ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Судья Прохоров А.Ю. Дело №88-24622/2022
ГСК Таран А.О. (докл.) № дела суда 1-й инстанции 2-167/2021
Сибятуллова Л.В.
Волошина С.Г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Краснодар 30 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Ивановой Е.В., Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия реестровой ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта,
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта. В обоснование требований указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1749 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного в . Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах запретной зоны военного объекта. 17.02.2016г. в ЕГРН внесено ограничение прав (реестровый номер границы в ЕГРН №) на земельный участок с кадастровым номером № Между тем, как отмечает истец, земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен полигон, находится на значительном удалении (более 600 метров) от земельного участка с кадастровым номером №. По мнению истца, наложение ограничения прав на земельный участок произошло вследствие ошибки в данных, предоставленных федеральными органами исполнительной власти для межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель, действующей в соответствии с пунктами 16, 17 «Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2014г. №405. Как следует из публичной кадастровой карты, запретная зона нанесена внутри границ земельных участков, где рядом не установлена запретная зона, что указывает на допущенную техническую ошибку со стороны уполномоченных органов Минобороны, принявших решение об установлении запретной зоны на части земельного участка истца. В свою очередь, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (далее - ФГКУ «УЛХИП») Министерства обороны сообщило истцу, что решение принималось на основании правоустанавливающих документов - госакт №А-1 № 247602 и материалов лесоустройства. С доводами уполномоченных органов Минобороны истец не огласился, что послужило основанием для обращения в суд с исковыми требованиями, согласно которым, с учетом последующих уточнений, ФИО1 просил суд признать наличие ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта на земельный участок с кадастровым номером № в местоположении границ запретной зоны (запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, учетный № (реестровый номер границы в ЕГРН №) внесена в ЕГРН 17.02.2016г.), решение об установлении которой принято Министерством обороны РФ, в ведении которого находится военный объект, повлекшей реестровую ошибку в сведениях ЕГРН, и исправлении указанной ошибки в сведениях о зоне с особыми условиями в порядке, установленном действующим законодательством, то есть органом, уполномоченным на принятие решения об установлении запретной зоны (Министерством обороны РФ), с последующим направлением установленных действующим законодательством документов в целях осуществления кадастрового учёта изменений запретной зоны.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30.08.2021г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал наличие ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта на земельный участок с кадастровым номером № в местоположении границ запретной зоны (запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, учетный № (реестровый номер границы в ЕГРН №), внесена в ЕГРН 17.02.2016г.) решение об установлении принято Министерством обороны Российской Федерации, в ведении которого находится военный объект, повлекшей реестровую ошибку в сведениях ЕГРН.
Возложил обязанность на орган, уполномоченный на принятие решения об установлении запретной зоны - Министерство обороны Российской Федерации исправить допущенную ошибку в сведениях о зоне с особыми условиями в порядке, установленном действующим законодательством, с последующим направлением установленных действующим законодательством документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях осуществления кадастрового учета изменений запретной зоны.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года вышеуказанное решение суда отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В суд поступили возражения от представителя ответчика Министерства обороны РФ– Дудина С.А., а также представителя третьего лица администрации муниципального образования г.Новороссийск – ФИО3, согласно которым ответчик и третье лицо просили суд оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1749 кв.м, расположенного в , что подтверждается выпиской из ЕГРН №.
Из документов ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отдел по г. Новороссийску за исх. №13-10/ГЗ-32186 в части, касающейся объектов и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:, тракторный парк, следует, что согласно представленной топографической съемки и технической документации местоположение земельного участка определяется ранее как земли сельхоз назначения, где располагался тракторный парк, до 2016 года на участке располагались объекты недвижимости - здания и сооружения (литер А, Б, В), что усматривается из схемы земельного участка, технического паспорта на тракторный парк.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах запретной зоны военного объекта, согласно ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014 г. 28.04.2016г. в ЕГРН внесено ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером №.
Как усматривается из выписки ЕГРН (раздел 4.1), существуют ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014г.
Указанный участок после регистрации ограничения прав на земельный участок вошел в границы запретной зоны военного объекта – Саратовское лесничество Министерства обороны РФ, в пределах которой, согласно вышеуказанному Постановлению № 405 от 05.05.2014г., запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Применительно к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему истцу, запретная зона установлена на 1119 кв.м, от общей площади участка, которая составляет 1749 кв.м.
В рамках рассмотрения гражданского дела, в силу положений ст. 79 ГПК РФ определением районного суда по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «НЭК».
Согласно заключению эксперта № 03.21/131 от 09.07.2021г. установлено, что конфигурация границ по сведениям ЕГРН запретной зоны военного объекта - Саратовского лесничества Министерства обороны, тип зоны: Запретная зона при военном складе, №, индекс:, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: №, дата присвоения 2016-02-16, совпадает с конфигурацией границ земельного участка площадью 4049,37 гектаров войсковой части края, согласно сведениям, содержащимся в Плане землепользования войсковой части 68194 к Государственному акту на право пользования землей А-1 № № от 27.04.1983г. В связи с чем эксперт пришел к выводу, что возможно сведения о границах запретной зоны были внесены в ЕГРН на основании сведений, содержащихся в Плане землепользования войсковой части № к Государственному акту на право пользования землей А-1 Е №247602 от 27.04.1983г. на земельный участок, площадью 4049,37 гектаров.
Кроме того, в результате проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 05.05.2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» и «Положении об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (утвержденным Постановлением Правительства РФ т 05.05.2014 г. №405) для земельного участка с кадастровым номером № по адресу:, расположенного за пределами границ «земель населенных пунктов», внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Каких-либо данных о ширине запретной зоны, о величине расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, стороной ответчика представлено не было.
Экспертом установлено, что имеет место несоответствие местоположения (координат поворотных точек границ) Зоны с особыми условиями использования территории: наименование зоны (территории) по документу: Запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: Запретная зона при военном складе номер: 1, индекс: Краснодарский край, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: №, дата присвоения 2016-02-16, от (координат поворотных точек) границ по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером № по адресу:. Основные несоответствия в размеры данных несоответствий варьируются от 41,03 м до 605,04 метров.
Экспертом отмечено, что сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером №, по адресу:, были внесены в ЕГРН без учёта сведений о размерах и конфигурации границ земельного участка площадью 4049,37 га Войсковой части № края, содержащихся в Плане Землепользования войсковой части № к Государственному Акту на право пользования землей А-1 № от 27.04.1983г.
Учитывая изложенное, эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах запретной зоны военного объекта – Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: Запретная зона при военном складе, номер: 1, индекс:, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: №, дата присвоения 2016-02-16, содержится реестровая ошибка в части описания местоположения границ данной зоны.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, ссылаясь на заключение судебной экспертизы, признанной судом допустимым доказательством, сделал вывод об удовлетворении исковых требований, так как имеется реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах запретной зоны военного объекта – Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: Запретная зона при военном складе, №, индекс:.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился на основании следующего.
Отвод территории земельного участка к территории ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в границах которого расположен спорный земельный участок, произведен Министерству обороны Российской Федерации на основании правоустанавливающих документов на основании государственного акта А-1 №.
Вышеуказанная территория входит в границы Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации и поставлена на государственный кадастровый учет и установлена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Спорный земельный участок, расположенный в границах лесничества Министерства обороны Российской Федерации, исключён из состава земель лесного фонда Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» и передан Министерству обороны Российской Федерации в целях постоянного использования для нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.
На территории Саратовского лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны Страны», сведения о местоположении границ которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение об установлении запретных зон лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, принималось с учётом нормативно-правовых актов и материалов лесоустройства.
Решение о необходимости установления запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации принято на заседании межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиям использования земель в отношении военных объектов от 08.10.2015г. в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных сон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны Страны».
Суд апелляционной инстанции акцентировал внимание на том, что сведения о границах запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся приложением к указанному решению межведомственной комиссии, истцом в установленном законом порядке не оспаривались.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что спорный земельный участок отнесен к территории "запретная зона" на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Суд указал, что при этом установление запретной зоны было определено не Министерством обороны Российской Федерации, а Правительством Российской Федерации. Границы запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, содержащие графическое описание местоположения границ данной зоны с указанием перечня координат характерных точек этих границ в системе координат были установлены на основании решения межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, эти сведения о границах запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся приложением к указанному решению межведомственной комиссии, истцом не оспаривались, и под сомнение им не ставятся, данное решение межведомственной комиссии не подвергалось судебной проверке в порядке административного судопроизводства в соответствии с правилами подсудности, закрепленными в ст. 19 КАС РФ.
Также суд апелляционной инстанции указал, что установление ограничения прав на спорный земельный участок не лишает истца возможности владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с видом разрешенного использования по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации. Судом обращено внимание на то, что каких-либо доказательств невозможности получения такого согласования в рамках данного гражданского дела истцом не представлено. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку районным судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда отменил и вынес по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
Согласно постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вместе с "Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны") устанавливает законодательное правовое значение "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размешен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Целями установления запретных зон являются обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
В силу требований п. 7 вышеназванного Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра.
Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу требований п. 8 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра.
Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.
Положениями п. 9 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горючесмазочные материалы.
Пунктом 9.1 Положения установлено, внешняя граница специальной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 400 метров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра, за исключением внешних границ ранее установленных специальных зон.
Пунктом 16 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федераций, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
Судом апелляционной инстанции правомерно было установлено, что отнесение спорного земельного участка к «запретной зоне» основано на вышеуказанных положениях законодательства и не может быть изменено.
Кроме того, права и законные интересы на владение и пользование земельным участков истца не были нарушены данным обстоятельством.
На сегодняшний день сведения о границах запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся приложением к решению межведомственной комиссии, являются действующими и не оспаривались истцом, соответственно, судом правомерно были приняты во внимание данные сведения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, отсутствии реестровой ошибки при установлении запретной зоны в границах земельного участка истца.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев