ «Централизованная библиотечная система г.Ижевска» произвести выплату индексации заработной платы ФИО1 за период с 2018-2019 годы.

В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования, окончательно просил: взыскать с МБУ ЦБС г. Ижевска в свою пользу недополученную заработную плату (индексацию) в размере 114 058 рублей в период с 01 января 2018 года по 31 января 2021 года; взыскать с МБУ ЦБС г. Ижевска в свою пользу компенсацию (ст. 236 ТК РФ) в размере 21796,80 руб., взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда 500 000 рублей, услуги адвоката в размере 15 000 рублей.

Решением Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 февраля 2021 года исковые требования ФИО1 к Муниципальному Бюджетному Учреждению «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» об индексации заработной платы и взыскании задолженности по индексации зарплаты, компенсации по ст. 236 ТК РФ и морального вреда, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2021 года решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 февраля 2021 года, оставлено без изменений.

В кассационной жалобе, поданной заявителем ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как установлено судом, согласно Уставу МБУ ЦБС г. Ижевска» организационно-правовая форма учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п.1.1).

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск», в лице Администрации города Ижевска и является собственником имущества (п. 1.3).

Учреждение является юридическим лицом (п.1.5).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; субсидии, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и бюджетные инвестиции; средства от оказания платных услуг; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством РФ (п.3.7).

Учреждение обязано, в том числе, обеспечивать своевременное и в полном объеме выплату работникам Учреждения заработной платы и иных выплат, производить индексацию заработной платы в соответствии действующим законодательством ( подп.4 п.4.2).

23 августа 2017 между МБУ «Централизованная библиотечная система г.Ижевска» и ФИО1 заключен трудовой договор б/н, МБУ «ЦБС г.Ижевска» принимает истца на работу в Центральную муниципальную библиотеку им. Н.А. Некрасова на должность библиографа 2 категории, с испытательным сроком три месяца. Договор является основным, бессрочным. П. 9 договора Работнику установлен оклад (должностной оклад) в размере 7200,00 рублей в месяц, ежемесячная надбавка за должностное категорирование в размере 5% - 360,00 рублей в месяц; ежемесячная премия в размере 25% оклада на основании Положения об оплате труда работников МБУ ЦБС 1800,00 рублей в месяц.

Согласно п.9.5, 9.6 договора оплата труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации города Ижевска от 09 октября 2013 года № 1233; другие стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с Положением по оплате труда Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Ижевска».

Работнику устанавливается ежемесячная выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 15%.

Режим рабочего времени устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для сотрудников Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Ижевска».

Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.2, 5, 8, 21, 22, 130, 134, 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система г.Ижевска» является бюджетным учреждением, индексация заработной платы возможна только после разработки и принятия соответствующего нормативно-правового акта Администрацией города Ижевска, который в настоящее время отсутствует. Ответчиком Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» разработано на основании Постановления Администрации города Ижевска №1233 от 09 октября 2013 года, и содержит исчерпывающий перечень размеров должностных окладов, установленных сотрудникам учреждений культуры города Ижевска, и не подлежит изменению работодателем (МБУ ЦБС) в одностороннем порядке.

Судом не установлено фактов неправомерных действий или бездействий работодателя в отношении работника.

С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов двух инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.

Доводы истца о наличии у него права на индексацию заработной платы судебной коллегией не принимаются в силу их ошибочности.

Так, согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, из вышеприведенной нормы права следует, что ответчик как муниципальное учреждение лишен права самостоятельного определения механизма осуществления индексации, и индексация заработной платы его работников зависит от порядка, установленного нормативными актами.

Доводы кассационной жалобы о том, что индексация заработной платы не зависит от формы собственности и вида управления организацией, противоречат вышеприведенным правовым нормам.

Вопреки доводам жалобы такое правовое регулирование не является проявлением дискриминации в отношении работников бюджетных учреждений.

Судами проанализированы нормативные правовые акты администрации в области индексации заработной платы работников муниципальных учреждений и сделан мотивированный вывод о том, что нарушений в их применении в отношении истца не допущено.

Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что нормы материального и процессуального права судами применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, которым дана соответствующая оценка по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы о неправомерном отказе в компенсации морального вреда и индексации согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, несостоятельны, поскольку судами не установлено нарушений прав истца, а также несвоевременной выплаты.

Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Ившина

Судьи Н.В. Бросова

Т.Т. Кизирбозунц

Постановление25.11.2021