ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2522/19 от 23.01.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2522/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

23 января 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ившиной Т.В.,

судей Кизирбозунц Т.Т., Якушевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 29 августа 2019 г. по гражданскому делу № 2-106/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> (межрайонному) о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм пенсии.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм пенсии, ссылаясь на то, что 11 января 2019 года, являясь получателем страховой пенсии по старости, он обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью более 30 лет. Однако в перерасчете пенсии ответчиком ему было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве.

С данным отказом не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в <данные изъяты> и с 23 сентября 1983 года по 12 сентября 2004 года в должности начальника <данные изъяты> По изложенным основаниям, уточнив исковые требования, ФИО1 просил возложить на пенсионный орган обязанность по включению приведенных выше периодов в стаж на соответствующих видах работ, с учетом включения спорных периодов произвести перерасчет назначенной ему пенсии с 1 января 2019 года, а также взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии из расчета 133 рубля в месяц и 10 000 рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда.

Определением Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2019 года в связи с осуществленной реорганизацией в форме присоединения произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> его правопреемником - Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты>межрайонное).

Решением Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 4 июня 2019 года иск ФИО1 удовлетворён частично.

Суд постановил признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> (межрайонное) в установлении ФИО1 повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, незаконным.

Включить ФИО1 в трудовой стаж работы в сельском хозяйстве периоды его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в <данные изъяты> и с 23 сентября 1983 года по 12 сентября 2004 года в должности начальника <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> (межрайонное) установить ФИО1 с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 августа 2019 г. данное решение суда отменено.

По делу вынесено новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 4 июня 2019 года.

Стороны надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему с 1 ноября 2014 года.

11 января 2019 года ФИО1 обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой ему страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью более 30 лет.

Письмом ответчика от 21 января 2019 года в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 8 лет 8 месяцев 22 дня. При этом перечисленные выше спорные периоды в стаж истца на соответствующих видах работ ответчиком включены не были.

Из записей в трудовой книжке колхозника следует, что 11 апреля 1978 года ФИО1 был принят на работу в <данные изъяты> в качестве инженера водопроводного оборудования, где проработал до 19 февраля 1979 года и был уволен по собственному желанию. С 23 сентября 1983 года истец был принят на работу в <данные изъяты> начальником <данные изъяты> (так в трудовой книжке колхозника) и уволен с занимаемой должности, 12 сентября 2004 года.

Согласно справке от 24 августа 2005 года , выданной конкурсным управляющим <данные изъяты>, за время деятельности указанной организации имели место следующие переименования: с 1965 года по 1986 год - <данные изъяты> с 1987 года по сентябрь 1991 года - <данные изъяты>, с сентября 1991 года по август 1994 года - <данные изъяты> с августа 1994 года по август 2001 года - <данные изъяты>», с августа 2001 года по 2004 год - <данные изъяты> (лист дела 45).

В соответствии с представленной в деле архивной справкой от 10 марта 2015 года в предисловии описи дел по личному составу фонда <данные изъяты> имеются следующие сведения о переименовании: с 1979 года - <данные изъяты>, с августа 1986 года - производственное объединение <данные изъяты>, с августа 1995 года - <данные изъяты>.

Из ответа от 2 апреля 2019 года /С, полученного по запросу суда из архивного отдела исполнительного комитета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, следует, что по фондам <данные изъяты> учредительные документы (уставы) на хранение не поступали, по причине ликвидации организации не являющейся источником комплектования муниципального архива, документы принимались на постоянное хранение по принципу выборки документов организации. В архив сданы документы по личному составу учреждений (приказы руководителей и лицевые счета рабочих и служащих) с момента организации учреждения до момента его ликвидации. Сведений, указывающих на вид деятельности вышеуказанных организаций, в архивном отделе не имеется.

Согласно информационному письму Государственного комитета Республики Татарстан по статистике от 3 июня 1998 года в отношении <данные изъяты>» Госкомстатом Республики Татарстан в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности хозяйствования были внесены сведения о присвоении кодов Общероссийского классификатора «Отраслей народного хозяйства» (ОКОНХ), в том числе о присвоении кода 22300.

Из письма Государственного комитета Республики Татарстан по статистике от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с представленными учредительными документами <данные изъяты> зарегистрирован вид деятельности - ОКОНХ предприятия 22300.

Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01 января 1976 г. и представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда.

Согласно данному классификатору коды с 20000 по 29000 отнесены к разделу «сельское хозяйство», код 22300 присваивается организациям по обслуживанию сельского хозяйства.

Проанализировав указанные документы, суд первой инстанции отнёс <данные изъяты> и <данные изъяты> к предприятиям сельского хозяйства, предусмотренным разделом 1 Списка (растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для включения в стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве оспариваемых ответчиком периодов, в связи с чем возложил на ответчика обязанность установить истцу с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что основным видом деятельности указанных предприятий сельское хозяйство не является, что подтверждается приложением к информационному письму Государственного комитета Республики Татарстан по статистике № 21-05-7413 от 3 июня 1998 года (листы дела 43 - 45). При этом занимаемые истцом в оспариваемые периоды должности (профессии) соответствующим разделом Списка прямо не предусмотрены, осуществление им деятельности по растениеводческому направлению, что является обязательным для включения периодов трудовой деятельности в сельскохозяйственный стаж для целей повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, материалами дела также не подтверждено.

Основания для применения положений пункта 4 вышеназванного Списка, согласно которому работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года включается в данный стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности, в данном случае также отсутствуют, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что <данные изъяты> и <данные изъяты> относились к колхозам, машинно-тракторным станциям, межколхозным предприятиям (организациям), совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, артелям (сельскохозяйственным), ни в пенсионный орган, ни в суд истцом не представлено.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам жалобы.

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 г., указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 г. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 г., указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии со Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке в организациях основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, рыбоводство), в структурных подразделениях растениеводческого животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство), а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности периоды работы (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), выполняемой на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Основанием для отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и принятия решения об отказе в иске послужило то обстоятельство, что при разбирательстве дела не нашел подтверждения факт работы истца в должности и в организациях, поименованных в Списках.

При этом суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом апелляционной инстанции допущено не было.

Доводы кассационной жалобы истца о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в спорные периоды он работал в сельском хозяйстве направлены на переоценку собранных по делу доказательств, между тем суд кассационной инстанции не наделен правом переоценки доказательств.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими ( часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1

Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 29 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Ившина

Судьи Т.Т. Кизирбозунц

Е.В. Якушева