ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-25904/2021 от 27.01.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-476/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-184/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 27 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бетрозовой Н.В.,

судей Якубовской Е.В., Егоровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании незаконным и отмене решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости, понуждении совершить определённые действия,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании незаконными и отмене решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 31 декабря 2019 года и от 31 августа 2020 года об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении на ответчика обязанности включить ей в общий страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы: с 7 марта 2003 года по 21 января 2009 года (5 лет 10 месяцев 16 дней) в качестве повара в Сбегинском филиале ЗАО «Труд», Читинская область; с 14 апреля 2009 года по 24 октября 2009 года (06 месяцев 11 дней) в качестве повара 6 разряда в Забайкальском филиале ЗАО «Труд», город Иркутск; с 22 марта 2010 года по 11 октября 2010 года (06 месяцев 21 день) в качестве повара 6 разряда в Забайкальском филиале ЗАО «Труд», город Иркутск; рассмотреть её заявление от 25 декабря 2019 года о назначении страховой пенсии по старости согласно статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учётом периодов работы: с 7 марта 2003 года по 21 января 2009 года, с 14 апреля 2009 года по 24 октября 2009 года, с 22 марта 2010 года по 11 октября 2010 года.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности. В обоснование доводов жалобы заявитель не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что неуплата работодателем за ФИО1 страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации повлекло отказ для включения спорных периодов в страховой стаж для назначения пенсии по старости. Считает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что в рассматриваемом случае должны были быть применены применять нормы международного соглашения - Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, которыми не предусмотрено такое условие зачёта стажа как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд той страны, на территории которого работает иностранный гражданин. По мнению кассатора, не является юридически значимым обстоятельством и уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины за периоды работы в России. При этом в обоснование своих доводов заявитель ссылается на позицию Конституционного суда Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, не имеются.

Судом установлено и из материалов дела следует, что по заявлению ФИО1 о назначении страховой пенсии по старости от 25 декабря 2019 года и от 20 мая 2020 года решениями Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 31 декабря 2019 года и от 31 августа 2020 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 было отказано в виду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

При этом в стаж, дающий право на пенсию по старости, ответчиком не включены следующие периоды работы истца: с 7 марта 2003 года по 21 января 2009 года - поваром в Сбегинском филиале ЗАО «Труд»; с 14 апреля 2009 года по 24 октября 2009 года - поваром в Забайкальском филиале ЗАО «Труд» в городе Иркутске; с 22 марта 2010 года по 11 октября 2010 года - поваром в Забайкальском филиале ЗАО «Труд» в городе Иркутске.

В периоды работы с 7 марта 2003 года по 21 января 2009 года в качестве повара в Сбегинском филиале ЗАО «Труд», Читинская области, с 14 апреля 2009 года по 24 октября 2009 года в качестве повара 6 разряда в Забайкальском филиале ЗАО «Труд», город Иркутск, с 22 марта 2010 года по 11 октября 2010 года в качестве повара 6 разряда в Забайкальском филиале ЗАО «Труд», город Иркутск, ФИО1 являлась гражданином Украины, осуществляющим работу за ее пределами.

Согласно отзыву АО «Труд» для правильного оформления по вопросам регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, начисления страховых взносов в Пенсионный фонд иностранным гражданам был отправлен запрос закрытым акционерным обществом «Труд» (в настоящее время акционерным обществом «Труд») в пенсионный фонд Российской Федерации по Читинской области. Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области письмом от 18 августа 2006 года «О регистрации иностранных граждан в системе обязательного пенсионного страхования» разъяснило, что в соответствие со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ, застрахованными лицами, то есть, лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства. В случае с ФИО1, иностранные граждане, осуществлявшие трудовую деятельность на территории Российской Федерации, имеют статус временно пребывающих на территории Российской Федерации. Из положений Федерального закона от 28 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что временно пребывающий гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или договор гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников также только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Эта категория лиц, то есть временно пребывающих на территорию Российской Федерации, не подлежит регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за них не начисляются и не уплачиваются, а начисляются и уплачиваются в составе единого социального налога полностью в федеральный бюджет (базовая часть пенсии) - с 1 января 2005 года в размере 20%, до 2005 года - 28% от выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. На временно пребывающих иностранных граждан на территорию Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не представляются и в декларацию по страховым взносам соответственно включаются только суммы страховых взносов, начисленные и уплаченные за застрахованных лиц (только за тех, кто зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования и имеет страховые свидетельства).

Согласно сведениям работодателя АО «Труд» с учетом того, что ФИО1 в период работы на филиалах ЗАО «Труд» имела статус «временно пребывающий иностранный гражданин», руководствовался рекомендациями, изложенными в разъяснении Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за нее не начисляло и не уплачивало, а начисляло и уплачивало в составе единого социального налога полностью в федеральный бюджет (базовая часть пенсии), что полностью соответствовало в тот период действующему законодательству Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства работы ФИО1 на территории Российской Федерации доказаны материалами дела, в связи с чем возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца указанные периоды.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, и исследовав юридически значимые обстоятельства, а также дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что суду необходимо было руководствоваться положениями пенсионного обеспечения, действовавшими в Республике Крым на момент работы истца за пределами Украины. Принимая во внимание, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (а также в Пенсионный фонд Украины) ФИО1 не уплачивались (и не должны были уплачиваться работодателем за работника, являющегося иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на пенсию в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2019 году составляла 10 лет (приложение 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» приведены в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган с первым заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 25 декабря 2019 года).

На момент возникновения трудовых правоотношений между истцом и его работодателем в спорный период государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацем 3 и 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам были отнесены, в том числе, работающие по трудовому договору иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 7). При этом в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, обеспечения возможности формирования пенсионных прав для физических лиц, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование, статьей 29 указанного закона было предусмотрено право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» абзац первый пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» был изложен в новой редакции, предусмотревшей с 1 января 2012 года возможность отнесения к застрахованным лицам также работающих по трудовому договору иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

В силу приведенных норм закона, до 1 января 2012 года обязательному страхованию подлежали иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. С 1 января 2012 года к категории лиц, подлежащих страхованию, были отнесены иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации.

До 1 января 2012 года иностранные граждане имели право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, действовавшие в периоды работы истца с 7 марта 2003 года по 21 января 2009 года, с 14 апреля 2009 года по 24 октября 2009 года, с 22 марта 2010 года по 11 октября 2010 года положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Украины, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе, и граждане Украины, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 года регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 года №5152-X «О правовом положении иностранных граждан в Союзе Советских Социалистических Республик» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.

Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в Союз Советских Социалистических Республик.

С 25 июля 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.

Исходя из изложенного выше обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение граждан Украины, проживающих за ее пределами, производится на основе договоров (соглашений) с другими государствами. В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).

Согласно статьи 72 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» при исчислении среднемесячного заработка работникам за работу за пределами Украины учитывается заработная плата, которую они получали перед выездом в соответствии со статьей 73 настоящего Закона, а при условии уплаты в этот период взносов в Пенсионный фонд Украины на общих основаниях.

Статья 73 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-XII «О пенсионном обеспечении», на которую имеется ссылка в вышеуказанной статье, регламентирует исчисление пенсий гражданам Украины, не работавшим в Украине, исчисляются из расчета среднемесячного заработка работников соответствующей профессии и квалификации в Украине ко времени назначения пенсии (по данным соответствующего профсоюза), а при условии уплаты полностью необходимой суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Украины на общих основаниях.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины от 9 июля 2003 года № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица, в том числе постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Указанные лица могут принимать добровольное участие в солидарной системе или в накопительной системе пенсионного страхования, или одновременно в обеих системах в соответствии с заключенным договором о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее - договор о добровольном участии) в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В соответствии с частью 2 статьи 13 вышеназванного закона в случае если лицо не платило страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование во время временного выезда за границу и т.п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительном пенсионном счета в Накопительном фонде или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения.

Таким образом, из положений законов о пенсионном обеспечении граждане Украины, осуществляющие трудовую деятельность за ее пределами должны были самостоятельно оплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование в период временного выезда за границу, и лишь при соблюдении указанных условий за данными лицами сохранялось право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительном пенсионном счете в Накопительном фонде или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонд.

В материалах дела отсутствуют сведения, что истцом в указанные периоды работы за пределами Украины, перечислялись страховые взносы в пенсионный орган Украины, как и отсутствуют доказательства о перечислении указанных взносов в пенсионный орган Российской Федерации.

При этом материалы дела содержат сведения о том, что ФИО1 работала в Российской Федерации как иностранный гражданин (гражданка Украины), временно пребывающий на территории Российской Федерации по разрешению на работу.

Учитывая то, что уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд за период работы является необходимым условием для включения данных периодов в стаж работы, а также то, что страховые взносы ФИО1 в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Пенсионный фонд Украины не уплачивались, спорные периоды не подлежат включению в страховой стаж.

Доводы кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям прежде всего следует применять нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, судебная коллегия считает несостоятельными. Названным международным соглашением вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в органы Пенсионного фонда в спорный период не урегулированы.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Ставить под сомнение вышеприведенные выводы судебной инстанции оснований не имеется, поскольку принятое судом апелляционной инстанции постановление не противоречит нормам Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года.

Ссылки заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного апелляционного определения, поскольку оно имеет иной предмет рассмотрения.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление21.03.2022