ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2714/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 марта 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
с участием прокурора Восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №75RS0001-02-2020-004745-52 (2-3795/2020) по иску П.Е.О. к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, исключение записи об увольнении, возложении обязанности выдать дубликат трудовой книжки,
по кассационному представлению прокурора Забайкальского края и кассационной жалобе П.Е.О. на решение Центрального районного суда г. Читы от 7 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения представителя П.Е.О. – М.Е.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов Забайкальского края – Ц.П.В., представителя Администрации Забайкальского края –М.М.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц – связи, прокурора Волкову А.Г., поддержавшую кассационное представление, полагавшую кассационную жалобу обоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.Е.О. обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, исключении записи об увольнении, возложении обязанности выдать дубликат трудовой книжки.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 8 октября 2018 г. по 5 июня 2020 г. она проходила государственную гражданскую службу в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края в должности начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения.
На основании приказа от 5 июня 2020 г. №-к была уволена на основании п.п.2 п.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) в связи с утратой доверия.
Основанием к увольнению послужил факт непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее по тексту – сведений о доходах) за 2018 год.
Полагает, что такая обязанность у нее отсутствовала, поскольку замещаемая ею должность была введена в Перечень должностей государственной гражданской службы Забайкальского края в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приказом Министерства от 31 декабря 2019 г. №, который вступил в силу 31 декабря 2019 г.
Ранее утвержденный Перечень должность, замещаемую истцом, не содержал.
Ссылаясь на п.п.3 п.3 Положения о предоставлении сведений о доходах, утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 14 октября 2015 г. № 100, указывает, что обязанность государственных служащих Забайкальского края предоставить сведения о доходах за 2018 год наступала не позднее 30 апреля 2019 г. Поскольку в данный отчетный период должность истца отсутствовала в соответствующем Перечне, у нее отсутствовала обязанность представления таких сведений.
Просила суд с учетом уточненных исковых требований признать ее увольнение незаконным; восстановить ее в ранее занимаемой должности; возложить на ответчика обязанность аннулировать запись об увольнении в трудовой книжке; исключить запись об увольнении П.Е.О. из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия; выдать дубликат вкладыша трудовой книжки без внесения записей от 5 июня 2020 г. №; взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула за период с 6 июня 2020 г. по день восстановления на работе.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 7 августа 2020 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 октября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 7 августа 2020 г. оставлено без изменения.
П.Е.О. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Прокурор Забайкальского края обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, в котором просит об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы и представления.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы и кассационного представления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что П.Е.О. с 8 октября 2018 г. по 5 июня 2020 г. проходила государственную гражданскую службу в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края (далее по тексту – Министерство) в должности начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения.
Приказом от 3 июня 2020 г. № -к назначено проведение проверки соблюдения требований об исполнении обязанностей, установленных п.1 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ) и п.п. 2 п.1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ в отношении П.Е.О. по факту не предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за 2018 год.
Уведомлением от 3 июня 2020 г. П.Е.О. сообщено о назначении проверки. В ходе проведения проверки у истца затребовано объяснение в письменной форме.
По результатам проверки на имя исполняющего обязанности министра природных ресурсов Забайкальского края Н.С.И. составлен доклад, согласно которому факт непредоставления П.Е.О. сведений за 2018 год подтвержден, к П.Е.О. предложено применить меру ответственности в виде взыскания, предусмотренного п.п. 2 п.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - увольнение в связи с утратой доверия. Резолюцией исполняющего обязанности министра природных ресурсов указано уволить П.Е.О. в связи с утратой доверия.
Приказом Министерства от 5 июня 2020 г. №-к служебный контракт с П.Е.О. расторгнут, истец уволена с замещаемой должности государственной гражданской службы 5 июня 2020 г. в связи с утратой доверия к государственному служащему на основании п.2 ч.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, с приказом истец ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в нарушение требований законодательства не были представлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своего супруга, что предоставляло работодателю право на расторжение с истцом служебного контракта и ее увольнение с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции указанными федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Действительно, государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 2).
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.
Перечень оснований увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия установлен ст. 59.2 Федерального закона 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, на основании п. 2 ч. 1 которой гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
На основании ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности, указанные в п. п. 1 - 3 настоящей части.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрен Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены функции обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, проведения служебных проверок.
Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Общие положения о порядке применения и снятия дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего содержатся в ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлен особый порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотренных ст.ст. 59.1 и 59.2 того же Закона.
Из ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ следует, что взыскания, предусмотренные ст.ст. 59.1 и 59.2 этого Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).
При применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).
