ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2594/2021 от 04.02.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Судья Климчук В.Н. Дело № 88-2594/2021

ГСК Гончарова С.Ю. (докл.) № дела суда 1-й инстанции 2-10794/2019

Зеленский Д.В.

Чирьева С.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 04 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Брянского В.Ю.

судей Песоцкого В.В., Ивановой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Международный аэропорт «Краснодар» к ФИО15, ЗАО «Плодовод», ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО97, ФИО25, ФИО26, ФИО92, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО101, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО93, ФИО34, ФИО35, ФИО111, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО102, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО107, ФИО108, ФИО106, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО98, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО100, ФИО64, ФИО99, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО1, ФИО69, ФИО70. ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО104, ФИО75, Терёшину В.Н., ФИО76, Ус Е.Г., ФИО77, ФИО103, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО109, ФИО87 об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации,

по кассационной жалобе представителя Ус Е.Г., ФИО97, ФИО98, ФИО100, ФИО99, ФИО101, ФИО102, ФИО92, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111 - ФИО88

по кассационной жалобе представителя ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО23, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО93, ФИО43, ФИО45, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО56, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО1, ФИО69 - ФИО89

на решение Советского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

АО «Международный аэропорт «Краснодар» обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Плодовод», ФИО15 и другим об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.

Определением Советского районного суда города Краснодара от 11 декабря 2019 года удовлетворено ходатайство АО «Международный аэропорт «Краснодар». Требования АО «Международный аэропорт «Краснодар» к ЗАО «Плодовод», ФИО15 и др. об определении размера выкупной цены за изымаемые участки выделено в отдельное производство.

Решением Советского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель Ус Е.Г., ФИО97, ФИО98, ФИО100, ФИО99, ФИО101, ФИО102, ФИО92, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111 - ФИО88, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе представитель ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО23, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО93, ФИО43, ФИО45, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО56, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО1, ФИО69 - ФИО89, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с прекращением производства по делу.

В возражениях на кассационную жалобу представитель АО «Международный аэропорт «Краснодар» - ФИО90 просил состоявшиеся по делу судебные постановления оставить без изменения.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчиков ФИО88, ФИО91, ответчики ФИО92, ФИО101, ФИО93, ФИО100, ФИО79 поддержали доводы кассационных жалоб, просили отменить оспариваемые судебные постановления и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований либо направить для соединения и совместного рассмотрения с делом об определении размера выкупной цены за изымаемые земельные участки.

Представители АО «Международный аэропорт «Краснодар» - ФИО90, ФИО94 возражали против удовлетворения кассационных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.

Принимая обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из следующего.

В соответствии со ст. 282 ГК РФ и ст. 56.10 ЗК РФ истец обратился в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков для государственных нужд.

Согласно п.4 ст. 281 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Определением Советского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2019 года удовлетворено ходатайство АО «Международный аэропорт «Краснодар». Требования АО «Международный аэропорт «Краснодар» к ЗАО «Плодовод», ФИО15 и др. об определении размера выкупной цены за изымаемые участки выделено в отдельное производство.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральным агентством воздушного транспорта издан Приказа от 15.10.2018 № 842-П «Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта «Строительство аэровокзала Международного аэропорта Краснодар (Пашковский), объектов служебно-технической территории, пропускной способностью до 1700 пассажиров в час».

Согласно Приказу от 15.10.2018 № 842-П для государственных нужд Российской Федерации путем выкупа изымается земельный участок с кадастровым номером , площадью 1874203 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее - земельный участок с кадастровым номером ). На момент рассмотрения спора, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 779 202 кв.м.

Согласно п. 2 Приказа от 15.10.2018 № 842-П акционерному обществу Международный аэропорт «Краснодар» поручено осуществить мероприятия по выкупу в свою собственность изымаемых для государственных нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе выступать при заключении соглашений об изъятии земельных участков стороной соглашения - покупателем.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30.12.2009 № 1131 «О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель» Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, а также о резервировании земель для указанных целей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.09.2019г. из земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 15 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ФИО115 принадлежащий на праве собственности ФИО1; 24.09.2019 (т.е. после издания Приказа от 15.10.2018 № 842-П) из земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 20 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного з границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО54

Размещение объекта федерального значения - аэровокзала Международного аэропорта Краснодар (Пашковский), объектов служебно-технической территории, пропускной способностью до 1700 пассажиров в час, в целях строительства которого изымаются земельные участки, предусмотрено Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 N384-p.

Согласно ч. 8 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропортом федерального значения признается аэропорт, необходимый для организации воздушного сообщения между городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, а также международные аэропорты. Перечень аэропортов федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения» Международный аэропорт «Краснодар» является аэропортом федерального назначения.

Таким образом, АО Международный аэропорт «Краснодар» относится к объектам федерального транспорта.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из оснований изъятия земельных участков для государственных нужд является строительство объектов федерального транспорта.

Принимая во внимание, что строительство объекта, для реализации которого изымаются спорные земельные участки, предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р, Законом Краснодарского края от 21.12.2018 N 3930-K3, возводимый объект имеет статус объекта государственной важности, реализация программы связана со значительными затратами времени при императивно установленных сроках завершения строительства, срок реализации проекта, не может быть поставлен в зависимость от момента определения размера возмещения за изъятие земельных участков.

Согласно ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.

В соответствии с п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу п.п.1 п.2 ст.279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок.

Согласно п. 3, п.5 и п.6 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен главой VII. 1 Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с п.п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В силу п.1 и п.2 ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.

Довод жалобы о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора - несостоятелен.

В силу пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 101 -ФЗ участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети Интернет (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.

Как следует из протоколов общего собрания участников долевой собственности, материалов дела, сообщения о проведении собраний были в установленном законом порядке опубликованы. При этом, Федеральным законом № 101 -ФЗ не предусмотрена обязанность по направлению в адрес участников долевой собственности извещений о проведении собраний, как это указано в апелляционной жалобе, соответственно указанный довод не состоятелен.

С учетом изложенного, АО «Международный аэропорт «Краснодар» досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

Доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию заявителей при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий: В.Ю. Брянский

Судьи В.В. Песоцкий

Е.В. Иванова

Постановление16.02.2021