86MS0073-01-2020-003321-66
№ 88-2440/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Челябинск 25.02.2022
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бабкиной С.А., рассмотрев гражданское дело № 2-1795-2902/2020 по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 2 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.11.2020, апелляционное определение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.09.2021,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском ИП ФИО2 о защите прав потребителя, взыскании произведенной оплаты 15 000 руб., неустойки не более цены услуги 15 000 руб., компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование иска сcылалась на то, что 30.01.2020 оплатила билеты на мероприятие – концерт Garou. В назначенное время 21.03.200 концерт не состоялся. 20.03.2020 истцом подана заявка на возврат стоимости билетов. Однако до настоящего времени стоимость ей не возвращена.
Решением мирового судьи судебного участка №2 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.09.2021, в удовлетворении исковых требований ИП ФИО2 о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя, при рассмотрении спора по существу суды, применив специальный порядок и сроки возмещения стоимости билетов утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 442, пришли к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении требований, необоснованно оставили без внимания доводы о том, что требование о возврате денежных средств направлено ответчику до отмены концерта, требования истца связаны с расторжением договора, что допускается статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), с учетом статьи 31 названного закона срок возврата средств наступил 30032020, то есть до 01.04.2020 и внесения изменений Федеральным законом №98-ФЗ.
Истец полагает, что когда договор на зрелищное мероприятие уже был расторгнут и наступили обязательства по возврату средств положения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 442 не подлежат применению.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, что истец приобрела два электронных билета на концерт Garou, который должен был состояться 21.03.2020 в большом зале киноконцертного театра «Космос», общей стоимостью 15 000 руб. Организатором концерта являлся ответчик ИП ФИО2, продавцом билетов выступило ООО «Городские зрелищные кассы».
20.03.2020 истцом подана заявка на возврат стоимости билетов по причине: событие отменили, заменили или перенесли.
21.03.2020 концерт Garou не состоялся по причине введенных на территории Свердловской области ограничительных мер в соответствии с Указом губернатора Свердловской области от 18.03.2020 №100-уг «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (Covid-19).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что правовых оснований для возврата стоимости билетов не имеется, поскольку сведений об отмене концерта в дело не представлено.
Применив Положение об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 442, суды сделали вывод о том, что в настоящее врем у истца отсутствует право требовать возврата стоимости билетов.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов являются верными.
Согласно статье 52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденным ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в редакции от 01.04.2020), правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации.
Организации исполнительских искусств и музеи в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации, утверждают порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц (с указанием должностных лиц, осуществляющих такое переоформление) именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий.
Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 442 утверждено Положение об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Согласно пункту 2 Положения, при отмене или переносе зрелищных мероприятий, проводимых организацией исполнительских искусств или музеем, в связи с введением режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, организация исполнительских искусств или музей размещают на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацию об отмене или переносе зрелищных мероприятий, а в случае переноса зрелищного мероприятия также информацию о дате и времени проведения такого зрелищного мероприятия после даты отмены режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, и о возможности его посещения по ранее приобретенному посетителем билету.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2020 № 1203 установлено, что действие вышеназванного Положения распространяется на правоотношения, возникшие с 16.03.2020.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения, при отмене организацией исполнительских искусств или музеем проведения зрелищных мероприятий организация исполнительских искусств, музей или уполномоченное лицо, у которого приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на указанное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки (далее - уполномоченное лицо), вправе предложить посетителю посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, либо возместить посетителю полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Возврат полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене или переносе зрелищных мероприятий, проводимых организацией исполнительских искусств или музеем, в связи с введением режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется организацией исполнительских искусств, музеем, или уполномоченным лицом посетителю по его инициативе:
не позднее 30 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости электронного билета, электронного абонемента или электронной экскурсионной путевки в организацию исполнительских искусств, музей или к уполномоченному лицу с помощью сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», через который были оформлены и приобретены;
в день обращения посетителя о возврате стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки в организацию исполнительских искусств, музей или к уполномоченному лицу, которое может быть осуществлено им не ранее даты отмены режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
Поскольку претензия об отказе от исполнения договора и возврате денежных средств подана истцом 20.03.2020, обязанность по возврату денежных средств ответчиком должна была быть исполнена не позднее 20.04.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 № 830 внесены изменения в Положение, в соответствии с которыми, при переносе мероприятия посетителю предлагается посетить перенесенное мероприятие на новую дату проведения мероприятия по старому билету или обменять билет на ваучер. Возврат денежных средств за билет предусмотрен только в случае отмены мероприятия (пункты 3, 3 (1) Положения).
Согласно пункту 4 Положения возврат полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене зрелищных мероприятий, проводимых организацией исполнительских искусств или музеем, в связи с введением режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется организацией исполнительских искусств, музеем или уполномоченным лицом посетителю по его инициативе:
не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости электронного билета, электронного абонемента г электронной экскурсионной путевки в организацию-исполнитель искусств, музей или к уполномоченному лицу с помощью сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», через который были оформлены и приобретены;
не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки в организацию исполнительских искусств, музей или к уполномоченному лицу, которое может быть осуществлен им не ранее даты отмены режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
В силу пункта 5 Положения посетитель имеет право обратиться за возвратом стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки в организацию исполнительских искусств, музей или к уполномоченному лицу с даты отмены режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения:
не позднее 6 месяцев в случае, указанном в пункте 3 настоящего Положения;
не позднее 9 месяцев, в случае, установленном в абзаце шестом пункта 3 (1) настоящего Положения.
В указанные пункты Положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2020 № 1203 изменения не вносились.
Режим повышенной готовности, введенный Указом Губернатора Свердловской области №100-УГ от 18.03.2020 на территории Свердловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, до настоящего времени не отменен.
Таким образом, проведение мероприятия, запланированного на 21.03.2020, стало невозможным и остается таковым в силу чрезвычайных обстоятельств, возврат стоимости билетов производится только в случае отмены проведения зрелищного мероприятия и в сроки, установленные Положением. Поэтому истец вправе потребовать возврата стоимости билета не ранее даты отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Свердловской области №100-УГ от 18.03.2020. Сроки удовлетворения требований истца, установленные Положением, на дату обращения с иском не наступили.
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в иске.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Так, в кассационной жалобе истец ссылается на неприменение судами положений статей 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона о защите прав потребителей, однако истцом не учитывается, что к спорным правоотношениям подлежит применению Положение, устанавливающее особый порядок возврата средств в связи с введением режима повышенной готовности. Отказ ответчика от концерта был связан именно с введением запретов на проведение зрелищных мероприятий, поскольку был заявлен 20.03.2020, тогда как ограничительные меры были введены на территории Свердловской области 18.03.2020.
В этой связи, судами правомерно применено к правоотношениям сторон вышеназванное Положение.
Кроме того, согласно сведениям размещенным на официальном сайте kassy.ru (htps://ekb.kassy.ru/news/) концерт Garou назначен на 21.04.2022, организатором выступает ИП ФИО2
Поскольку концерт не отменен, то оснований для удовлетворения требования истца не имелось.
По существу доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход рассмотрения спора, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.11.2020, апелляционное определение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья