ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-27443/2022 от 23.08.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-27443/2022

УИД 91RS0009-01-2021-003260-63

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 23 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.

судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заскоки В.М. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым, начальнику Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым Федоренко А.В., третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр Социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании незаконным решения об отказе в установлении ежемесячного материального обеспечения; о возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы, о возложении обязанности установить ежемесячное материальное обеспечение,

по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия

установила:

Заскока В.М. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым, начальнику Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым Федоренко А.В., в котором просил признать незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым от 27.07.2021 года об отказе в предоставлении ежемесячного материального обеспечения лицу, проходившему государственную службу на территории Республики Крым; обязать департамент труда и социальной защиты населения администрации Республики Крым зачесть истцу в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, дающий право на пенсию государственного служащего в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ следующие периоды: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (02 года 00 месяцев 07 дней), военную службу в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 05 месяцев 22 дня); работа в должности заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 07 месяцев 01 день); работа Депутатом Верховного Совета Крыма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 10 месяцев 28 дней); периоды, в которые истец временно не работал после прекращения депутатских полномочий, в связи с невозможностью предоставления должности заместителя главного редактора газеты «Трибуна» или равноценной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (07 месяцев 25 дней), возложить на департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обязанность установить ежемесячное материальное обеспечение с момента обращения, с 09.07.2021 года.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2021 года в удовлетворении иска Заскоке В.М. - отказано.

Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года решение районного суда отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Заскока В.М. удовлетворены. Решение департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым от 27.07.2021 г. об отказе в предоставлении материального обеспечения лиц, проходивших государственную службу на территории Республики Крым признано незаконным.

На департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым возложена обязанность зачесть Заскоки В.М. в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, дающий право на пенсию государственного служащего в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21.02.2014г следующие периоды: службу в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; военную службу в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работу в должности заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работу депутатом Верховного Совета Крыма на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды, в которые истец временно не работал после прекращения депутатских полномочий, в связи с невозможностью предоставления должности заместителя главного редактора газеты «Трибуна» или равноценной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

На департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым возложена обязанность установить Заскоки В.М. ежемесячное материальное обеспечение с момента обращения - 09.07.2021г.

В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Крым просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющихся в материалах дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что возраста, при котором назначалась пенсия государственным служащим согласно норм статьи 37 Закона № 3723-ХП Заскока В.М. достиг не находясь на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, для определения права для назначения пенсии государственным служащим в соответствии с законодательством действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года. Заскоке В.М. необходимо не менее 20 лет стажа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, предусмотренных статьей 25 Закона № 3723-ХП. Заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что в 20-летний стаж, который дает право на пенсию государственного служащего независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста, учитывается только период работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, предусмотренных статьей 25 Закона № 3723-ХII, иные периоды, как военная служба в Вооруженных Силах, работа заместителя главного редактора в печатном органе указанной статьей не предусмотрены.

В отзыве на кассационную жалобу Заскока В.М. выражает несогласие с доводами указанным в ней, и указывает на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного акта суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.

Судами установлено и из материалов дела следует, что 09.07.2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением об установлении ежемесячного материального обеспечения к страховой пенсии.

Решением от 27.07.2021г. истцу отказано в установлении ежемесячного материального обеспечения лиц, проходивших государственную службу на территории Республики Крым. Как указывает ответчик, по записям в трудовой книжке истца департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым проведен анализ стажа, дающего право на пенсию государственного служащего, и выделены периоды стажа государственной службы, не подлежащие включению. Стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, составил 13 лет 09 месяцев 13 дней. В подсчет стажа государственной службы ответчик включил периоды работы истца с 13.06.2000г. по 1б.07.2000г. в должности зам директора Евпаторийского городского центра занятости, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Евпаторийского городского центра занятости, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности директора.

В связи с отсутствием 20 летнего стажа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, ответчик указал на отсутствие оснований для установления ежемесячного материального обеспечения.

При этом, ответчиком в стаж государственной службы не зачтены следующие периоды: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, военная служба в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа Депутатом Верховного Совета Крыма на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды, в которые истец временно не работал после прекращения депутатских полномочий, в связи с невозможностью предоставления должности заместителя главного редактора газеты «Трибуна» или равноценной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Заскоке В.М., суд первой инстанции, исходил из необоснованности заявленных требований.

Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-3PK/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», Закона Украины от 16.12.1993 года № 3723-XII «О государственной службе» в редакции, действовавшей в Автономной Республике Крым по состоянию на 21.02.2014 года, Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994г №283 утвердившем Порядок исчисления стажа государственной службы, Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 года № 2232-ХII, Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.1997г №540\97-ВР, в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, Постановлением Кабинета Министров Украины №377 от 15.03.1999г «О реализации статей 14 и 16 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, Закона Республики Крым «О статусе депутата Верховного Совета Крыма» от 15.06.1994г №67-1, в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, установив факт незаконности исключения периодов службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, военной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы а в должности заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы Депутатом Верховного Совета Крыма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов, в которые Заскока В.М. временно не работал после прекращения депутатских полномочий, в связи с невозможностью предоставления должности заместителя главного редактора газеты «Трибуна» или равноценной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Заскоки В.М. и возложении на ответчика обязанности по включению данных периодов в подсчет его стажа государственной службы.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований согласиться с доводами заявителя жалобы о незаконности постановленного по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, полагая апелляционное определение Верховного Суда республики Крым основанным на правильном применении подлежащих при разрешении спора норм материального права.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер Российского Государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого на государственную пенсию (статья 7, часть 2).

Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав кредитора, взыскателя, должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В силу части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя2 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособии, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.

Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-3PK/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» наряду с другими мерами социальной защиты предусмотрел в статье 8 дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.

Так, согласно ч.2 ст.8 указанного закона, гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливается ежемесячное материальное обеспечение: лицам, имеющим право на пенсию по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно, но не обратившимся за ней на указанную дату, лицам, не достигшим на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается, а также нетрудоспособным членам семьи умершего получателя ежемесячного материального обеспечения (за исключением членов семьи, получающих ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с пунктом 1 настоящей части) ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года. При этом размер ежемесячного материального обеспечения определяется как разница между размером, определенным с применением норм указанного законодательства, и размером страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно статьи 37 Закона Украины от 16.12.1993 года № 3723-XII «О государственной службе» в редакции, действовавшей в Автономной Республике Крым по состоянию на 21.02.2014 года, на получение пенсии государственных служащих имели право, в частности, мужчины, которые достигли возраста 62 лет, при наличии страхового стажа 35 лет, в том числе не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.

Согласно ч.1,3 ст. 25 Закона Украины от 16.12.1993 года № 3723-XII «О государственной службе» в редакции, действовавшей в Автономной Республике Крым по состоянию на 21.02.2014 года, основным критерием классификации должностей государственных служащих является организационно- правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компенсации на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа. Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в данной статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994г №283 утвержден Порядок исчисления стажа государственной службы, которым определены должности и органы, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы. Указанный Порядок действовал до принятия Постановления Кабинета Министров Украины №229 от 25.03.2016г, т.е. по состоянию на 21.02.2014 года являлся действовавшим.

Согласно пункту 5 Постановления Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994г №283, исчисленный в соответствии с утвержденным Порядком стаж государственной службы применяется для установления государственным служащим надбавки за выслугу лет, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и назначения пенсии.

Абзацами пятым и восемнадцатым пункта 3 указанного Порядка, в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, предусмотрено, что в стаж государственной службы включается также время военной службы в Вооруженных Силах и иных военных формированиях; стаж работы журналиста в государственных и коммунальных средствах массовой информации, исчисленный в соответствии с Порядком исчисления стажа работы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет и назначения пенсии журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации и государственных информационных агентств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от15 марта 1999г №377.

Согласно ч. 1 ст.2 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 года № 2232-ХП, в редакции действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, военная служба является государственной службой особого характера. Время прохождения военной службы засчитывается гражданам Украины в их страховой стаж, стаж работы по специальности и в стаж государственной службы.

Согласно ч.2 ст.12 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.1997г №540\97-ВР, в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, стаж работы журналиста в государственных и коммунальных средствах массовой информации засчитывается в стаж государственной службы, а стаж государственной службы засчитывается в стаж работы журналиста в государственном или коммунальном средстве массовой информации.

Постановлением Кабинета Министров Украины №377 от 15.03.1999г «О реализации статей 14 и 16 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, утвержден Перечень должностей журналистов государственных и коммунальных средств массой информации, которые приравниваются к должностям руководящих работников, специалистов секретариата (аппарата) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Должность заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета, которую истец занимал с 01.11.1992г по 01.06.1994г указанным Перечнем приравнивается к должности заместителя руководителя секретариата, заместителя руководителя аппарата соответствующей государственной администрации, председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета.

Указанным Постановлением Кабинета Министров Украины №377 от 15.03.1999г также был утвержден Порядок расчета стажа работы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет и назначения пенсии журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации и государственных информационных агентств. Согласно указанному Порядку в такой стаж засчитывается работа с 24.08.1991 г в СМИ, учредителями (соучредителями) которых были органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Пунктами 4, 15 ст.29 Закона Республики Крым «О статусе депутата Верховного Совета Крыма» от 15.06.1994г №67-1, в редакции, действовавшей по состоянию на 21.02.2014 года, определено, что депутаты Верховного Совета Крыма, работающие в Верховном Совете на постоянной основе, приравниваются к государственным служащим. В общий и непрерывный стаж работы (службы) по специальности, по которой депутат работал до его освобождения от производственных или служебных обязанностей, засчитывается и то время, когда бывший депутат Верховного Совета Крыма временно не работал в связи с невозможностью предоставить ему прежнюю или равноценную работу (должность).

Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно при удовлетворении требований Заскока В.М., вопреки доводам кассационной жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым обоснованно приняты к зачету стажа государственной службы спорные периоды работы истца.

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что истцом не соблюдены условия о наличии не менее 20 лет стажа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, поскольку стаж истца составил 13 лет 09 месяцев 13 дней, являются необоснованными по основаниям того, что в соответствии с нормами права, действовавшими на территории Республики Крым по состоянию на 21.02.2014г, в подсчет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, подлежали учету оспариваемые ответчиком периоды службы в армии, в том числе по призыву, работа в должности заместителя главного редактора в редакции газеты «Трибуна» Евпаторийского городского совета, работа депутатом Верховного Совета Крыма на постоянной основе, а также период, в котором истец временно не работал после прекращения депутатских полномочий, в связи с невозможностью предоставления должности заместителя главного редактора газеты «Трибуна» или равноценной работы.

Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, правовых оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.

Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенного по конкретному делу судебного постановления осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебного акта или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи Н.Н. Мартынова

Н.В. Бетрозова