ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-25208/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
24 декабря 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н.
судей Ившиной Т.В., Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 сентября 2020 г. по гражданскому делу № 2-864/2020 по иску ФИО1 к Администрации городского округа Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании права на предоставление жилья, признании незаконным решения органа местного самоуправления, постановке на учет.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав на то, что она обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением главы городского округа Самара от 19.09.2019г. № 2482 ей отказано во включении в список для предоставления жилья, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилья.
С указанным решением не согласна, считает его незаконным, полагает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений на территории г.о. Самара в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
В связи со смертью матери и лишением ее отца родительских прав, она воспитывалась и проживала в школе-интернате № 1 г. Жигулевска с 1975 г. по 1983 г. До 1986 г. имела постоянную регистрацию в г. Самаре. С 03.03.1989 г. по 09.10.1990 г. была зарегистрирована в г. Чебоксары.
В настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилье предоставлено на основании договора найма жилого помещения.
В соответствии с постановлением главы города Волгодонска от 02.06.1994 г. она переведена в льготную очередь с даты предоставления справок, подтверждающих статус лица, относящегося к категории детей-сирот. Постановлением главы города Волгодонска от 23.07.2003г. № 1372 истица и члены её семьи были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием регистрации в г. Волгодонске.
Она включена в список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 19.12.1990г., по состоянию на 2019г. номер очерёдности 5401.
Она не имеет какого-либо жилья в собственности.
На основании изложенного просила суд признать распоряжение главы городского округа Самара от 19.09.2019г. № 2482 об отказе во включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным, признать за ней право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара включить ее в указанный список, обязать Администрацию городского округа Самары Самарской области за счёт субвенций из бюджета Самарской области предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 сентября 2020 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 данного Закона заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список.
Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Самарской области от 28.12.2012г. № 135 - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», установлен предельный возраст – 23 года, для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 01 марта 2005 г., было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ Мать истицы ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной справке из ГБУ СО «Центральный государственный архив Самарской области» от 09.07.2019 г., в документах архивного фонда Кировского районного народного суда г. Куйбышева, в алфавитном указателе по гражданским делам за 1975 г. значится решение № 2-783 «ФИО3 - Кировский РОНО- о лишении род.прав», без расшифровки имени и отчества и родственной принадлежности по отношению к ФИО1 Само решение в документах архивного фонда отсутствует.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суды исходили из того, что установить категорию ФИО1, как лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным. ФИО1 23 года исполнилось 13.07.1990г., доказательств обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо наличия препятствий в обращении о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не предоставлено.
Таким образом на момент обращения с заявлением о постановке на учет в возрасте 52 года истец не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, на нее не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы со ссылкой на постановление Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 о наличии права на предоставление жилого помещения как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» основаны на ошибочном толковании норм права.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, а также свидетельствующих о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Т.В. Ившина
Е.В. Трух
Постановление31.12.2020