ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2360/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-375/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Егоровой Е.С. и Авериной Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ленинского района города Астрахани Астраханской области о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 22 октября 2021 г., на решение Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 8 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района города Астрахани Астраханской области, в котором просила взыскать в ее пользу с ответчика денежные средства в связи с бракосочетанием в размере 20 000 руб., на оздоровление в размере 20 000 руб., денежные средства в виде единовременного поощрения по итогам работы за 2019 год в размере двух должностных окладов 12 678 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 8 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований указав, что с 2016 года она является муниципальным служащим, в нарушение локальных актов ответчик не выплатил ей денежные средства в связи с бракосочетанием в 2019 г. и на оздоровление в 2020 г. Полагает заявленные требования обоснованными, поскольку данная обязанность работодателя закреплена трудовым договором, иными нормативными актами администрации МО «Город Астрахань» и локальными актами работодателя. Ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких обстоятельств в ходе рассмотрения гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы не установлено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Астраханской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» от 4 сентября 2007 г. N 52/2007-03.
Статьей 10 закона от 4 сентября 2007 года N 52/2007-03 установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.
Оплата труда (денежное содержание) лиц, замещающих должности муниципальной службы Астраханской области состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размерах: при стаже муниципальной службы в процентах от 1 года до 5 лет – 10, от 5 до 10 лет -15, от 10 до 15 лет -20 свыше 15 лет -30; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи.
Установлен базовый должностной оклад в размере 2952 руб.
Размеры должностных окладов муниципальных служащих Астраханской области в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы устанавливаются в коэффициентном отношении к размеру базового должностного оклада.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи.
Судами установлено, что 1 июня 2016 г. между администрацией Ленинского района г. Астрахани в лице главы администрации района ФИО2, действующего на основании Положения об администрации Ленинского района г. Астрахани и ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому муниципальный служащий принимается в административную комиссию администрации Ленинского района г. Астрахани на должность главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Астраханской области от 8 июля 2005 года № 38/2005-03 ответственный секретарь административной комиссии является муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста органов местного самоуправления.
Разделом 6 трудового договора предусмотрено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 100 % должностного оклада, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 10 % должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения по итогам службы за месяц в размере 90 % должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемой один раз в год, в размере одного должностного оклада, материальной помощи в размере в размере двух должностных окладов. Денежное содержание устанавливается и выплачивается в соответствии с решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 29 ноября 2007 г. №146 «Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих г. Астрахань». Соглашением об изменении условий трудового договора от 16 ноября 2016 г., пункт 7.3 раздела 7 трудового договора об отпусках от 1 июня 2016 г. изложен в новой редакции. Соглашением об изменении условий трудового договора от 11 января 2018 г. в абзац 1 пункта 6.1 раздела 6 трудового договора от 1 июня 2016 года внесены изменения об изменении должностного оклада - 6339 руб.
Дополнительным соглашением от 4 февраля 2019 г. в абзац 3 пункта 6.1 статьи 6 трудового договора внесены изменения относительно надбавки за выслугу лет, которая установлена в размере 15% должностного оклада.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Астраханской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 1 статьи 10 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» от 4 сентября 2007 года N 52/2007-03, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Астраханской области «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий» от 8 июля 2005 г. № 38/2005-03 органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области наделяются государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий со дня вступления настоящего Закона в силу на неопределенный срок.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Астраханской области «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий» предусмотрено, что систему комиссий составляют: комиссии, образуемые в каждом муниципальном районе Астраханской области; комиссия, образуемая в «Закрытом административно-территориальном образовании Знаменск Астраханской области»; четыре комиссии, образуемые в городском округе «Город Астрахань» в соответствии с его административно-территориальным делением.
Статьей 2 данного Закона установлено, что финансирование деятельности административных комиссий осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области путем предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
Объем субвенций, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов согласно приложению к настоящему Закону и уточняется ежегодно.
Порядком расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований Астраханской области по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий, являющимся приложением к Закону Астраханской области «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий» предусмотрено, что месячное денежное содержание одного специалиста- члена комиссии, работающего на постоянной оплачиваемой основе, размер, которого не должен превышать размер месячного денежного содержания одного главного специалиста государственной гражданской службы Астраханской области.
С целью бюджетного неравенства на выплату месячного денежного содержания, оплата труда истца осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области и бюджета муниципального образования «Город Астрахань».
Перечень материальных средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, определяется Правительством Астраханской области.
Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых и материальных средств, полученных на осуществление государственных полномочий по образованию и организации деятельности административных комиссий, на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению управление делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) (далее - уполномоченный орган) вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия по образованию и организации деятельности административных комиссий также и за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, из совокупности приведенных выше правовых норм следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Размер поступившей субвенции, предоставляемый из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань» на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по образованию и деятельности административных комиссий расходуется в строгом соответствии с целевым назначением, направленным на организацию деятельности административных комиссий.
Постановлением мэра г. Астрахани №4140-м от 26 мая 2011 г. утверждено Положение о порядке выделения денежных средств на оздоровление муниципальных служащих администрации г. Астрахани и ее структурных подразделений (с изм. от 15 июля 2011 г. и 19 декабря 2019 г.), согласно которому выплата денежных средств на оздоровление работникам осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города на соответствующий финансовый год на содержание администрации города и ее структурных подразделений в размере 20 000 руб. (пункт 4). Решение о выделении денежных средств на оздоровление принимается руководителем администрации города и структурного подразделения администрации города на основании личного заявления муниципального служащего (пункт 5). Постановлением Администрации «Город Астрахань» от 2 июня 2015 г. № 5450 утверждено Положение о материальном стимулировании муниципальных служащих муниципального образования «Город Астрахань».
Согласно данному Положению (раздел VI «иные виды поощрения и материальной помощи» пункт 2) предусмотрена выплата в качестве поощрения и материальной помощи при бракосочетании муниципального служащего по его заявлению и при предъявлении копии свидетельства о браке в размере 20 000 руб.
Пунктом 7 того же раздела Положения предусмотрена выплата муниципальным служащим единовременного поощрения за счет полученный в текущем финансовом году экономии по фонду оплаты труда, соответствующих структурных подразделений органов местного самоуправления.
Согласно данному Положению за качественное и квалифицированное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности, компетентность при исполнении поручений руководителя, проявленную при этом инициативу и творческий подход, а также сложность и срочность выполняемых работ муниципальный служащий может быть поощрен денежной премией в размере одного должностного оклада. Максимальный размер данного поощрения не может превышать двух должностных окладов в год (раздел II). Муниципальным служащим может быть выплачено единовременное поощрение за счет полученной в текущем финансовом году экономии по фонду оплаты труда, соответствующих структурных подразделений органов местного самоуправления (п. 7 раздела VI). Решение о поощрении муниципального служащего и оказании ему материальной помощи по вышеуказанным основаниям принимаются руководителями органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» и самостоятельных структурных подразделений администрации МО «Город Астрахань». Выплату денежных поощрений муниципальным служащим органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» и структурных подразделений администрации МО «Город Астрахань», предусмотренных разделом II и пунктами 6, 7 раздела VI настоящего Положения, производится исключительно по согласованию с главой администрации МО «Город Астрахань» (раздел VII).
Приказом администрации Ленинского района г. Астрахани от 20 декабря 2019 г. №241-о в соответствии с пунктом 7 раздела VI Положения о материальном стимулировании муниципальных служащих МО «Город Астрахань» принято решение о поощрении денежной премией в размере 2 должностных окладов, в том числе 17 сотрудников администрации Ленинского района г. Астрахани, замещающих должности муниципальной службы, согласно приложению 1 (л. д. 51-52), среди которых истец ФИО1 не значится.
