ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №
УИД 23RS0037-01-2022-000951-44
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июня 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мотиной И.И.,
судей Бетрозовой Н.В., Руденко Ф.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Новороссийской таможне о признании незаконным отказа в направлении документов для назначении пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе Новороссийской таможни на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 октября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., выслушав объяснения ФИО2, представителя истца ФИО7, представителей Новороссийской таможни - ФИО8, ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Новороссийской таможне о признании незаконным отказа в направлении документов в Федеральную таможенную службу РФ для решения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что проходила службу в Новороссийской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с приобретением права на пенсию за выслугу лет, до приобретения права на страховую пенсию по старости она уволилась с федеральной государственной гражданской службы. На дату увольнения стаж государственной гражданской службы составил 29 лет 00 месяцев 29 дней, стаж федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением составляет более 7 лет. Для назначения пенсии за выслугу лет она обратилась к ответчику с заявлением, приложив документы, указанные в Перечне документов, утвержденном Приказом Минтруда России от 22.05.2017года № 436н. В числе прочих документов, к заявлению была приложена справка о пенсионном обеспечении, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ответчик не исполнил свою обязанность по передаче данного пакета документов в Федеральную таможенную службу РФ, вернул документы, указав на то, что из справки, предоставленной истцом, следует о не назначении истцу пенсии. Оценив содержание справки, выданной пенсионным фондом, ответчик указал на несоответствие данной справки перечню документов, необходимых для установления пенсии.
Истец считает, что Новороссийская таможня, получив пакет документов, согласно Правилам обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, должна была направить их в Федеральную таможенную службу Российской Федерации, которая после анализа представленных документов принимает решение об отказе либо о направлении в пенсионный фонд представления о назначении пенсии за выслугу лет либо возвращает документы без рассмотрения, в полномочия Новороссийской таможни не входит оценка документов, которые заявитель предоставляет для назначения пенсии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит обязать Новороссийскую таможню направить в Федеральную таможенную службу Российской Федерации пакет документов и ее заявление о назначении ей пенсии за выслугу лет.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 октября 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 14 апреля 2023 года удовлетворены исковые требования ФИО1 к Новороссийской таможне об спаривании отказа в направлении документов в Федеральную таможенную службу Российской Федерации для решения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет.
Суд обязал Новороссийскую таможню направить в Федеральную таможенную службу Российской Федерации заявление ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет в соответствие с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) с пакетом документов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включающих в себя заявление в Новороссийскую таможню о назначении пенсии, заверенную копию дубликата трудовой книжки, заверенную копию паспорта, справку о пенсионном обеспечении, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) - в данном случае справку УПФР России в г. Новороссийске от 29.09.2021 года о том, что ФИО1 не является получателем пенсии (иных социальных выплат) застрахованного лица, справку о размере среднемесячного заработка за 12 месяцев, реквизиты банковского счета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2023 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Новороссийской таможни - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Новороссийской таможни просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2023 года, дело направить на новое рассмотрения в суд апелляционной инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Указывает на то, что представленная истцом из пенсионного органа справка не соответствует Перечню документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в связи с тем, что справка не содержит сведений о назначении истцу пенсии по старости (инвалидности), в то время как пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и выплачивается одновременно с ней. Поскольку ФИО1 предоставила а таможню справку об отсутствии пенсионного обеспечения, заявление в соответствии с пунктом 11 Правил было возвращено заявителю.
В своих возражениях на кассационную жалобу ФИО1 указала, что Новороссийская таможня, отказывая в направлении её документов в Федеральную таможенную службу РФ по причине отсутствия в справке пенсионного фонда сведений о назначении пенсии, вышла за пределы предоставленных ей полномочий, так как в обязанности Новороссийской таможни не входят полномочия по возврату документов заявителю без рассмотрения. Истец просит решение суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В своих возражениях на кассационную жалобу прокурор Новороссийской транспортной прокуратуры считает доводы кассатора необоснованными. Указывает на то, что Новороссийская таможня уклонялась от направления в Федеральную таможенную службу Российской Федерации предоставленных истцом документов для назначения пенсии за выслугу лет, ответчик по надуманным основаниям ставил под сомнение форму справки, выданную территориальным органом Пенсионного фонда РФ, однако полномочий по анализу содержания указанной справки Новороссийской таможне не предоставлено.
Так в возражениях на кассационную жалобу прокурор сообщил, что Новороссийская таможня исполнила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.02.2023 года, что подтверждается письмами Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении в Федеральную таможенную службу Российской Федерации документов ФИО1 для последующего их направления в пенсионный фонд для принятия указанным органом решения о назначении (неназначении) истцу пенсии за выслугу лет. Просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральным законом от 03 мая 2011 года № 94-ФЗ был введен пункт 1.1 статьи 7, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В соответствии с позицией Конституционного суда, такое правовое регулирование, как введение пункта 1.1 к названному закону, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего, направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н утвержден перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Перечня (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), одним из документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих является копия пенсионного удостоверения или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Правилами обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, являющимися приложением № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н определен порядок обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - пенсия за выслугу лет), ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению № 1 к настоящему Приказу (далее - Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее - федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.
Солано пункту 7 Правил, гражданин Российской Федерации вправе самостоятельно представить в кадровую службу справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной пенсии.
Кадровая служба в 5-дневный срок со дня регистрации заявления осуществляет запрос в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о факте назначения гражданину Российской Федерации страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в электронной форме (по защищенным каналам связи), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, либо на бумажном носителе.
