ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2552/2021 от 02.03.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2552/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного

суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Шефер И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 75RS0001-01-2019-006521-93 (2-146/2020) по иску Г.Н.А. к Забайкальскому войсковому казачьему обществу о признании незаконным отчетно-выборного Круга Забайкальского войскового казачьего общества, принятых решений недействительными,

по кассационной жалобе Г.Н.А. на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Г.Н.А. обратился в суд с иском к Забайкальскому войсковому казачьему обществу о признании отчетно-выборного Круга Забайкальского войскового казачьего общества незаконным, признании решений Круга недействительными.

В обоснование требований указал, что 23 июня 2019 г. состоялся Отчетно-выборный Круг Забайкальского войскового казачьего общества, на котором рассматривались следующие вопросы:

принятие решений выборными делегатами Круга открытым голосованием;

изменение состава Забайкальского казачьего войска (далее – ЗКВ) (включение и исключение казачьих обществ);

рассмотрение и утверждение отчетов войскового атамана, Совета стариков, контрольно-ревизионной комиссии о проделанной работе с 2014 по 2019 годы;

выборы войскового атамана;

избрание по представлению войскового атамана первого заместителя (товарища) атамана ЗКВ;

образование органов управления ЗКВ : совет атаманов – определение легитимности заседаний Совета атаманов ЗВКО; утверждение изменений в Положение о Совете атаманов по норме представительства при проведении Совета атаманов; Совет стариков – 3 человека; Войскового суда – 3 человека; Контрольно-ревизионной комиссии – 5 человек, утверждение председателей органов управления;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана и внесение в него изменений;

разное: создание рабочей группы по разработке новой редакции Устава ЗКВ и Положений об органах управления ЗКВ, по одному представителю от отдельского казачьего общества.

Также председательствующим Ю.С.В. вне повестки Круга поднят вопрос, связанный с Отдельским казачьим обществом (далее- ОКО) «4 й Пограничный отдел» и его атаманом Г.Н.А., а именно о временном отстранении от занимаемых должностей Г.Н.А. и Б.Э.В.

По всем вопросам повестки были приняты решения. Истец считает, что Круг проведен с многочисленными нарушениями, что делает его незаконным, а принятые решения – недействительными.

Согласно ст. 41 Устава ЗКВ решения Круга Забайкальского казачьего войска принимаются тайным голосованием, тогда как оспариваемые решения принимались открытым голосованием, что по мнению истца позволяло оказывать давление на присутствующих, поскольку в протоколе отдельно перечислены фамилии тех, кто проголосовал против предложений, высказанных председательствующим либо правлением ЗКВ.

Истец не согласен с решением о включении в состав ЗКВ первичного казачьего общества без права голоса, так как данное решение не соответствует идее казачьего движения.

Истец считает, что отчеты о проделанной работе не были рассмотрены по существу, а были приняты к сведению прошлогодние отчеты, то есть не доведено реальное положение дел в войске, не прошло обсуждение годового отчета, годового бухгалтерского баланса, не обсуждался финансовый отчет.

Круг был призван избрать на должность атамана Забайкальского войскового казачьего общества (далее- ЗВКО) Ю.С.В., поэтому остальные вопросы в полной мере не обсуждались, создана конфликтная ситуация с ОКО «4-й Пограничный отдел», допущены нарушения при регистрации участников Круга.

В нарушение ст. 49 Устава ЗКВ согласование Ю.С.В. проведено полномочным представителем Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, а не полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. При этом не представлены документы, согласно которым возможно выяснить причины несогласования кандидатуры Г.Н.А.

Истец полагает, что Ю.С.В. через Круг, предлагая на обсуждение вопросы, связанные с изменением Положения о Совете атаманов, пытается пересмотреть устоявшиеся правила созыва и принятия решений на Совете атаманов с целью принятия решений, которые устраивают его.

Согласно Устава атаман вправе временно отстранить от занимаемых должностей атаманов казачьих обществ за установленные и доказанные нарушения Устава и лишь по решению не менее чем двух третей голосов членов совета атаманов, либо по представлению суда чести. Однако Ю.С.В. в нарушение Устава вынес вопрос об отстранении атамана ОКО «4-й Пограничный отдел» и атамана СКО «Забайкальская станица» на обсуждение Круга, что привело к принятию незаконного решения.

Круг в том составе, в котором он проводился, нелегитимен. Согласно ст. 41 Устава ЗКВ заседание Круга Забайкальского казачьего войска правомочно, если на нем присутствуют более двух третей выборных казаков.

В соответствии со ст. 33 Устава ЗКВ Круг Забайкальского казачьего войска является высшим органом управления Забайкальского казачьего войска, съездом выборных казаков от окружных (отдельских) казачьих обществ по средней норме представительства членов от хуторских, городских, станичных казачьих обществ, определяемой советом атаманов, исходя из общей численности войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных (отдельских) казачьих обществ. При определении нормы представительства совет атаманов гарантирует представительство не менее 1 выборного казака от 20 казаков с учетом каждого хуторского, городского, станичного казачьего общества.

Всего в ЗКВО 2 406 казаков. Численность по отделам: ОКО «Верхнеудинское» - 1 210 казаков, ОКО «3-й Читинский отдел» - 501 казак, ОКО «4-й Пограничный отдел» - 695 казаков.

Максимальное количество выборных казаков, имеющих право голоса от каждого отдела, составляет 121 выборный казак (2 406/20), из них максимальное количество выборных казаков с правом голоса ОКО «Верхнеудинское» - 61 казак (1 210/20), максимальное количество выборных казаков с правом голоса ОКО «3-й Читинский отдел» - 25 казаков (501/20), максимальное количество выборных казаков с правом голоса ОКО «4-й Пограничный отдел» - 35 казаков (695/20). Минимальное количество выборных казаков, при которых Круг правомочен, составляет 81 выборный казак (121х2/3).

В работе Круга приняли участие 83 выборных казака: от ОКО «Верхнеудинское» - 42, от ОКО «3-й Читинский отдел» - 36, от ОКО «4-й Пограничный отдел» - 5. Однако ОКО «3-й Читинский отдел» может представить максимальное количество 25 выборных казаков, а не 36.

При анализе численности некоторых казачьих обществ в ОКО «3-й Читинский отдел» следует, что численность станичного казачьего общества (далее- СКО) «Читинская станица» не превышает 60 казаков, то есть максимальное количество выборных казаков составляет 3 (60/20), однако представлено 5 выборных казаков, в том числе не стоящий на учете станицы казак Б.А.М

Численность ЧГКО «Атаманская станица» не превышает 60 казаков, то есть максимальное количество выборных казаков составляет 3 (60/20), однако представлено 11 выборных казаков.

Численность СКО «Титовская станица» не превышает 40 казаков, то есть максимальное количество выборных казаков составляет 2 (40/20), однако представлено 4 выборных казака. Поэтому 12 выборных казаков незаконно прописаны для участия в голосовании от данных станиц.

Таким образом, по ОКО «3-й Читинский отдел» 12 казаков, указанных как присутствующие, принимающие участие на Круге, либо отсутствовали на Круге, либо ушли с него и участие в принятии решений не принимали.

Считает, что при принятии Кругом решений отсутствовал кворум, при необходимом количестве 81 выборный казак было 72 выборных казака.

При анализе присутствовавших на Круге от Окружного казачьего общества Республики Бурятия «Верхнеудинская станица» ЗКВ следует, что в голосовании принимали участие представители из казачьей организации «Объединение казаков мест нетрадиционного проживания в Республике Бурятия», не входящей в состав ЗКВ – Ж.Б.Б., Ц.В.Г.

При анализе численности некоторых казачьих обществ в ОКО Республики Бурятия «Верхнеудинская станица» следует, что численность ГКО «Верхнеудинская станица» не превышает 80 казаков, то есть максимальное количество выборных казаков составляет 4 (80/20), однако представлено 8 выборных казаков, в том числе, не стоящий на учете станицы казак Ж.Б.Б. Численность СКО «Селенгинское» не превышает 90 казаков, то есть, максимальное количество выборных казаков составляет 5 (90/20), однако представлено 5 выборных казаков, в том числе не стоящий на учете станицы Ц.В.Г. Численность ГКО «Удинский острог» не превышает 60 казаков, то есть максимальное количество выборных казаков составляет 3 (60/20), однако представлено 10 выборных казаков. Поэтому 12 выборных казаков незаконно прописаны для участия в голосовании от данных станиц по ОКО Республики Бурятия «Верхнеудинская станица».

