ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27433/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-201/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Краснодар 7 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Датцкой Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны», войсковой части № 15119 Каспийской флотилии, войсковой части №57229 Каспийской флотилии о внесении изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица,
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 23 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
Датцкая Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам о необходимости возложения на работодателя обязанности внести изменения в индивидуально лицевой счет застрахованного лица. С учетом изменения исковых требований просила суд обязать:
- войсковую часть №57229 Каспийской флотилии предоставить Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» сведения о ее специальном стаже в системе обязательного пенсионного страхования в период работы с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» с указанием кода особых условий труда «27 ПД»;
- войсковую часть №15119 Каспийской флотилии предоставить Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» сведения о ее специальном стаже в системе обязательного пенсионного страхования в период работы с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» с указанием кода особых условий труда «27 ПД»;
- Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» на основании предоставленных войсковыми частями № 57229 и № 15119 Каспийской флотилии сведений о специальном стаже Датцкой Н.Н. внести изменения в индивидуальный лицевой счет персонифицированного учета застрахованного лица Датцкой Н.Н. в системе обязательного пенсионного страхования, отразив сведения о ее специальном стаже в период работы с 1 февраля 2011 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» с указанием кода особых условий труда «27 ПД».
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 14 апреля 2021 года исковые требования Датцкой Н.Н. удовлетворены частично:
на войсковую часть №57229 Каспийской флотилии возложена обязанность предоставить Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» сведения о специальном стаже Датцкой Н.Н. в системе обязательного пенсионного страхования в период работы с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» с указанием кода особых условий труда «27 ПД»;
на войсковую часть №15119 Каспийской флотилии возложена обязанность предоставить Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» сведения о специальном стаже Датцкой Н.Н. в системе обязательного пенсионного страхования в период работы с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» с указанием кода особых условий труда «27 ПД».
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 23 июня 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что Датцкая Н.Н. не подпадает под категорию застрахованного лица, по которому должен быть указан код особых условий труда «27ПД». Полагает, что сведения о специальном стаже в системе обязательного пенсионного страхования с указанием кода особых условий труда «27ПД» должны быть предоставлены работодателями не в Учреждение, а должны предоставляться работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, обязанность по предоставлению сведений относительно наличия у них льготной категории работников, имеющих право на досрочную пенсию, лежит на войсковой части, в которой работала истец. Кроме того, в соответствии с заключенными между Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» и войсковыми частями №57229 и №15119 договорами на финансовое обслуживание, обязанность по получению от воинских частей сведений о специальном стаже в системе обязательного пенсионного страхования с указанием особых условий труда «27ПД» и направлению указанных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации у Учреждения отсутствует.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в период с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года Датцкая Н.Н. работала в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» в должности воспитателя Детского сада № 4 «Солнышко» Войсковой части №57229 Каспийской флотилии, а с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2014 года №15119 в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» Войсковой части №57229 Каспийской флотилии.
7 мая 2019 года Датцкая Н.Н. обратилась в Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением заседания комиссии Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани № 144161/19 Датцкой Н.Н. отказано в назначении пенсии, с указанием на то, что по состоянию на 7 июня 2019 года, ее специальный стаж составляет 20 лет 5 месяцев 8 дней.
Государственным Учреждением - Управление пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани отказано Датцкой Н.Н. во включении в ее специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периодов ее работы с 1 февраля 2011 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя Детского сада № 4 «Солнышко» войсковой части № 56093 Каспийской Флотилии, в связи с тем, что работодатель не представил достоверную информацию о ее трудовой деятельности, а именно не указал код особых условий труда, дающий право на досрочную пенсию и, как следствие, не определил спорный период работы истца, как льготный.
Согласно записям трудовой книжки истца серии АТ-VI № от 2 сентября 1991 года, справки № 1162 от 19 июля 2017 года, архивной справки № 1074 от 18 ноября 2019 года и трудовых договоров, представленных в материалы дела, Датцкая Н.Н. в период с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года работала в должности воспитателя войсковой части № 57229 Каспийской флотилии, являющейся правопреемником войсковой части № 56093 на основании пункта 4 директивы командующего войсками Южного военного округа от 1 августа 2012 года № 23, а с 01.04.2013 по 14.04.2014 в должности воспитателя войсковой части № 15119 Каспийской флотилии.
С 1 апреля 2013 года в соответствии с директивой командующего войсками Южного военного округа № 23 от 1 августа 2012 года и приказом командующего Каспийской флотилии № 286 от 21 марта 2013 года Детский сад № 4 «Солнышко» передан в подчинение войсковой части № 15119 Каспийской флотилии, что подтверждается архивной справкой № 653 от 29 ноября 2017 года.
В выписке о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также справке о доходах физического лица у Датцкой Н.Н. за спорные периоды с 2011 по 2014 гг. работодателем указано Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области».
Представленными в материалы дела документами также установлено, что поскольку у ответчиков - войсковых частей № 5119 и № 57229 в штате отсутствует специалист по ведению персонифицированного учета, а со всеми войсковыми частями ответчиком - Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» заключены договоры на финансовое обслуживание: с войсковой частью № 56093 - от 22 декабря 2010 года № 2 (расторгнут 1 января 2014 года), с войсковой частью № 57229 - от 1 октября 2012 года № 79 (действует по настоящее время), войсковой частью № 15119 - от 22 октября 2010 года № 10 (действует по настоящее время), непосредственными работодателями у Датцкой Н.Н. являлись: с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года - войсковая часть № 57229 Каспийской флотилии; с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2014 года - войсковая часть № 15119 Каспийской флотилии.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 8.1, 11, 16, Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей 8, 11,12, 28, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 1.8. Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, пунктов 36, 37, 39 Приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 года №766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», исходил из того, что представленными истцом в материалы дела документами, подтвержден факт работы Датцкой Н.Н. в период с 1 февраля 2011 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя Детского сада №4 «Солнышко» на 1 ставку, а именно осуществления ею в указанные периоды педагогической деятельности, которая должна быть отражена в сведениях персонифицированного учета с указанием кода особых условий труда «27 ПД».
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Датцкая Н.Н. осуществляла трудовую деятельность в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» Войсковой части №57229 Каспийской флотилии с 1 февраля 2011 года по 31 марта 2013 года, а с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2014 года в должности воспитателя детского сада №4 «Солнышко» Войсковой части №15119 Каспийской флотилии.
Обращаясь в суд с иском Датцкая Н.Н. оспаривала правомерность отражения в данных её индивидуального лицевого счета застрахованного лица характера её работы без кода льготных условий труда, за период с 1 февраля 2011 года по 14 апреля 2014 года, представив, в том числе трудовой договор № от 15.04.2013 года, заключенный между ВРИО командира войсковой части №15119, согласно которому, она принята на работу в должности воспитателя ДОУ «Солнышко» на период отпуска по уходу за ребенком основного работника, и который вступил в силу с 01.04.2013 года. Данным договором Датцкой Н.Н. установлена 40 часовая рабочая неделя, предоставляется отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Кроме трудового договора истцом представлена архивная справка из которой, в том числе следует, что Датцкая Н.Н. с 01.04.2013 года принята воспитателем на 0,3 ставки на период отпуска по уходу за ребенком основного работника и ей установлен тарифный должностной оклад в размере 2788 рублей (приказ №55 от 15.04.2013 года).
Вместе с тем, удовлетворяя требования Датцкой Н.Н. суды, ссылаясь на записи трудовой книжки истца серии №№, справку № 1162 от 19 июля 2017 года, архивную справку № 1074 от 18 ноября 2019 года и трудовые договоры обосновали свое решение об удовлетворении иска сведениями (документами), которым не дана правовая оценка с учетом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами соблюдены не были, имеющимся в материалах дела письменным доказательствам: трудовому договору №607 от 15.04.2013 года, согласно которому Датцкая Н.Н. принята на работу в должности воспитателя ДОУ «Солнышко» и установлена 40 часовая рабочая неделя, с предоставлением отпуска продолжительностью 28 рабочих дней, тогда как труд педагогических работников предполагает 36-ти часовую рабочую неделю и иной продолжительности отпуск, а также архивной справке, из которой в том числе следует, что Датцкая Н.Н. с 01.04.2013 года принята воспитателем ДОУ «Солнышко» на 0,3 ставки, судами какой-либо правовой оценки не дано.
Суд не выяснил, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Датцкой Н.Н. документально не подтвердил ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в оспариваемые ею периоды, тем самым не устранил пробел в представленных в материалы дела документах работодателя о работе Датцкой Н.Н., на предмет проставления кода льготной работы «27ПД» и «28ПД», в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судами не учтено, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В силу ст. 18 Закона об образовании для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям на основании подп. 1 п. 4 ст. 12 Закона об образовании.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
В соответствии с п. 5 ст. 14 указанного Закона содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
На основании п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677 (далее - Положение), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Согласно п. 19 Положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования.
Пунктом 6 ст. 33 Закона об образовании установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, определен в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277.
Сведения о лицензировании и осуществлении образовательной деятельности, содержатся в учредительных документах образовательных учреждений.
Вместе с тем, Устав и сведения о лицензировании ДОУ «Солнышко» в оспариваемые истцом периоды, в нарушении требований процессуального законодательства в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно осуществление Датцкой Н.Н. педагогической деятельности в учреждениях для детей, противоречия в доказательствах не устранены, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны» - удовлетворить.
решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 23 июня 2021 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г.Руденко
Постановление19.10.2021