26 марта 2020 г. и 8 мая 2020 г. ФИО1 обращалась к главе администрации Ленинского района г. Астрахани с заявлениями о выплате материальной помощи в размере 20 000 руб. в связи с бракосочетанием в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением мэра города Астрахани № 3450 от 2 июня 2015 г. и выплате денежных средств на оздоровление в размере 20 000 руб. в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением мэра города Астрахани № 462 от 19 декабря 2019 г.
Согласно ответам администрации Ленинского района г. Астрахани от 1 апреля 2020 г. и 21 мая 2020 г. истцу отказано в испрашиваемых выплатах, поскольку финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Размер поступившей субвенции, предоставляемый из бюджета Астраханской области бюджету МО «Город Астрахань» на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по образованию и организации деятельности административных комиссий по состоянию на 1 января 2020 г. освоен в полном объеме, а выплаты денежных средств на оздоровление не предусмотрены.
24 декабря 2019 г. ФИО1 обращалась с заявлением о выплате ей материальной помощи в связи с бракосочетанием и единовременного поощрения за счет полученной в текущем финансовом году экономии по фонду оплаты труда.
16 января 2020 г. письмом администрации муниципального образования «Город Астрахань» ей сообщено, что размер поступившей субвенции, предоставленной из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань» на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по образованию и организации деятельности административных комиссий, не предусматривает выплату муниципальным служащим - членам административной комиссии - денежных средств на указанные выплаты.
Законодатель не запрещает органам местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий (абзацы 2 и 5 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Однако, муниципальное образование «Город Астрахань» не вправе воспользоваться своими правами, влекущими расходование средств местного бюджета, поскольку является дотационным муниципальным образованием, где доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов системы Российской Федерации (за исключением субвенций, субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 20 процентов собственных доходов местного бюджета и на него распространяются ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством, расходные обязательства на оплату специалиста административной комиссии, предусмотрено в соответствии с бюджетной классификацией. По состоянию на 31 декабря 2019 г., остатков лимитов бюджетных ассигнований, источником которых являются средства муниципального образования «Город Астрахань», недостаточно для осуществления выплат указанных в обращении.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, правильно исходил из того, что организационное обеспечение деятельности административной комиссии осуществляет исполнительный орган государственной власти Астраханской области, уполномоченный Правительством Астраханской области. Организационное обеспечение деятельности муниципальных комиссий осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование деятельности административных комиссий осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области путем предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области, общий объем которых определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов и уточняется ежегодно. Перечень материальных средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, определяется Правительством Астраханской области.
Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых и материальных средств, полученных на осуществление государственных полномочий по образованию и организации деятельности административных комиссий, на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению управление делами губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) (далее - уполномоченный орган) вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, материалами дела установлено, что согласно бюджетной классификации, оплата труда специалиста административной комиссии относится к расходным обязательствам муниципального образования. Однако, муниципальное образование «Город Астрахань» не вправе воспользоваться своими правами, влекущими расходование средств местного бюджета на выплаты вопрос о которых ставит истец, поскольку является дотационным муниципальным образованием, где доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов системы Российской Федерации (за исключением субвенций, субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 20 процентов собственных доходов местного бюджета и на него распространяются ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Разрешая возникший спор с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку расходы на материальное стимулирование, ежегодные выплаты денежных средств на оздоровление муниципальных служащих МО «Город Астрахань», оказание материальной помощи в связи с бракосочетанием не входят в состав субсидии. Собственные денежные средства у муниципального образования «Город Астрахань» на выплату указанных сумм отсутствуют.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что по смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Астраханской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 12 статьи 10 Закона «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области», относится к гарантированным- выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.
Установленные же приведенными выше нормативными правовыми актами виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относятся выплата премии, материальной помощи при бракосочетании и в связи с оздоровлением не шляются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Оказание единовременной материальной помощи и премии является правом, а не обязанностью работодателя и не осуществлено в связи с отсутствием финансовой возможности и лимитов бюджетных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела. Суды дали надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Разрешая заявленные требования, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 8 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Е.Г. Аверина
Постановление09.03.2022