В действительности на Круге присутствовало 59 выборных казаков с правом голоса (83-24) при необходимом числе 81 выборного казака. Поэтому Круг от 23 июня 2019 г. неправомочен.

Просил признать Отчетно-выборный круг Забайкальского войскового казачьего общества от 23 июня 2019 г. незаконным, принятые на нем решения – недействительными.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением суда от 3 июля 2020 г. в решении суда устранены описки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 сентября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 25 июня 2020 г. с учетом исправленных описок оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Г.Н.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 9 апреля 2019 г. приказом временно исполняющего обязанности (далее-врио) атамана Забайкальского казачьего войска постановлено провести отчетно-выборный Круг Забайкальского казачьего войска, который созвать 23 июня 2019 г. Место проведения определить: <адрес>, Центр казачьей культуры. К работе Круга привлечь выборных казаков от окружного казачьего общества Республики Бурятия и отдельских казачьих обществ Забайкальского края, с учетом каждого первичного (хуторского, городского, станичного) казачьего общества, зарегистрированного а Минюсте России и входящего в состав ЗКВ. Утвердить норму представительства членов казачьих обществ 1 (один) выборный казак от 20 казаков, определенную Советом атаманов, с учетом численности каждого хуторского, городского и станичного казачьих обществ (т.1, л.д.194-197).

Как следует из выписки из протокола Круга хуторского казачьего общества «Кабанская Слобода» от 17 июня 2019 г., приказа хуторского казачьего общества «Кабанская слобода» от 17 июня 2019 г., выписки из протокола Круга окружного казачьего общества «Верхнеудинское» от 22 июня 2019 г., списка казаков ОКО, принявших участие в заседании Круга ЯОЯКО Республики Бурятия «Верхнеудинское» 22 июня 2019 г., списка выборных делегатов ОКО «Верхнеудинское» ЗВКО на отчетно-выборный Круг г.Чита 23 июня 2019 г. было решено направить 42 выборных казака, в том числе от хуторского казачьего общества (далее- ХКО) Кабанское (Б.К.М.) (т.1, л.д.135-139, 220-224, 229-230, 237-239, 250-252).

Согласно выписке из протокола Круга отдельского казачьего общества «3-й Читинский отдел» от 23 июня 2019 г., списка выборных казаков от казачьих обществ, входящих в состав ОКО «3-й Читинский отдел» ЗКВ, на отчетно-выборный Круг 23 июня 2019 года решено на отчетно-выборный Круг избрать 41 выборных казака (т.1, л.д.140-144, 198-202).

В материалы дела представлены листы регистрации выборных казаков казачьих обществ, входящих в состав ОКО «4-й Пограничный отдел», ОКО «Верхнеудинское», ОКО «3-й Читинский отдел» на отчетно-выборный Круг 23 июня 2019 г.:

- ОКО «4-й Пограничный отдел» - 29 казаков,

- ОКО «Верхнеудинское» - 42 казака,

- ОКО «3-й Читинский отдел» - 41 казак (т.1, л.д.235-236, 240-247).

Согласно протоколу отчетно-выборного Круга Забайкальского войскового казачьего общества от 23 июня 2019 г. заседание проводится по вышеупомянутому адресу.

Начало работы Круга - 10.00 часов.

Заместитель войскового атамана Б.Б.К. доложил временно исполняющему обязанности войскового атамана Ю.С.В. о прибытии на заседание Круга 112 выборных казаков.

Утвержден войсковой есаул на период работы Круга – П.В.Ю. («за» - 112, «против» - 0, «воздержались» - 0. Голоса подсчитывает регистрационная комиссия).

Избраны приставы для наведения прядка во время Круга и подсчета голосов, утвержден состав мандатной комиссии отчетно-выборного Круга, избрана редакционная комиссия.

Редакционная комиссия ведет протокол.

Председатель счетной комиссии доложил о численности ЗВКО 2406 казаков, на круг должны быть выбраны 120 казаков (1 от 20 казаков), прибыло и зарегистрировалось 112 выборных казака, что более 2/3 от выборных делегатов. Заседание Круга правомочно.

Всего было зарегистрировано 112 выборных:

- от ОКО РБ «Верхнеудинское» - 42,

- от ОКО «3-й Читинский отдел» - 41,

- от ОКО «4-й Пограничный отдел» - 29.

27 выборных казаков от ОКО «4-й Пограничный отдел», во главе с атаманом отдела покинули зал заседания, однако 2 выборных казака остались в зале. Из покинувших заседание Круга вернулись и приняли участие в работе Круга 3 выборных казака.

Три выборных казака ОКО «3-й Читинский отдел»: СКО «Ясногорская станица» и два выборных СКО «Улятуйская станица» пересели на места для приглашенных, поскольку названные общества исключены из реестра юридических лиц и единого государственного реестра казачьих обществ Российской Федерации.

Итого в работе Круга приняли участие 83 выборных казака:

- от ОКО «Верхнеудинское» - 42,

- от ОКО «3-й Читинский отдел» - 36,

- от ОКО «4-й Пограничный отдел» - 5.

Кворум имеется, Круг может принимать решения, относящиеся к компетенции Круга.

ВрИО войскового атамана Ю.С.В. доложил Кругу:

- о негативной обстановке в ОКО «4-й Пограничный отдел», сложившейся с момента руководства атаманом Г.Н.А.;

- документы на согласование на должность атамана Забайкальского войскового казачьего общества на основании решения Совета Атаманов ЗКВ были направлены на Г.Н.А. и Ю.С.В. Председателем Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Полномочным Представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе, Федеральным агентством по делам национальностей России согласована и благословлена Митрополитом Ставропольским и ФИО1 кандидатура Ю.С.В. на должность войскового атамана ЗВКО.

Утверждена повестка заседания Круга, утвержден регламент проведения заседания Круга:

Приняты решения.

По первому вопросу: «Принятие решений выборными делегатами Круга открытым голосованием, статья 41 Устава ЗКВ». Результаты тайного голосования: «За открытое голосование» 83, «против» - 0. Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами.

По второму вопросу: «Изменение состава Забайкальского казачьего войска (включение и исключение казачьих обществ); пункт 5 статьи 38 Устава ЗКВ».

Исключены из состава окружного казачьего общества и ЗКВ: СКО «Тарбагатайская станица», СКО «Хоринская станица» и СКО «Станица Кижинская» (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Исключены из состава ЗКВ казачьи общества, входящие в состав ОКО «3-й Читинский отдел»: СКО «Ясногорская станица», СКО «Улятуйская станица», СКО «Улетовская станица» (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Исключены из состава ЗКВ казачьи общества, входящие в состав ОКО «4-й Пограничный отдел»: СКО «Приаргунская станица», ХКО «Могойтуйский хутор» (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Принято в состав Забайкальского казачьего войска Хуторское казачье общество «Бальджиканский караул» (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По третьему вопросу: Рассмотрение и утверждение отчетов войскового атамана, Совета стариков, контрольно-ревизионной комиссии о проделанной работе за 2014-2019 годы. Принято решение учесть прежние доклады, заслушанные в октябре месяце (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По четвертому вопросу: Выборы войскового атамана, пункт 3 статьи 38, 49 Устава ЗКВ. На голосование вынесена кандидатура Ю.С.В. (согласована с ФАДН, Полномочным Представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе, Советом при Президенте РФ по делам казачества) (голосовали: «за» - 80, против «2» ((ФИО 40), (ФИО 41)), «Воздержался» 1 ((ФИО 42)). Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Решением отчетно-выборного Круга ЗВКО войсковым Атаманом избран казачий полковник Ю.С.В.

Принято решение до утверждения кандидатуры Ю.С.В. Президентом Российской Федерации назначить казачьего полковника Ю.С.В. исполняющим обязанности войскового атамана (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По пятому вопросу: «Избрание по представлению войскового атамана первого заместителя (товарища) атамана ЗКВ, п. 3 ст. 38 Устава ЗКВ». Принято решение об избрании на должность Первого заместителя (товарища) атамана – казачьего генерала Б.А.В. (голосовали: «за» - 68, против «15» с указанием фамилий, проголосовавших против. Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По шестому вопросу: «Образование органов управления ЗКВ, п. 3 статьи 38 Устава ЗКВ». Принято решение считать заседание Совета атаманов правомочным при присутствии на его заседании не менее 50% от общего количества членов Совета атаманов (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Принято решение избрать Совет стариков в количестве трех человек, утвердить председателем Совета стариков есаула З.А.И. (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Принято решение избрать Войсковой Суд в количестве трех человек и утвердить председателем К.А.А. (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Принято решение избрать контрольно-ревизионную комиссию из 5 человек (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По седьмому вопросу: «Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, п. 19 ст. 38 Устава ЗКВ». Принято решение годовой отчет по исполнению сметы бюджета ЗВКО принят к сведению (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По восьмому вопросу: «Утверждение финансового плана и внесение в него изменений, п. 20 ст. 38 Устава ЗКВ». Принято решение утвердить финансовый план по нулям (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

По девятому вопросу: Разное:

Принято решение создать комиссию по дополнительной доработке Устава ЗВКО (голосовали: «за» - 83, против «0». Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Принято решение о временном отстранении от занимаемой должности Г.Н.А. и Б.Э.В. (голосовали: «за» - 82, против «1» (Б.С.Г.). Голоса подсчитывает регистрационная комиссия, войсковой есаул с приставами).

Указано на выступления: Б.С.Г. с наказом избранному атаману ЗВКО, выборных казаков Л.В.Г., Б.Б.К., протоирея ФИО2, Ю.С.В.

Окончание заседания Круга ЗКВ.

Заседание Круга закрыто в 14 часов 20 минут.

Протокол подписан председателем Круга казачьим полковником Ю.С.В., секретарем (писарем) Круга войсковым старшиной Д.В.Г., войсковым есаулом Круга казачьим полковником П.В.Ю. (т.1, л.д. 30-41, 126-133).

Также из протокола Отчетно-выборного Круга Забайкальского войскового казачьего общества от 23 июня 2019 г. усматривается, что во время регистрации выборных казаков есаул Г.Н.А. и казак Б.Э.В., не имея полномочий, мешали работе регистрационной комиссии, пытались отобрать у Председателя регистрационной комиссии списки выборных делегатов ОКО РБ «Верхнеудинское» и ОКО «3-й Читинский отдел», чем вносил сумятицу и попытку сорвать регистрацию прибывших выборных казаков на отчетно-выборный Круг ЗКВ. На неоднократные замечания, что мешают регистрации и выдаче мандатов и бюллетеней выборным, о прекращении своих противоправных действий не реагировали и продолжали попытки сорвать регистрацию выборных казаков и заседание Круга.

После доклада мандатной комиссии на сцену пытался пройти есаул Г.Н.А., без приглашения и без разрешения войскового есаула, с вопросами и пояснениями не по повестке проведения отчетно-выборного Круга.

Войсковой есаул и приставы Г.Н.А. не дали пройти на трибуну, Г.Н.А. принял решение покинуть заседание Круга и выборным казакам ОКО «4-й Пограничный отдел» подал команду: покинуть заседание Круга, эту инициативу поддержал, и член (полномочия Председателя Совета стариков ЗКВ истекли 31 марта 2019 г.) Совета стариков ЗКВ войсковой старшина Х.Н.П. и следом за выборными 4-го отдела, покинул заседание Круга, чем выразил неуважение к Кругу.

27 выборных казаков от ОКО «4-й Пограничный отдел», во главе с атаманом покинули зал заседания, однако два выборных казака остались в зале.

Из покинувших заседание Круга вернулись и приняли участие в работе Круга 3 выборных казака (т.1, л.д. 30-41, 126-133).

Согласно списку выборных казаков, участвовавших в заседании и принимавших решения на отчетно-выборном Круге 23 июня 2019 г., приняли участие в заседании Круга 83 выборных казака (т.1, л.д.65-67).

