Дело № 88-23634/2022
30RS0010-01-2021-001237-38
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 26 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Губаревой С.А., Авериной Е.Г.,
с участием прокурора Солдатова С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании незаконным и отмене распоряжения об освобождении от занимаемой должности муниципальной службы в связи с утратой доверия, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО6, представителя ответчика по доверенности ФИО7, прокурора Солдатова С.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным и отменить распоряжение администрации МО «Красноярский район» от 13 августа 2021 года №-л «Об освобождении от замещаемой должности муниципальной службы в связи с утратой доверия», восстановить его в должности муниципальной службы начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район», взыскать с администрации МО «Красноярский район» в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула, начиная с 13 августа 2021 года по дату вынесения судом решения, а также компенсацию морального вреда в размере руб.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 12 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2022 года решение Красноярского районного суда Астраханской области от 12 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что суды нижестоящих инстанций необоснованно пришли к выводу о том, что занимаемая ФИО1 должность муниципальной службы включена в перечень должностей, при замещении которой служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку в постановлении администрации МО «Красноярский район» от 28 марта 2018 года № и Перечне должностей муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район» должность начальника структурного подразделения со статусом юридического лица не поименована, при этом тождественность понятий «самостоятельный отдел» и «структурное подразделение со статусом юридического лица» не установлена.
Считает необоснованными выводы судов о неисполнении им обязанности по представлению работодателю сведений о доходах и расходах за период с 2018 год по 2021 год, и о том, что представленные сведения являлись заведомо недостоверными и неполными. Указывает, что комиссии были представлены документы, подтверждающие подачу в электронном виде 15 мая 2019 года уточненной справки о доходах и расходах за 2018 год, и подачу 29 января 2020 года сведений о доходах и расходах бывшей супруги и проживающих с ней совместно детей, ставших известными ему в период с мая по январь 2021 года. Ссылается на факт того, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует НПА, напрямую либо косвенно запрещающий обязанному лицу подавать справки о доходах либо уточняющие справки в форме электронного документа, в том числе в виде содержащей подпись лица скан- копии либо документа, подписанного электронной подписью.
Выражает несогласие с выводами судов о законности проверки, проведенной в отношении него в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 30 июля 2012 года №. Считает ошибочными выводы о недопустимости применения при проведении проверки положений распоряжения администрации МО «Красноярский район» от 18 апреля 2013 года №-р.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО8, представитель ответчика по доверенности ФИО7, участие которых обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, прокурор Солдатов С.А.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО6, поддержавших жалобу, представителя ответчика по доверенности ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора Солдатова С.А., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими изменению, отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 с 1 декабря 2003 года проходил муниципальную службу в администрации МО «Красноярский район».
Распоряжениями главы администрации МО «Красноярский район» от 6 апреля 2015 года №-л «О назначении ФИО1» и от 15 апреля 2015 года №-л «О внесении изменений в распоряжение администрации района от 6 апреля 2015 года №-л» ФИО1 15 апреля 2015 года назначен на должность муниципальной службы начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район».
Из условий заключенного администрацией МО «Красноярский район» с ФИО1 трудового договора № от 6 апреля 2015 года и дополнительного соглашения к нему от 15 апреля 2015 года следует, что местом работы работника является администрация МО «Красноярский район», договор заключен на неопределенный срок с 15 апреля 2015 года (пункты 1.2 и 1.3 договора).
Муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 2.2 трудового договора).
Разделом 4 должностной инструкции начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район», утвержденной распоряжением администрации МО «Красноярский район» от 13 ноября 2015 года №-р, установлена ответственность начальника отдела за достоверность и своевременность представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.
Согласно Положению об отделе по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район», утвержденному решением Совета МО «Красноярский район» от 31 марта 2015 года № отдел по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» является структурным подразделением администрации МО «Красноярский район». Отдел является юридическим лицом, имеет счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием и изображением герба, штампы, бланки.
В целях оптимизации работы органов местного самоуправления, надлежащего исполнения вопросов местного значения муниципального района решением Совета МО «Красноярский район» принято решение о реорганизации, в том числе, отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» путем присоединения к администрации МО «Красноярский район».
Распоряжением главы МО «Красноярский район» ФИО18 от 29 декабря 2020 года №-р «Об организационно-штатных изменениях в администрации МО «Красноярский район» отдел по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» реорганизован путем присоединения его к администрации МО «Красноярский район», упразднен со штатной численностью: начальник отдела - 1 единица, ведущий специалист - 2 единицы, старший специалист - 1 единица и специалист - 1 единица.
В указанное распоряжение 17 февраля 2021 года распоряжением №-р и 30 марта 2021 года распоряжением №-р внесены изменения, отдел по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» реорганизован путем присоединения к администрации МО «Красноярский район», упразднены должности ведущего специалиста - 2 единицы, старшего специалиста - 1 единица, специалиста - 1 единица и штатная единица начальника данного отдела.
В связи с указанными обстоятельствами 8 апреля 2021 года ФИО1 уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата и расторжением трудового договора, ему предложены имеющиеся вакантные должности.
В ответе на указанное уведомление ФИО1 14 апреля 2021 года выразил согласие на предлагаемую ему должность заведующего сектором ГО ЧС и мобилизационной работе администрации МО «Красноярский район».
11 июня 2021 года начальник отдела по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции администрации МО «Красноярский район» ФИО7 обратилась к главе с докладной запиской, указав на то, что по результатам проведенного отделом анализа справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1, его супруги и несовершеннолетних детей, представленных муниципальным служащим ФИО1, имеются основания полагать о наличии недостоверности или неполноты данных сведений.
ФИО3 основании указанной докладной записки глава администрации МО «Красноярский район» ФИО18 распоряжением от 15 июня 2021 года №-р «О проведении проверки» поручил отделу по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции (ФИО2) в срок до 14 августа 2021 года провести в отношении ФИО1, начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район», проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду.
О назначении указанной проверки ФИО10 был уведомлен 17 июня 2021 года.
Письмами отдела по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции администрации МО «Красноярский район» от 21 июля 2021 года и от 27 июля 2021 года от ФИО10 затребованы письменные объяснения по обстоятельствам отражения им недостоверных и неполных сведений.
Объяснения ФИО10 даны 22 июля 2021 года и 2 августа 2021 года.
В ходе проведения проверки отделом была затребована информация от УФНС по Астраханской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области», Министерства социального развития и труда по Астраханской области, ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», ПАО «Росбанк», а также объяснения от бывшей супруги ФИО1 - ФИО11
Письмом администрации МО «Красноярский район» от 3 августа 2021 года ФИО1 уведомлен об окончании проверки и представлении составленного по результатам проверки доклада.
В рамках проведенной проверки установлено, что ФИО1 в разделе 1 «Сведения о доходах» в справках ФИО1 за 2018 и 2019 года в строке 6 «Иные доходы» не отражен доход сумме рублей (2018 год - рублей, 2019 год - рублей), полученный от ГУ Астраханское РО Фонд социального страхования Российской Федерации; в справке, представленной на супругу ФИО12 за 2019 год, в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» не отражен доход в сумме рублей, полученный от ГУ Астраханское РО Фонд социального страхования РФ.
Указанные обстоятельства ФИО1 в ходе проведения проверки и рассмотрения дела в суде опровергнуты не были.
Между тем, согласно Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в строке «Иные доходы» указываются все виды пособий, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, если данные выплаты не были включены в справку по форме 2- НДФЛ, выдаваемую по месту службы (работы).
Не указание данных сведений свидетельствует о представлении ФИО1 недостоверных сведений о своих доходах и доходах его супруги ФИО12
Также установлено, что на основании договора купли-продажи от 31 августа 2009 года ФИО1, ФИО12 и их несовершеннолетним детям ФИО13 и ФИО14 на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли) принадлежала квартира, расположенная по
ФИО3 основании договора раздела общего имущества и дарения доли квартиры от 21 августа 2020 года ФИО1 подарил свою долю в квартире ФИО12, договор оформлен нотариально в присутствии ФИО1
В нарушение пункта 166 Методических рекомендаций сведения о безвозмездном отчуждении доли в квартире ФИО1 в графе 2 «Иное недвижимое имущество» раздела 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате сделки», в справке ФИО1 за 2020 год не отражены.
Впоследствии указанная квартира с согласия ФИО1 на основании договора купли-продажи от 21 декабря 2020 года была продана ФИО12 и несовершеннолетними ФИО13 и ФИО14 третьим лицам, за руб.
В нарушение пункта 60 Методических рекомендаций сведения о получении доходов несовершеннолетним ФИО13 и ФИО14 на общую сумму рублей от продажи недвижимого имущества не отражены в строках 6 «Иное недвижимое имущество» раздела 1 «Сведения о доходах» представленной ФИО1 справки за 2020 год в отношении своих несовершеннолетних детей.
Установлено, что при заключении договора ФИО1 действовал как законный представитель несовершеннолетнего ФИО13, подписал договор от его имени, а также письменно выразил согласие на совершение сделки несовершеннолетним ФИО14, следовательно, он не мог не знать об условиях совершенной сделки.
Таким образом, ФИО1 знал о получении своими несовершеннолетними детьми ФИО13 и ФИО14 дохода на общую сумму руб., однако данных сведений в справках не указал.
Согласно Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки за 2020 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 указываются доходы, в том числе, полученные, от реализации недвижимого имущества, транспортных средств и иного имущества.
В справке ФИО1 за 2020 год в графе 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» не отражены доходы, полученные по договору купли-продажи от 15 сентября 2020 года транспортного средства – легкового автомобиля «, 2011 года выпуска, гос. номер №, приобретенного 14 мая 2020 года.
Договор купли-продажи на приобретение и продажу транспортного средства к справкам о доходах ФИО1 за 2020 год не приложены.
В ходе проверки ФИО1 представлена копия договора купли- продажи транспортного средства от 15 сентября 2020 года, по условиям которого стоимость автомобиля определена в размере руб., гос. номер также передан покупателю.
При этом проверкой установлены основания полагать о занижении стоимости автомобиля, поскольку анализ сайта объявлений о продаже автомобилей , показал, что в среднем автомобили 2010-2012 года выпуска выставляются на продажу по цене от до руб. Кроме того, проданный ФИО1 автомобиль имел государственный номерной знак с цифрами № регион №, стоимость которого начинается от руб.
В ходе проверки достоверно установлено, что ФИО1 знал о получении дохода от продажи транспортного средства, но заведомо не указал об этом в справках о доходах за 2020 год, что свидетельствует о представлении заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно Методическим рекомендациям в строке «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» раздела 1 «Сведения о доходах» справки указывается общая сумма доходов, выплаченных в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам (счетам) в банках и иных кредитных организациях, вне зависимости от их вида и валюты, включая такие доходы от вкладов (счетов), закрытых в отчетном периоде. Следует учитывать срок вклада и периодичность начисления по нему процентов. Сведения о наличии соответствующих банковских счетов и вкладов указываются в разделе 4 справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях».
По информации АО «Россельхозбанк» от 12 июля 2021 года № на протяжении 2018 и 2019 годов ФИО12 хранила на депозитных счетах указанного банка денежные средства, ей было открыто 8 депозитных счетов на срок от 1 до 6 месяцев, по каждому из которых были зачислены проценты по вкладу: за 2018 год - руб., за 2019 год - руб.
Всего за 2018, 2019 годы доход ФИО12 по вкладам в АО «Россельхозбанк» составил руб.
Доводы ФИО1 о невозможности получения сведений о счетах, открытых на имя его супруги ФИО12 по причине сложившихся в семье сложных отношений, комиссией признаны несостоятельными, так как согласно методическим рекомендациям, постановлению администрации МО «Красноярский район» от 11 марта 2016 года № (подпункт б пункта 14) при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей муниципальному служащему следует до истечения срока представления сведений обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Красноярский район», ее структурных подразделений со статусом юридического лица и урегулированию конфликта интересов с соответствующим заявлением. По итогам рассмотрения заявления комиссия уполномочена признать причины невозможности представления сведений объективными и уважительными.
Такое заявление ФИО1 в комиссию подано не было.
ФИО12 в своих объяснениях подтвердила, что ФИО1 знал о наличии открытого на ее имя депозитном счете в АО «Россельхозбанк», с которого она каждые 6 месяцев снимала проценты по вкладу.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о представлении ФИО1 заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах супруги за 2018 и 2019 годы.
В представленной муниципальным служащим ФИО1 справке за 2019 год доход супруги по основному месту работу МБУ «МКДЦ «Мир» составил руб.
По информации УФНС России по Астраханской области от 14 июля 2021 года доход по основному месту работы ФИО12 – МБУ «МКДЦ «Мир» за 2019 года составляет руб.
Доводы ФИО1 о ежегодном обращении к работодателю ФИО12 с просьбой о содействии в выдаче справок о заработной плате супруги опровергаются объяснениями руководителя МБУ «МКДЦ, «Мир» ФИО15, согласно которым ФИО1 по вопросу получения сведений о доходе супруги ФИО12 за 2018, 2019 годы к нему не обращался.
Таким образом, ФИО10 вновь представлены заведомо неполные и недостоверные сведения о доходах своей супруги ФИО11 за 2019 год.
Согласно Методическим рекомендациям в случае, если общая сумма денежных поступлений на счет за отчетный период превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года, графа «Сумма поступивших на счет денежных средств» раздела 4 подлежит заполнению. В этом случае к справке прилагается выписка о движении денежных средств по данному счету за отчетный период.
При сопоставлении сведений полученных в ходе проверки от ПАО «Сбербанк» и сведений раздела 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справок о доходах ФИО1 за 2019, 2018, 2017 годы, установлено, что поступление денежных средств по счету «МИР Классическая (руб.)», открытому на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк за 2019 год составило руб., что 1, 83 раз превышает сумму дохода его семьи за отчетный 2019 год и два предыдущих года, составляющую руб.
Поступление денежных средств по счету «МИР Классическая (руб.)», открытому на имя ФИО1 в ПАО «Сбербанк» за 2018 год составила руб., что также превышает сумму дохода его семьи за отчетный 2018 года и два предыдущих года, составляющую руб.
При этом сумма поступивших на счет денежных средств в графе 6 раздела 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» в нарушение методики заполнения в справках ФИО1 за 2018 и 2019 годы не указаны, выписки о движении денежных средств по счету не приложены.
Установлено, что размер денежных средств, поступивших на счета ФИО1 за период 2018-2020 годов ( руб.), в 5,5 раз превышает доход его семьи, отраженный справках за тот же период ( руб.).
Источник происхождения денежных средств в размере, значительно, превышающем доходы семьи за отчетный год и два предыдущих, на счетах в 2018 и 2019 годах ФИО1 пояснить не смог.
Не отражение сведений о суммах, поступивших на счет денежных средств и не представление выписок о движении денежных средств по счетам согласно докладу свидетельствует о заведомом представлении неполных и недостоверных сведений о доходах ФИО1 на 2018-2019 годы, что может быть расценено как намерение муниципального служащего скрыть информацию о наличии иных (скрытых) источников получения дохода.
При сопоставлении сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях, указанных в разделе 4 справок ФИО1, ФИО12, ФИО13 за 2018-2020 годы с информацией ПАО «Сбербанк» от 12 июля 2021 года, АО «Россельхозбанк» от 12 июля 2021 года, ПАО «Росбанк» от 23 июля 2021 года установлено не отражение ФИО1 счетов; текущий счет, открытый 11 сентября 2015 года в АО «Россельхозбанк» на имя ФИО1, не отражен в справках за 2018, 2019, 2020 годы. Остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2018 года составил рублей, на 31 декабря 2019 года - рублей, на 31 декабря 2020 года - рублей, счет на протяжении 2018 - 2020 годов ежемесячно использовался ФИО1 для погашения кредитных обязательств перед банком; текущий счет, открытый 4 марта 2020 года в ПАО «Росбанк» на имя ФИО1 не отражен в справке за 2020 год, остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2020 года составил 3.30 рублей; текущий счет, открытый 24 января 2017 года в АО «Россельхозбанк» на имя ФИО12,, не отражен в справках за 2018 и 2019 годы, остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2018 года составил 0 рублей, на 31 декабря 2019 года - 1,03 рублей, в 2018, и в 2019 года имеются движения по счету; депозитный счет, открытый 3 августа 2018 года в АО «Россельхозбанк» на имя ФИО12, не отражен в справке ФИО12 за 2018 год, остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2018 года составил рублей. В 2019 году счет закрыт с выплатой процентов в сумме рублей. Доход, полученный по вкладу, в справке за 2019 год также не указан; депозитный счет, открытый 3 сентября 2019 года в АО «Россельхозбанк» на имя ФИО12, не отражен в справке ФИО12 за 2019 год. Остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2019 года составил рублей; счет «Сберкарт», открытый 09.07.2009 в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО12 не отражен в справках ФИО12 за 2018, 2019 годы. Остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2018 года и 31 декабря 2019 года составил 17 рублей, счет закрыт 3 марта 2020 года; счет «До востребования», открытый 8 ноября 2019 года в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО13 не отражен в справках ФИО13 за 2019, 2020 годы. Остаток денежных средств на счете по состоянию на 31 декабря 2019 года и 31 декабря 2020 года составил 10 рублей. Кроме того, установлено, что в справке указан счет, открытый 16 ноября 2017 года в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО12, с остатками но счету на 31 декабря 2018 года и 31 декабря 2019 года - 0 рублей, однако банк наличие счета с такой датой открытия не подтвердил. В ПАО «Сбербанк» на имя ФИО12 имеются 2 других счета, открытых 9 февраля 2018 года и 14 октября 2015 года с остатками на 31 декабря 2018 года и 31 декабря 2019 года - 0 рублей. Оба счета закрыты 13 июня 2019 года. По счету, открытому 14 октября 2015 года сумма поступивших средств за 2018 год составила рублей.
Таким образом, установлено, что ФИО1 знал о наличии открытых на его имя, имя супруги и несовершеннолетнего ребенка счетов, но не отразил их в справках за 2018-2020 годы.
Также установлено, что в справке ФИО1 за 2019 год в строке 2 «Иное недвижимое имущество» раздела 7 не отражено отчуждение 19 декабря 2019 года 1/4 доли в квартире, расположенной по , в пользу ФИО16; за 2020 год в графе 2 «Иное недвижимое имущество» раздела 7 не отражено отчуждение 7 сентября 2020 года 1/4 доли в квартире, расположенной по , в пользу ФИО12; за 2020 год в графе 1 «Земельные участки» раздела 7 не отражено отчуждение 7 сентября 2020 года земельного участка, расположенного по в пользу ФИО12
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в докладе начальника отдела по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции администрации МО «Красноярский район» ФИО7 от 3 августа 2021 года, составленного по результатам проведенной проверки достоверности и полноты представленных ФИО1 сведений, который наряду с объяснениями ФИО1 был заслушан на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО «Красноярский район» 10 августа 2021 года.
Из доклада также следует, что доказательств ошибочного (неточного) указания сведений в справках вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или организацией в выданных документах, а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях произошла по причинам, независящим от сотрудника, в материалах проверки в части сведений, признанных неполным и недостоверными, не имеется.
Доказательств неосведомленности ФИО1 о наличии счетов в банках на его имя, имя супруги и несовершеннолетнего ребенка в ходе проверки не представлено.
Исходя из положений Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного Письмом Минтруда России от 21 марта 2016 года №, выявленные нарушения в ходе настоящей проверки не могут быть отнесены к категории малозначительных.
В ходе проверки установлены поименованные в указанном Обзоре отягчающие обстоятельства: совершение двух и более нарушений требований антикоррупционного законодательства, представление недостоверных пояснений, расцененное, как действия, направленные на затруднение хода проверки, наличие неснятых дисциплинарных взысканий, а также смягчающие обстоятельства: совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые.
ФИО3 заседании комиссии по результатам голосования установлено, что представленные за 2018, 2019 и 2020 года ФИО1 сведения являются недостоверными и неполными, рекомендовано применение к нему взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Распоряжением главы администрации МО «Красноярский район» от 13 августа 2021 года №-л ФИО1 освобожден от замещаемой должности муниципальной службы 13 августа 2021 года в связи с утратой доверия в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», трудовой договор от 6 апреля 2015 года № (с учетом изменений) с ним расторгнут.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 11, 21, 189, 349.6 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции», пришел к обоснованному выводу о признании установленным факта совершения ФИО1 дисциплинарного проступка коррупционной направленности, выразившегося в предоставлении неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, об обоснованности применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, соблюдения порядка и сроков проведения проверки и последующего привлечения к дисциплинарной ответственности.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела и обоснованно исходил из следующего.
Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года № Пр-2685) названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу положений статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основополагающих принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции указано установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
ФИО3 основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие должности, указанные в пункта 1-3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно части 9 указанной статьи 8 невыполнение гражданином или лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 5 приведенной статьи предусмотрено, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно статье 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2).
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Доводы жалобы о том, что судом не приняты в качестве доказательств представленные истцом документы, подтверждающие подачу в электронном виде 15 мая 2019 года уточненной справки о доходах и расходах за 2018 год, и подачу 29 января 2020 года сведений о доходах и расходах бывшей супруги и проживающих с ней совместно детей, ставших известными ему в период с мая по январь 2021 года, являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки служащий (работник) может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления сведений (1 (30) апреля года, следующего за отчетным), а именно в срок до 1 (31) мая года, следующего за отчетным. Представление уточненных сведений предусматривает повторное представление только справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в которой не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (пункты 27 и 28).
В разделе II. Методических рекомендаций установлены требования к заполнению справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункты 33-37). Так форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации № от 23 июня 2014 года "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - справка) и является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения.
В пункте 5 Методических рекомендаций, указано на то, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
Таким образом, сведения о доходах должны подаваться лично лицом, на которое возложена такая обязанность, и соответственно справка должна быть подписана непосредственно им.
В материалы дела истцом ФИО1 представлены только копии сопроводительных писем к данным справкам, сами уточненные справки в материалах дела и личном деле ФИО1 отсутствуют, что также было установлено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО «Красноярский район».
Кроме того, установлено отсутствие в сопроводительном письме от 15 мая 2019 года информации об отчетном периоде, за который ФИО1 подается уточненная справка.
Копия письма от 29 января 2020 года свидетельствует о представлении ФИО1 дополнений к сведениям о доходах и расходах за 2019 год с приложением флеш-носителя. Поскольку уточнение данных сведений, исходя из требований вышеуказанных Методических рекомендаций, допускается только путем предоставления соответствующей справки, оснований для принятия данного сопроводительного письмо в качестве документа, подтверждающего уточнение сведений о доходах и расходах истца за 2019 года, не имеется.
Кроме того, данная справка от 29 января 2020 года была подана главе администрации МО «Красноярский район» ФИО17 в период осуществления компании по предоставлению сведений о доходах и расходах муниципального служащего за 2019 год.
Вместе с тем, согласно вышеуказанным Методических рекомендациям, служащий (работник) может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления сведений, то есть 30 апреля 2020 года (пункт 27).
Принимая во внимание, что законодательством не предусмотрена возможность подачи справки о доходах в электронном виде, истцом ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении им порядка подачи уточненных сведений, то представленные им копии писем не подтверждают исполнение им обязанности по подаче полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доводы жалобы истца ФИО1 о том, что занимаемая им должность муниципальной службы не включена в перечень должностей, при замещении которой служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судебная коллегия также признает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 2, 4 части 1 статьи 14.2 Закона Астраханской области «О противодействии коррупции» № от 28 мая 2008 года сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», представляют: лица, замещающие муниципальные должности; лица, замещающие должности муниципальной службы в Астраханской области, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Законом установлен Перечень должностей муниципальной службы в Астраханской области, при замещении которых муниципальные служащие представляют сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в соответствии с которым должность начальника самостоятельного отдела относится к должности муниципальной службы в администрации муниципального района Астраханской области.
В соответствии с Законом Астраханской области № от 4 сентября 2007 года «Об отдельных вопросах правового урегулирования муниципальной службы в Астраханской области» должность начальника самостоятельного отдела относится к главной группе должностей.
Постановлением администрации МО «Красноярский район» от 24 апреля 2020 года № утверждено Положение о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район» и ее структурных подразделениях со статусом юридического лица, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с которым муниципальный служащий обязан предоставлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
Также постановлением администрации МО «Красноярский район» от 31 марта 2020 года № утвержден Перечень должностей муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район» и ее структурных подразделениях со статусом юридического лица, предусмотренный статьями 8, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в который входит в том числе, начальник самостоятельного отдела.
Кроме того, обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрена положениями должностной инструкции и трудового договора.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия вопреки доводам жалобы считает, что поскольку должность, занимаемая истцом, относится к должности муниципальной службы, как начальника самостоятельного отдела, то ФИО1 обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом коллегия отмечает, что такая обязанность исполнялась ФИО1 на протяжении последних 5 лет службы, что свидетельствует о его информированности о наличии данной обязанности.
Судебная коллегия также не может согласиться и с доводами кассационной жалобы о незаконности проведенной в отношении него проверки ввиду не применения распоряжения администрации МО «Красноярский район» от 18 апреля 2013 года №-р. Приведенные доводы коллегия считает основанными на ошибочном толковании истцом норм права в силу следующего.
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении аналогичных положений о проверке.
Одновременно частью 6 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Данная норма Федерального закона № 25-ФЗ в полной мере соотносится с положениями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которому при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - запросы в уполномоченные органы и организации), обладают только высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и их специально уполномоченные заместители (пункты 5 и 8 перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденного Указом № 309).
Таким образом, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих, содержащий процедуру направления органами местного самоуправления обращений высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации о направлении запросов в уполномоченные органы и организации.
Вместе с тем муниципальным образованием также принимается собственное положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих на основании части 7 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 6 Указа № 1065 и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», содержащее процедурные вопросы организации и проведения проверки, и не заменяющее соответствующее положение о проверке, принятое нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Астраханской области таким нормативным актом является постановление Губернатора Астраханской области от 30 июля 2012 года № «О Положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Астраханской области, муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Астраханской области, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению».
Данным Положением установлен порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальным служащим, замещающими должности муниципальной службы в Астраханской области за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному период.
Данная проверка сведений по решению представителя нанимателя осуществляется подразделением органа местного самоуправления, ответственного за кадровую работу и профилактику коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицом органа местного самоуправления, ответственным за кадровую работу и профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Основанием для осуществления такой проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке работником кадрового подразделения либо ответственным должностным лицом.
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, срок может быть продлен, но не более чем на 90 дней.
Также данным Положением установлена необходимость представления доклада о результатах проведенной проверки.
Материалами дела подтверждается, что проверка достоверности и полноты сведений, представленных ФИО1, была произведена должностным лицом в соответствии с приведенным Положением, с соблюдением порядка и сроков ее проведения.
При этом, необходимости применения при проведении проверки распоряжения администрации МО «Красноярский район» от 18 апреля 2013 года №-р у должностного лица, проводившего проверку не имелось, поскольку данным распоряжением утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных казенных (бюджетных) учреждений, и лицами, замещающими эти должности.
Между тем, занимаемая истцом ФИО1 должность муниципальной службы начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» не относится к должности руководителя муниципального казенного (бюджетного) учреждения, в связи с чем вопреки доводам жалобы оснований для применения при проведении проверки распоряжения администрации МО «Красноярский район» от 18 апреля 2013 года №-р у должностного лица не имелось, согласования решения о проведении проверки с Советом МО «Красноярский район» вопреки доводам жалобы также не требовалось.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона (часть 1).
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Как разъяснено в пункте 53 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Факт нарушения истцом требований действующего законодательства, выразившийся в предоставлении неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своей супруги и несовершеннолетних детей, установлен в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами проверки, которая проведена полно и объективно, и ничем не опровергнута.
Установленные проверкой факты послужили основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При увольнении истца учтены обстоятельства совершения муниципальным служащим проступка, характер и тяжесть, предшествующее поведение.
Мера взыскания – увольнение, несмотря на наличие ранее вынесенных истцу поощрений, выслугу лет истца, с учетом неоднократности нарушений предоставления соответствующих сведений, их масштабности, периодичности, по мнению судебной коллегии, соответствует тяжести проступка. При этом коллегия отмечает, что возможность увольнения муниципальных служащих за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи