ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-24465/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-108/2023
УИД: 34RS0006-01-2022-002521-97
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галченковой О.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, поступившей в суд 7 июня 2023 г., на решение Центрального районного суда Волгоградской области от 26 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Галченкова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию.
Исковые требования мотивированы тем, что 20 сентября 1995 г. супруг истца Галченков Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб при исполнении своих служебных обязанностей в органах МВД России в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области. Истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца. Истец полагает, что она имеет право на компенсацию, предусмотренную частью 1.1 статьи 12 ФЗ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» т.к. достигла возраста 50 лет, в повторный брак не вступала. 6 мая 2022 г. Галченкова О.В. обратилась к ответчикам с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, однако получила отказ. До настоящего времени право истца на получение компенсации не реализовано. Просит суд признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Волгоградской области, выразившееся в отказе Галченковой О.В. в письмах от 16 мая 2022 г. № 40/26900, от 26 мая 2022 г. №3/271, в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, выразившееся в отказе Галченковой О.В. в письме от 30 мая 2022 г. № 35/то/9/1-925, в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника. Обязать ответчиков назначить Галченковой О.В. ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего сотрудника, с даты подачи заявления, с 6 мая 2022 г. Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб.
Решением Центрального районного суда Волгоградской области от 26 января 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области в назначении Галченковой О.В. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, выраженное в письме от 30 мая 2022 г. №ОГ-35/то/9/1-925; обязано Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области ОГРН 1023403439180 назначить Галченковой О.В. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 2.1 статьи 11 Федерального закона № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты обращения истца, на которое дан ответ в письме от 30 мая 2022 г. № ОГ-35/то/9/1-925; взысканы с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области в пользу Галченковой О.В. судебные расходы за составление искового заявления 5000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 апреля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Суд указывает в решении, что перевод Галченкова Г.В. в органы уголовно-исполнительной системы реализован не был в связи с его гибелью. Таким образом, суд признает в судебном решении, что Галченков Г.В не переходил на службу в уголовно-исполнительную систему и не мог этого сделать так как погиб 20 сентября 1995 г.
Действие Федерального закона N 247-ФЗ на сотрудников уголовно- исполнительной системы не распространяется, а Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными законодательными актами выплата ежемесячной денежной компенсации членам семей сотрудников УИС не была предусмотрена (на момент возникновения права на указанную компенсацию у истца Галченковой О.В.).
До перехода на службу в учреждения и органы УИС Минюста России сотрудники учреждений и органов УИС МВД России в полном объеме обладали правовым статусом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем, члены их семей имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации по последнему месте прохождения службы сотрудника или гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Ввиду того, что до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система входила в состав МВД Российской Федерации, а Галченков Г.В. был исключен из личного состава из органов внутренних дел в связи со смертью до 1 сентября 1998 г, то истец Галченкова О.В. имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 указанного Федерального закона N 247-ФЗ при условии соблюдения установленных указанным законом требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Галченкова О.В. является вдовой сержанта внутренней службы Галченкова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего 20 сентября 1995 г. вследствие военной травмы при исполнении своих служебных обязанностей в должности младшего инспектора отдела безопасности исправительно-трудовой колонии № 9 в органах МВД России в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области, что подтверждается свидетельством о смерти I-РК № 282869 от 22 сентября 1995 г., свидетельством о браке II-ЯО № 173313 от 13 марта 1979 г., справкой ГУ МВД России по Волгоградской области от 15 ноября 2022 г., справкой ГУ МВД России по Волгоградской области от 17 августа 2021 г.
С 5 февраля 2009 г. Галченковой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена пенсия по случаю потери кормильца, на льготных условиях – по достижении 50 лет, выплачиваемой ГУ МВД России по Волгоградской области, что подтверждается письмом ГУ МВД России по Волгоградской области № 9/11-86вн, материалами пенсионного дела № 41/26900, справкой ГУ МВД России по Волгоградской области от 15 ноября 2022 г.
Согласно справки ГУ МВД России по Волгоградской области от 15 ноября 2022 г., с ноября 2022 г. по ноябрь 2022 г. Галченковой О.В. выплачена пенсия по случаю потери кормильца и один раз материальная помощь в среднем в месяц в размере 13095 руб.
Иных лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца Галченкова Г.В. нет.
5 мая 2022 г. истец обратилась в ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 ФЗ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.
В письме ГУ МВД России по Волгоградской области от 26 мая 2022 г. №3/1271 было указано на необходимость обратиться за компенсацией в УФСИН России по Волгоградской области.
С заявлением о назначении ежемесячной компенсации истец обратилась к УФСИН России по Волгоградской области.
Из ответа УФСИН России по Волгоградской области №ОГ-35/то/9/1-925 от 30 мая 2022 г. следует, что указанная компенсация назначается органами МВД РФ.
Судом установлено, что личное и пенсионное дело погибшего сотрудника находится в ГУ МВД России по Волгоградской области. Как пояснила истец, меры социальной поддержки оказывает ей УФСИН России по Волгоградской области.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований к УФСИН по Волгоградской области, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что на Галченкову О.В., как на члена семьи сотрудника, погибшего при выполнении служебных обязанностей колонии в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области, учреждении уголовно-исполнительной системы, распространяется действие части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; условия для назначения оспариваемой ежемесячной денежной компенсации истцом соблюдены (достижение возраста 50 лет, состояние в браке с погибшим на день гибели и последующее невступление в брак, а также получение пенсии по случаю потери кормильца).
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Галченковой О.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признание незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию, поскольку пришел к выводу о том, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком.
Разрешая заявленные требования Галченковой О.В. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, оценил представленные стороной заявителя документы, подтверждающие фактическое несение данных расходов, признал их допустимыми доказательствами, и, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, удовлетворил заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы за составление искового заявления в сумме 5 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на верном толковании норм материального права.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", введенный в действие с 1 января 1994 г., установил, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся в том числе, сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, при этом порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и другими законами РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и нормативно-правовыми актами МВД РФ, статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", распространившей действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России.
В силу части 1.1 и 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 настоящей статьи, относятся:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В силу статьи 24 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 (ред. от 29 декабря 2022 г.) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» уголовно-исполнительная система МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 г. центральными и территориальными органами, учреждениями, организациями и имуществом, с 1 сентября 1998 г. переданы в ведение Министерства юстиции РФ.
Судом установлено, что перевод Галченкова Г.В. в органы уголовно-исполнительной системы реализован не был в связи с его гибелью.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В отношении членов семьи погибших сотрудников уголовно-исполнительной системы предусмотрены следующие меры поддержки: в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 2.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 36 и 37 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также на погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах. (часть 2.1 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В пункте 2.2 статьи 11 указанного ФЗ от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 2.1 настоящей статьи, относятся: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 2.1 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В пункте 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1783 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе (далее - уполномоченные органы).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на истца Галченкову О.В., как на члена семьи сотрудника, погибшего при выполнении служебных обязанностей колонии в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области, учреждении уголовно-исполнительной системы, распространяется действие части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правопреемником колонии в Указе Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 указана уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации, в дальнейшем ФСИН России, подразделением которой является УФСИН России по Волгоградской области.
Условия для назначения оспариваемой ежемесячной денежной компенсации истцом соблюдены (достижение возраста 50 лет, состояние в браке с погибшим на день гибели и последующее невступление в брак, а также получение пенсии по случаю потери кормильца).
Учитывая изложенные, выводы судов нижестоящих инстанций о возложении на УФСИН России по Волгоградской области о признании бездействия незаконными, возложении обязанности назначить Галченковой О.В. ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего сотрудника, основаны на правильном толковании и применении норм материального права,
Доводы кассационной жалобы о том, что истец имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона № 247-ФЗ за счёт ГУ МВД России по Волгоградской области, поскольку до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система входила в состав МВД Российской Федерации, а Галченков Г.В. был исключён из личного состава из органов внутренних дел в связи со смертью до 1 сентября 1998 г., являются необоснованными.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», действие которой было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (пункт 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1027-1), не содержал в себе правовую норму, предусматривающую ежемесячную выплату в связи с гибелью сотрудника.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относились сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентировался поименованным Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в её состав по состоянию на 1 августа 1998 г. центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба исполнения наказаний с передачей ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Таким образом, несмотря на то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы до августа 1998 г. входили в состав ОВД РФ, финансирование УИК осуществлялось самостоятельным, отличным от МВД бюджетом. С учётом этого МВД России не вправе назначать и производить за счёт средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей бывших сотрудников государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, которая в свое время являлась правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Волгоградской области.
В целом все доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств по делу, не опровергают выводы судебных инстанций, положенные в основу принятых по делу судебных актов и не подтверждают наличия существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда Волгоградской области от 26 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области – без удовлетворении.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Ф.Г. Руденко