24 июня 2019 г. приказом Атамана Забайкальского казачьего войска за ненадлежащее исполнение обязанностей и в связи с утратой доверия со стороны казачьих обществ и совершением действий, порочащих репутацию Забайкальского казачьего войска, отстранены от занимаемых должностей атаман Отдельского казачьего общества «4-й Пограничный отдел», атаман Станичного казачьего общества «Забайкальская станица» Г.Н.А., атаман Станичного казачьего общества «Борзинская станица» Б.Э.В., до проведения очередных заседаний Кругов ОКО «4-й Пограничный отдел», СКО «Забайкальская станица» и СКО «Борзинская станица» (т.1, л.д.154, 225).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец в ходе рассмотрения дела не обосновал, в чем конкретно заключается нарушение его прав и законных интересов проведением указанного Круга и принятыми на нем решениями. При этом, Г.Н.А. участия в Круге не принимал, покинув заседание. Приказ о временном отстранении Г.Н.А. от занимаемой должности отменен, законность привлечения истца к дисциплинарной ответственности является предметом иного искового заявления, рассматриваемого в отдельном производстве. Кворум Круга соблюден, как и процедура его проведения. Кроме того, согласование Ю.С.В. на должность Атамана ЗВКО осуществлялось представителем Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу до проведения Круга. Истцом не представлено доказательств тому, что на Круге должны быть представлены официальные документы, содержащие причины несогласования кандидатуры Г.Н.А. Также доказательств того, что Круг проведен не в интересах казаков, нарушены казачьи традиции, истцом суду не представлено.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что судом первой инстанции полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, соответствуют доказательствам по делу.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7 ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 6.2 упомянутого Федерального закона казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.

В частности, правовая и организационная основы государственной службы российского казачества закреплены в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы; районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ; окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. №632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества» предусмотрено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Статьей 28 упомянутого Федерального закона установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Согласно п. 1 ст. 65.3 ГК РФ высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

В силу п. 2 ст. 65.3 ГК РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе, определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 9 августа 2019 г. Забайкальское Войсковое казачье общество создано 27 февраля 1997 г.

В соответствии с Уставом Забайкальского войскового казачьего общества, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 июня 2011 г. №287 (действовавшим на момент организации и проведения Круга 23 июня 2019 г.), настоящий Устав распространяется на Забайкальское войсковое казачье общество (Забайкальское казачье войско), а также на входящие в его состав окружные (отдельские) казачьи общества, районные (юртовые) казачьи общества, а также городские, станичные, хуторские казачьи общества (пункты 1, 2).

Забайкальское казачье войско создано (сформировано) путем объединения казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края: Окружного казачьего общества Республики Бурятия «Верхнеудинское»; Отдельского казачьего общества «2-й Агинский отдел»; Отдельского казачьего общества «3-й Читинский отдел»; Отдельского казачьего общества «4-й Пограничный отдел» (пункты 4, 5).

Забайкальское казачье войско является юридическим лицом - некоммерческой организацией и имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и других кредитных организациях. Забайкальское казачье войско отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 9).

Забайкальское казачье войско - самостоятельное войсковое казачье общество, осуществляющее свою деятельность в Сибирском федеральном округе на территории Республики Бурятия и Забайкальского края в пределах границ, согласованных с органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

В состав Забайкальского казачьего войска входят:

1) окружные (отдельские) казачьи общества, создаваемые (формируемые) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и станичных казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;

2) районные казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) казачьих обществ войскового казачьего общества и созданные (сформированные) путем объединения станичных казачьих обществ;

3) хуторские, станичные, городские казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) казачьих обществ Забайкальского казачьего войска, либо районных казачьих обществ Забайкальского казачьего войска, являющиеся первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений, либо иных населенных пунктов, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Казачьи общества, входящие в состав войскового казачьего общества, являются некоммерческими организациями, в установленном порядке зарегистрированными и внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Органами управления Забайкальского казачьего войска являются:

1) войсковой круг Забайкальского казачьего войска (далее - Круг Забайкальского казачьего войска);

2) совет атаманов Забайкальского казачьего войска (далее - совет атаманов);

3) войсковой атаман (пункт 32).

Круг Забайкальского казачьего войска является высшим органом управления Забайкальского казачьего войска, съездом выборных казаков от окружных (отдельских) казачьих обществ по средней норме представительства членов от хуторских, городских, станичных казачьих обществ, определяемой советом атаманов, исходя из общей численности войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных (отдельских) казачьих обществ.

При определении нормы представительства совет атаманов гарантирует представительство не менее 1 выборного казака от 20 казаков с учетом каждого хуторского, городского, станичного казачьего общества (пункт 33).

Выборные казаки избираются на заседаниях Кругов окружных (отдельских) и районных казачьих обществ, входящих в состав Забайкальского казачьего войска, открытым голосованием в порядке, определяемом советом атаманов.

Не менее двух третей выборных казаков должны быть членами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, не занимающими должности в органах Забайкальского казачьего общества.

Полномочия выборных казаков прекращаются по завершении заседания Круга Забайкальского казачьего войска (пункт 34).

Заседания Круга Забайкальского казачьего войска созываются советом атаманов не реже одного раза в год. Дата созыва и место проведения заседаний Круга Забайкальского казачьего войска определяются советом атаманов по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами и Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества и утверждаются приказом войскового атамана не менее чем за два месяца до его проведения.

Заседание Круга Забайкальского казачьего войска, на котором проводятся выборы войскового атамана, проходит, как правило, по месту нахождения войскового правления либо в ином месте по решению совета атаманов при наличии согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами и с Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества (пункт 35).

К исключительной компетенции Круга Забайкальского казачьего войска относятся вопросы:

1) принятия и внесения изменений в Устав Забайкальского казачьего войска;

2) определения приоритетных направлений деятельности Забайкальского казачьего войска;

3) образования органов управления Забайкальского казачьего войска и досрочное прекращения их полномочий, в том числе избрание войскового атамана, избрание по представлению войскового атамана первого заместителя (товарища) войскового атамана, совета атаманов, совета стариков, суда чести, контрольно-ревизионной комиссии, утверждения положений о совете атаманов, суде чести, контрольно-ревизионной комиссии, определения количественного состава войскового правления и его структуры;

4) прекращения полномочий войскового атамана по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами или Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества;

5) изменения состава Забайкальского казачьего войска (включение в его состав либо исключение из его состава казачьих обществ);

6) реорганизация и ликвидация Забайкальского казачьего войска, назначение ликвидационной комиссии;

7) определения в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка распоряжения имуществом Забайкальского казачьего войска, в том числе порядка и условий передачи имущества Забайкальского казачьего войска входящим в его состав казачьим обществам и порядка изъятия у них указанного имущества;

8) распределения полномочий по распоряжению имуществом Забайкальского казачьего войска между органами управления Забайкальского казачьего войска, в том числе между Кругом Забайкальского казачьего войска, войсковым атаманом и атаманами казачьих обществ, входящих в состав Забайкальского казачьего войска;

9) решения иных вопросов, связанных с распоряжением имуществом Забайкальского казачьего войска в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) рассмотрения и утверждения ежегодных отчетов о деятельности Забайкальского казачьего войска, в том числе об исполнении казаками принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;

11) рассмотрения и утверждения отчетов войскового атамана, войскового правления, контрольно-ревизионной комиссии.

Круг Забайкальского казачьего войска рассматривает другие вопросы, связанные с уставной деятельностью Забайкальского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ (пункт 38 - 40).

Заседание Круга Забайкальского казачьего войска правомочно, если на нем присутствуют более двух третей выборных казаков.

Решения Круга Забайкальского казачьего войска принимаются тайным голосованием и оформляются протоколом, подписываемым войсковым атаманом или уполномоченным им первым заместителем (товарищем) войскового атамана, писарем, а также войсковым есаулом (есаульцем).