Установив, что истец в нарушение вышеуказанных норм права декларацию о своих дохода и доходах супруга за 2018 год не предоставила, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассаторов о том, что у истца отсутствовала обязанность по предоставлению сведений о доходах за 2018 год в связи с тем, что должность начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения до 31 декабря 2019 г. не была включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Забайкальского края в Министерстве, замещение которых влечет за собой обязанность представлять необходимые сведения, являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции, которые указали следующее. Обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и об имущественных обязательствах возлагается на государственных и муниципальных служащих в зависимости от включения занимаемых должностей в соответствующие перечни.
Во исполнение п.3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. № 526 (далее – Постановление № 526) утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Перечень Забайкальского края).
Подпунктом 2 п. 1 ст.6 Закона Забайкальского края от 29 июля 2008 г. № 21-ЗЗК «О государственной гражданской службе Забайкальского края» предусмотрена обязанность государственного гражданского служащего Забайкальского края, должность которого включена в перечень, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 3 Постановления № 526 установлено, что государственные гражданские служащие Забайкальского края, замещающие должности государственной гражданской службы Забайкальского края, включенные в перечни должностей, утвержденные в соответствии с п.п. 1 и 4 настоящего постановления, представляют представителю нанимателя сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 1 раздела 1 Перечня Постановления № 526 определены должности государственной гражданской службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. № 581 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Забайкальского края» (далее по тексту – Реестр), в том числе должность начальника управления министерства, в обязанность которого входит представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно Реестру, должность начальник управления Министерства отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители». Данной должности в Реестре присвоен код 03-1-2-007, который соответствует должности начальника управления: Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, Министерства, департамента, службы.
Приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 1 июня 2018 г. № 229-к в структуру Министерства была введена должность начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения Министерства природных ресурсов Забайкальского края.
В должностном регламенте начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения Министерства, в служебном контракте, заключенным с истцом, отражены сведения о том, что должность, замещаемая истцом, относится к главной группе должностей категории «руководители», в должностном регламенте также указан регистрационный номер (код) должности по Реестру – 03-1-2-007.
Таким образом, при наличии установленной обязанности для государственного служащего Забайкальского края, должность которого включена в Перечень, (а в Перечень должность начальника управления любого Министерства Забайкальского края включена) являются верными выводы судов о том, что с момента введения должности начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения Министерства природных ресурсов Забайкальского края и назначения истца на указанную должность, на истце лежала обязанность по предоставлению соответствующей декларации за 2018 год.
Само по себе невключение должности, занимаемой истцом, в ведомственный Перечень, утверждаемый непосредственно Министерством природных ресурсов Забайкальского края, не свидетельствует об отсутствии у истца обязанности, установленной Постановлением № 526 в отношении всех государственных служащих Забайкальского края, занимающих соответствующие должности.
Кроме того, как правильно учтено судами, согласно должностному регламенту начальника управления правового, кадрового и организационного обеспечения – начальника отдела правового обеспечения Министерства природных ресурсов Забайкальского края, именно в должностные обязанности П.Е.О. входило: соблюдение и обеспечение исполнения обязанностей, установленных ст.ст. 15, 18 Федерального закона 27 июля 2004 г.; обеспечение деятельности комиссии Министерства по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; принятие участия в разработке и реализации плана противодействия коррупции в Министерстве; обеспечению соблюдения государственными служащими Министерства ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами и нормативными правовыми актами Забайкальского края; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе в Министерстве; осуществление в рамках своей компетенции подготовку проектов правовых актов о противодействии коррупции; принятие участия в осуществлении мер по профилактике коррупции в подведомственных Министерству учреждениях; осуществление оказания государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №855, а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов о фактах совершения государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доводы кассаторов о нарушении порядка увольнения, предусмотренного ч.1 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, поскольку доклад о результатах проведения в отношении П.Е.О. проверки в Комиссию по урегулированию конфликтов интересов не направлялся, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, не влекут отмену обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Из положений ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ следует, что взыскания за несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (Письмо Минтруда России от 18 июля 2013 г. № 18-2/10/2-4038, раздел 3). Таким образом, законодателем не установлен обязательный порядок направления доклада о результатах проверки в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, не регламентированы сроки направления и получения рекомендаций указанной комиссии, несогласие указанной комиссии с докладом не является решающим для представителя нанимателя.
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанными требованиями закона, по результатам рассмотрения доклада о проверке, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении П.Е.О., представителем нанимателя было принято решение о ее увольнении в связи с утратой доверия.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» названо установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37, ч. 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе, о том, что должность истца имеет двойное наименование, в связи с чем нельзя признать ее включенной в вышеупомянутый Перечень, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, по своей сути выражают несогласие с выводами суда, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как на основании ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 7 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Забайкальского края, кассационную жалобу П.Е.О. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: