88-2627/2022
2-907/2021-58
27МS0058-01-2021-001267-75
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 марта 2022 года город Владивосток
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Панфилова Л.Ю., рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» на апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 2 декабря 2021 года,
установила:
КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» обратилось к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице (с учетом уточненных исковых требований) в обоснование которого указало, что 17.06.2020 ФИО1 обратился с заявлением № об оказании государственной услуги содействия в поиске работы посредством интернет ресурсов «Госуслуги». ФИО1 при подаче заявления указал место регистрации в качестве безработного в КГКУ «Центр занятости населения г. Хабаровска и Хабаровского района». ФИО1 назначено пособие по безработице в минимальном размере периодом на 3 месяца. 16.09.2020 личное дело закрыто по причине получения пособия по безработице обманным путем. 15.10.2020 ФИО1 обратился в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» с повторным заявлением № (посредством интернет ресурсов). Приказом КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» назначено пособие по безработице с момента обращения с 15.10.2020. В ходе проведения мониторинга комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края от 20.01.2021 № 02-М/2021 за период с 01.01.2020 по 15.01.2021 выявлено обращение ФИО1, а также снятие с учета в качестве безработного в КГКУ «Центр занятости населения г. Хабаровска и Хабаровского района» по причине получения пособия по безработице обманным путем. В соответствии с п.5.1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода. Приказом КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от 08.02.2021 № произведено изменение решения о назначении пособия по безработице с 17.06.2021 по 14.12.2021, в результате чего образовалась сумма незаконно выплаченного пособия по безработице в размере 16 332 руб. 12 коп., сумму которого истец просит взыскать с ответчика.
Решением Мирового судьи судебного участка № 56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края», исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 8 сентября 2021 года, исковые требования КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» удовлетворены, с ФИО1 в пользу КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» взыскана сумма незаконно полученного пособия в размере 16 332 руб. 12 коп. Взыскана с ФИО1 в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края государственная пошлина в сумме 653 руб.
Апелляционным определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 2 декабря 2021 года решение мирового судьи судебного участка № 56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края», исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 8 сентября 2021 года по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице отказано.
В кассационной жалобе КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» просит отменить принятое судом апелляционной инстанции решение, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принятыми с нарушениями норм материального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на вступившие в законную силу определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решения судом апелляционной инстанции допущено не было.
В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (пункт 2 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 (действовавшим на момент обращения ФИО1 с заявлением о признании его безработным), которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан и Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
Пунктом 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил регистрации безработных граждан, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан определено, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в РФ и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения и об организации дистанционного режима работы или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Утвержденные временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в РФ, а также пребывания на территории РФ.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 17.06.2020 в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России» обратился с соответствующим заявлением, зарегистрированным за № в КГКУ «Центр занятости населения г. Хабаровска и Хабаровского района». Заявление получено ведомством, заведено личное дело получателя государственных услуг №, ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного 25.06.2020.
Приказом КГКУ «Центр занятости населения г. Хабаровска и Хабаровского района» от 25.06.2020 № ФИО1 признан безработным, ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев на период с 17.06.2020 по 16.12.2020, установлен размер выплаты 14 556 руб.
Приказом КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» № изменен порядок начисления пособия по безработице ФИО1 с 01.09.2020 по 16.12.2020 в размере 14 556 руб. в месяц, в период с 01.09.2020 по 16.12.2020 в размере 1 800 руб. в месяц.
В соответствии с приказами КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» от 16.09.2020 №, от 16.09.2020 № ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
15.10.2021 ФИО1 в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России» обратился с соответствующим заявлением, зарегистрированным за № в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо». Заявление получено ведомством, заведено личное дело получателя государственных услуг №.
Приказом КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от 23.10.2020 № ФИО1 признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 15.10.2020, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 15.10.2020 по 14.04.2021, установлены размеры пособия по безработице, с 15.10.2020 по 14.01.2021 в размере 12 411 руб. 75 коп., с 15.01.2021 по 14.04.2021 в размере 9 229 руб. 40 коп.
Приказами КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от 27.11.2020 № ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 23.11.2020 в связи с признанием гражданина занятым, последний снят с регистрационного учета с 23.11.2020.
Приказом КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» от 08.02.2021 № внесено изменение в приказ о назначении пособия № от 23.10.2020, пособие назначено с 17.06.2021 по 14.12.2021, постановлено ФИО1 снять с учета с 17.06.2020 за попытку получения пособия обманным путем.
В период с 15.10.2020 по 23.11.2020 ФИО1 выплачено пособие по безработице в размере 16 322 руб. 12 коп.
В этой связи 04.03.2021 в адрес ФИО1 направлена претензия о возврате незаконно полученного пособия по безработице в размере 16 322 руб. 12 коп.
Причиной снятия ФИО1 с учета в качестве безработного в КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» послужило указанное ответчиком место жительства, которое не совпало с адресом его регистрации, в связи с чем, данное лицо поставлено на учет в качестве безработного в центре занятости не по месту жительства в соответствии с постоянной регистрацией, а по адресу фактического проживания.
Причиной снятия ФИО1 с учета в качестве безработного в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» послужила попытка получения пособия обманным путем, поскольку обращение с соответствующим заявлением о признании гражданина безработным подано им до истечения 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в качестве безработного и в связи с прекращением выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Разрешая спор и удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 3, п. 5.1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, исходил из того, что ответчику незаконно начислено и выплачено пособие по безработице, поскольку с момента снятия его с учета в качестве безработного с начислением пособия в КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» до начисления и выплаты пособия по безработице в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» прошло менее одного года.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо», суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 3, 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, исходил из того, что указание ФИО1 на день подачи заявления о постановке на учет в качестве безработного места своего фактического проживания по адресу: <...>, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице в силу достоверности предоставляемых сведений о месте регистрации в виде копии паспорта, кроме того, неисполнение ФИО1 обязанности по обращению в орган регистрационного учета в целях регистрации по месту регистрации и последующее его обращение в данный орган после снятия с регистрационного учета в КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» также не свидетельствует о наличии в его действиях недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице, которое бы ему не причиталось, в связи с чем, пришел к выводу, что имелись основания для отнесения ответчика к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице, в связи с чем, ФИО1 не может быть лишен возможности получить меры социальной поддержки от государства в г. Хабаровске, кроме того, выплата пособия непосредственно ЦЗН «Центр занятости населения района имени Лазо» в данном случае не привела к ущербу для бюджета.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь его отмену.
Юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Панфилова