Установив, что организаторами Круга соблюдены обязательные для проведения собрания, в том числе Круга, требования: до участников Круга доведена общая численность членов казачьих обществ, входящих в состав ЗВКО (2 406 человек), количество выборных казаков для участия в Круге по норме представительства, определенной п. 33 Устава (120 человек), количество выборных казаков, необходимое для признания заседания Круга правомочным в соответствии с п. 41 Устава (более двух третей, 2/3 – более 80 человек) и количество зарегистрированных для участия в заседании Круга выборных казаков (112 человек), учитывая, что после того, как выборные казаки от Отдельского казачьего общества «4-й Пограничный отдел» покинули зал заседания по решению оставшейся части выборных был проведен дополнительный подсчет голосов, в ходе которого установлено, что в заседании принимает участие 83 выборных казака, то есть более 2/3. При этом участниками Круга уход казаков Отдельского казачьего общества с заседания расценен как попытка сорвать проведение Круга, применив указанные нормы права, проанализировав положения Устава ЗКВ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Выводы судов подробно мотивированы со ссылками на нормы права и представленные доказательства.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не выносился на обсуждение вопрос о том какие обстоятельства надлежит доказывать сторонам, что судом не соблюден принцип состязательности, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, в связи со следующим. Действительно, в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке дел к судебному разбирательству» разъяснено, что судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что судьей первой инстанции была проведена подготовка дела к судебному разбирательству, так из определения суда от 25 сентября 2019 г. о подготовке и назначении срока проведения предварительного судебного заседания усматривается, что сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности, в частности положения ст.ст.55, 56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих доводов, и заявленных требований, о том, что является доказательством по делу, каким образом могут быть получены доказательства по делу, право ходатайствовать перед судом о содействии в получении доказательств по делу (л.д. 69-70,т. 1). Из протоколов судебных заседания также усматривается, что ходатайства представителя истца об опросе свидетелей судом были удовлетворены, свидетели опрошены в судебном заседании, права истца и его представителя на участие в судебном разбирательстве председательствующим не нарушались.

Таким образом, вопреки доводам кассатора судом проведена подготовка дела к судебному разбирательству, нарушения судом принципа состязательности сторон из материалов дела не следует.

Учитывая, что истцом были заявлены исковые требования о признании решений Отчетно-выборного казачьего Круга незаконными, судом истцу в указанном определении разъяснялась обязанность представления доказательств, подтверждающих незаконность принятия оспариваемых решений, необходимость дополнительного вынесения судом на обсуждение сторон вопроса о том, какие обстоятельства надлежит доказать сторонам материалами дела не подтверждена, из доводов кассатора не усматривается.

Следует отметить, что исковое заявление было составлено представителем истца – К.С.А., который имеет юридическое образование, что подтверждается материалами дела, К.С.А. участвовал в судебных заседаниях, и в случае неясности какие обстоятельства надлежит доказывать истцу, имел право обратиться с соответствующим ходатайством к суду о вынесении данного вопроса на обсуждение. Указанного права не был лишен и сам истец.

Доводы кассатора о нарушении кворума при проведении Круга были предметом разбирательства суда первой инстанции и предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, которые подробно проанализировали Устав войска, положения о проведении Круга, а также представленные доказательства о том, сколько казаков от какого казачьего объединения принимало участие в Круге, нарушений кворума при принятии оспариваемых решений, судами не установлено.

Доводы кассатора о том, что согласно ст. 41 Устава ЗВКО решения Круга принимаются тайным голосованием, а решение Круга об открытом голосовании противоречит Уставу, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что все присутствующие казаки на отчетно-выборном Круге выразили свое волеизъявление о порядке проведения собрания – принятии решений открытым голосованием. При этом, доказательств того, что открытое голосование повлияло на волеизъявление участников Круга при принятии решений, материалы дела не содержат. Согласно протоколу отчетно-выборного Круга ЗВКО от 23 июня 2019 года в повестку включен вопрос принятие решений выборными делегатами Круга открытым голосованием, за принятие решений выборными делегатами Круга открытым голосованием, по результатам тайного голосования, все 83 выборных казака проголосовали единогласно.

Из п. 1 ст. 181.4 ГК РФ следует, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания, оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о том что указанное решение не может быть отнесено к существенному нарушению порядка проведения собрания, влияющего на волеизъявление его участников.

К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Как правильно указано судом апелляционной инстанции, голосование истца не могло повлиять на принятие оспариваемых решений, при этом доказательств наступления существенных неблагоприятных последствий для истца в результате принятия указанных решений общего собрания, в материалы дела не представлено. Каким образом оспариваемые истцом решения влияют на возможность истца в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества, из кассационной жалобы не усматривается.

В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции. так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 25 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Н.А. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи