ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2673/2021 от 19.02.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело №88-2673/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 19 февраля 2021 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чернецовой С.М., рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района Свердловской области от 3 сентября 2020 года и апелляционное определение Режевского городского суда Свердловской области от 3 декабря 2020 года, вынесенные по гражданскому делу № 2-3320/2020 по иску ФИО1 к ООО «Теплоснабжающая компания г. Реж» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском ООО «ТСК г. Реж» о перерасчете платы за тепловую энергию (отопление) за сентябрь 2018 года.

В обоснование иска ссылался на то, что в сентябре 2018 года по адресу: <данные изъяты> отсутствовало отопление 145,5 часов. Ответчиком произведен перерасчет платы на сумму 450,30 руб. в квитанциях за сентябрь и октябрь 2018 года. Считает, что перерасчет был произведен неверно. Многоквартирный дом по <данные изъяты> не оборудован приборами учета тепловой энергии. За 6 дней, когда отсутствовало отопление в сентябре 2018 года, сумма составила 1130,72 руб. В соответствии с пунктом 14 Приложения № 1 к Правилам № 354, размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению, начисленный за месяц снижается на 0,15% за каждый час перерыва в отоплении (при превышении допустимой продолжительности перерывов в 24 часа). Из произведенного истцом расчета следует, что общая сумма снижения начислений должна составлять 1336,79 руб. (1130,72 руб. (по пункту 99 Правил) + 206,07 руб. (по пункту 14 Приложения)). Просит обязать ООО «ТСК г. Реж» произвести перерасчет в квитанциях с сентября 2018 года по настоящее время, принимая во внимание, что сумма перерасчета за сентябрь 2018 года должна составлять 1336,79 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №2 Режевского судебного района Свердловской области от 03 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Режевского городского суда Свердловской области от 03 декабря 2020 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных.

В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

При рассмотрении дела было установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты> в сентябре 2018 года имелись перерывы отопления в размере 145,5 часов.

ФИО1 является потребителем коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>.

Указанный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета.

ООО «ТСК г. Реж» является поставщиком тепловой энергии для данного многоквартирного дома.

АО «РЦ Урала» ФИО1 за сентябрь 2018 года произведены начисления платы за коммунальную услугу отопление в размере 2 261,43 руб., перерасчет составил 167,91 руб. (- 0,806 Гкал) с учетом аварийной остановки; в октябре 2018 года начисления составили 5 653,58 руб., перерасчет 282,39 руб. с учетом аварийной остановки в сентябре 2018 года - перерасчет 244,23 руб. (-0,1173 Гкал), в октябре 2018 года - перерасчет 38,16 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями статей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, 544 Гражданского кодекса российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции от 27 марта 2018 года), и пришел к выводу, что ответчиком истцу перерасчет за сентябрь 2018 года произведен. Данный перерасчет за коммунальную услугу отопление при перерывах в предоставлении коммунальной услуги превышающих установленную продолжительность в связи с аварийными остановками за сентябрь 2018 года ФИО1 является правильным.

Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи согласился. Кроме того отметил, что вступившим в законную силу постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года установлено, что ООО «ТСК г. Реж» произвел верный перерасчет платы за отопление в сентябре и октябре 2018 года в спорном жилом доме с ее уменьшением на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления. Таким образом, является установленным, что перерывы отопления в доме по ул. Краснофлотцев, д.6/5 составили в сентябре 2018 года - 145,5 часов, перерасчет платы за отопление ООО «ТСК г. Реж» произведен верно.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.

Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354, которые предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность.

В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно пункту 99 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.

Объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений.

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии (пункт 100 указанных Правил).

В соответствии с пунктом 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 Правил N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Согласно приведенным выше нормам законодательства - оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.

В силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 - перерыв в предоставлении коммунальной услуги обязывает исполнителя коммунальной услуги произвести перерасчет.

Пункт 14 приложения N 1 к Правилам N 354 содержит требования к качеству коммунальной услуги "отопление", а также порядок изменения размера платы при перерывах в отоплении.

Так, пункт 14 устанавливает "бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода"; "допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°C до +12°C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°C до +10°C.

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

Таким образом, в соответствии с пунктом 14 приложения N 1 к Правилам N 354 месячный размер платы снижается на 0,15% за каждый час перерыва в отоплении (при превышении допустимой продолжительности перерывов в 24 часа).

При установлении данного коэффициента снижения платы Правительство Российской Федерации исходило из того, что в случае отсутствия отопления все 28-30 дней в месяц и 24 часа в сутки месячный размер платы снизится почти на 100% и составит 0 руб. (0,15% x 24 x 30).

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что многоквартирный дом N <данные изъяты> не оборудован общедомовым прибором учета. Поставщиком тепловой энергии для многоквартирного дома является ООО "ТСК г. Реж".

Используемый ООО "ТСК г. Реж" норматив на тепловую энергию в размере 0,0415 Гкал/кв. м, утвержден Постановлением Администрации Режевского городского округа N 2708 от 22 декабря 2009 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилых домах и помещениях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности и не оборудованных приборами учета по Режевскому городскому округу на 2010 год".

Начисление платы ООО "ТСК г. Реж" произвело истцу согласно пункту 42 (1) Правил N 354, исходя из утвержденного норматива и тарифа на тепловую энергию. При этом перерасчет платы за отопление в сентябре и октябре 2018 года произведен с ее уменьшением на 0,15% за каждый за час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления.

Приведенные заявителем доводы кассационной жалобы повторяют основания исковых требований и доводы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района Свердловской области от 3 сентября 2020 года и апелляционное определение Режевского городского суда Свердловской области от 3 декабря 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Чернецова С.М.