В случае подачи гражданином Российской Федерации заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в территориальный орган, кадровая служба территориального органа в течение 14 дней со дня их регистрации направляет указанные заявление и документы в соответствующий федеральный орган.
Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, оформляет справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет (п.8 Правил).
В случае необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, федеральный орган, территориальный орган в течение 14 дней со дня регистрации заявления направляет гражданину Российской Федерации информацию о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении указанных документов в течение 3 месяцев со дня поступления указанной информации (п.10 Правил).
Исходя из положений пункта 11 Правил, федеральный орган в месячный срок со дня регистрации заявления (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) оформляет и направляет на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации представление к назначению пенсии за выслугу лет гражданина Российской Федерации и необходимые документы к нему, либо отказывает в оформлении представления, о чем сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации с указанием причин отказа, и возвращает ему документы.
В случае непредставления гражданином Российской Федерации недостающих документов и (или) неустранения имеющихся недостатков в оформлении заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в установленный пунктом 10 настоящих Правил срок указанные заявление и документы возвращаются заявителю без рассмотрения (п.11 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации регистрирует поступившее представление к назначению пенсии и прилагаемые документы, рассматривает их, проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 14 Правил Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в месячный срок со дня регистрации представления к назначению пенсии (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) определяет ее размер и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 5 к настоящим Правилам, либо отказывает в ее назначении, о чем в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации и федеральному органу с указанием причин отказа, и возвращает документы федеральному органу. При несогласии гражданина Российской Федерации с решением об отказе в назначении пенсии за выслугу лет он вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
В случае непредставления федеральным органом недостающих документов, предусмотренных Перечнем документов, и (или) неустранения имеющихся недостатков в их оформлении в установленный пунктом 13 настоящих Правил срок, представление к назначению пенсии и указанные документы (за исключением представления к назначению пенсии, поступившего в форме электронного документа) возвращаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации федеральному органу, представившему их, без рассмотрения (п. 15 Правил).
Судом установлено, что ФИО1 проходила службу в Новороссийской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО1 уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с приобретением права на пенсию за выслугу лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).
На момент увольнения стаж государственной гражданской службы ФИО1 составил 29 лет 00 месяцев 29 дней, стаж федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением составляет более 7 лет.
ФИО1 обратилась в территориальный орган федерального органа исполнительной власти - Новороссийскую таможню с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. К заявлению были приложены документы, перечень которых установлен Приказом Минтруда России от 22.05.2017 года № 436-н, в том числе, к заявлению была приложена справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Новороссийская таможня письмом возвратила ФИО1 пакет документов, указав на то, что справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, по мнению ответчика, не соответствует Перечню документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утв. Приказом № 436н, так как свидетельствует о не назначении истцу пенсии по старости (инвалидности).
Справку о пенсионном обеспечении, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, Новороссийская таможня ФИО1 не вернула.
ФИО1 вновь обратилась за справкой о пенсионном обеспечении в компетентный орган - территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации. Пенсионным органом справка аналогичного содержания была выдана истцу и 12.10.2021 года направлена в адрес ответчика.
Поданные документы для назначения пенсии за выслугу лет вновь были возвращены Новороссийской таможней ответом № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что представленная справка свидетельствует о не назначении Пенсионным фондом Российской Федерации пенсии по старости (инвалидности) и не соответствует перечню документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденному Правилами.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что согласно Правилам, полномочия по анализу содержания представленных гражданином документов и их возврат заявителю без рассмотрения, предоставлены Федеральному органу - Федеральной таможенной службе Российской Федерации, а не территориальному органу, которым является Новороссийская таможня. Возврат документов заявителю, то есть отказ в направлении их в Федеральную таможенную службу Российской Федерации препятствует принятию полномочным федеральным органом - Федеральной таможенной службой Российской Федерации решения, имеющего непосредственное значение для принятия Пенсионным фондом Российской Федерации решения относительно права на пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов о том, что в полномочия кадровой службы территориального органа не входит анализ содержания справки, выданной компетентным уполномоченным государственным учреждением - территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации и возврат заявителю документов. Пунктом 11 Правил, на который ссылается ответчик, определены полномочия федерального органа, в данном случае Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Аналогичных полномочий кадровой службе территориального органа, которым является Новороссийская таможня, не предоставлено.
При этом суды учли, что рассматриваемый спор не касается наличия либо отсутствия права ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет, следовательно, содержание справки, выданной пенсионным органом, не имеет юридического значения и не может являться препятствием для направления пакета документов из территориального органа в Федеральную таможенную службу РФ, где всем документам, предоставленным заявителем, будет дана надлежащая оценка для оформления и направления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации представления к назначению пенсии за выслугу лет.
Суды первой и апелляционной инстанций установив, что в полномочия ответчика не входит анализ содержания справки, выданной компетентным уполномоченным государственным учреждением - территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации и, что спор не касается наличия либо отсутствия права ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет, пришли в выводу о том, что действия ответчика, связанные с не направлением пакета документов в Федеральную таможенную службу Российской Федерации, препятствуют реализации права ФИО1 на пенсионное обеспечение в рамках Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца аналогичны доводам в суде первой инстанции и доводам апелляционных жалоб, которым судами дана надлежащая оценка в обжалуемых постановлениях.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов судов первой и апелляционной инстанции по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 октября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новороссийской таможни – без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко