УИД 46RS0002-01-2022-000055-35
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-24993/2022
№ Э2а-68/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 19 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Филатовой В.Ю., Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 5 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Волоконского сельского совета Большесолдатского района Курской области о признании незаконным распоряжения главы администрации Волоконского сельского совета, возложении обязанности вынести распоряжение о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Большесолдатского районного суда Курской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к к администрации Волоконского сельского совета Большесолдатского района Курской области о признании незаконным распоряжения главы администрации Волоконского сельского совета, возложении обязанности вынести распоряжение о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
Решением Большесолдатского районного суда Курской области от 8 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года решение Большесолдатского районного суда Курской области от 8 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение Большесолдатского районного суда Курской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебной коллегией гражданское дело было рассмотрено в отсутствие истца и его представителя истца, несмотря на удовлетворенное ходатайство об обеспечении участия путем использования системы веб-конференции, поскольку не была обеспечена техническая возможность (ни видео, ни звуковое воспроизведение) принимать участие в судебном заседании. Лицам, участвующим в деле, разъяснялся порядок и правила проведения судебного заседания с использованием данной процессуальной формы. Несмотря на разъяснения, меры направленные на обеспечение возможности участия в судебном заседании заявителями не были реализованы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2011 года № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Статьей 13.1 Закона Курской области от 11 декабря 1998 года № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» предусмотрено, что гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.
Право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 18 августа 1986 года по 23 января 1992 год работал председателем Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области.
23 января 1992 года истец назначен на должность Главы администрации Волоконского сельсовета в порядке перевода.
11 июля 1997 года ФИО1 освобожден от обязанностей главы администрации Волоконского сельсовета в связи с избранием главой этого сельсовета.
19 декабря 1999 года истец избран главой администрации Волоконского сельсовета (с 16 февраля 2002 года переименована в должность глава администрации Муниципального образования «Волоконский сельсовет» Большесолдатского района Курской области) на выборах.
В связи с тем, что ФИО1 не был избран главой, 16 декабря 2003 года он освобожден от занимаемой должности.
12 марта 2008 года ФИО1 избран главой Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области.
В связи с преобразованием муниципального образования путем объединения и не избранием на должность, 15 октября 2010 года полномочия главы Волоконского сельсовета прекращены досрочно.
С 10 ноября 2011 года по 9 ноября 2012 года ФИО1 работал в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков ОКУ СО «Солнцевский межрайонный центр социальной помощи семье и детям» на должности специалиста по социальной работе.
С 20 ноября 2012 года по 11 февраля 2013 года истец работал социальным педагогом в Волоконской СООШ на 0,5 ставки.
С 1 марта 2013 года по 27 августа 2015 года ФИО1 являлся педагогом дополнительного образования МКОУ ДО «Большесолдатский районный Дом детского творчества».
С 22 июня 2014 года ФИО1 установлена пенсия по старости.
На основании статьи 31-1 Устава муниципального образования «Волоконский сельсовет» распоряжением Главы Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 1 февраля 2017 года № 16 ФИО1 установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с 1 сентября 2016 года в сумме 8296 руб. 37 коп., что составляет 19 % ежемесячного денежного вознаграждения учитываемого для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
В соответствии с распоряжением Администрации Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 27 ноября 2017 года №110-р внесены изменения в распоряжение от 1 февраля 2017 года № 16 и произведен пересчет доплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 за период с 1 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года и с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. Всего назначено 19 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
Распоряжением Главы Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 16 декабря 2021 года № 110-р «Об отмене выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ФИО1» с учетом внесенных изменений распоряжением от 28 марта 2022 года № 145-р ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости ФИО1, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица на постоянной основе, отмена с 1 января 2022 года. Распоряжение от 1 февраля 2017 года № 16 признано утратившим силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, исходил из того, что право на установление ежемесячной денежной доплаты к страховой пенсии по старости могут иметь главы муниципальных образований, ушедшие на трудовую (страховую) пенсию по старости (инвалидности) с данной должности, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправлению на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета, которая назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за доплатой, но не ранее чем со дня возникновения на нее права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, установив, что на момент прекращения полномочий главы администрации Волоконского сельского совета Большесолдатского района Курской области истец не достиг пенсионного возраста, продолжил работать на других должностях отдела социального обеспечения, отдела образования, пенсия истцу назначена по достижении пенсионного возраста не в связи с уходом с должности главы администрации сельского совета, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания распоряжения Главы Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 16 декабря 2021 года № 110-р незаконным.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указал, что обжалуемое распоряжение принято Главой Волоконского сельсовета Большесолдатского района Курской области в соответствии с его полномочиями и во исполнение действующего законодательства.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 36, 40, 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 11, 13.1 Закона Курской области от 11 декабря 1998 года №35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для отмены ежемесячной доплаты к страховой пенсии, являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Большесолдатского районного суда Курской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: