ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-27661/20 от 21.12.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-27661/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 21 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Матросовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года гражданское дело №2-242/2020 по иску Степановой ФИО13 к Управлению записи актов гражданского состояния Орловской области о признании приказа в части депремирования незаконным, взыскании невыплаченной премии, процентов, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Степановой ФИО14

на решение Советского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 июля 2020 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению записи актов гражданского состояния Орловской области о признании приказа в части депремирования незаконным, взыскании невыплаченной премии, процентов, компенсации морального вреда.

Решением Советского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Степановой Н.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Степановой Н.И. без удовлетворения.

В поданной кассационной жалобе Степанова Н.И. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что несмотря на отсутствие с ее стороны каких-либо нарушений, работодателем к ней применены меры в виде лишения премии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Степанова Н.И. исполняет обязанности заместителя начальника территориального отдела ЗАГС Орловского района Управления ЗАГС Орловской области с 29 января 2015 года.

Служебным контрактом №112 о прохождении государственной гражданской службы Орловской области и замещении должности государственной гражданской службы Орловской области, заключенным 29 января 2015 года с государственным гражданским служащим Степановой Н.И. определено, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими законами Орловской области и иными нормативно- правовыми актами Орловской области (пункт 10).

Этим же пунктом служебного контакта закреплена возможность гражданского служащего получения премии за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренных Указом Губернатора Орловской области от 29 декабря 2006 года № 340 «Об утверждении Положений по оплате труда, о порядке формирования фонда оплаты труда и Правил исчисления денежного содержания».

Согласно Положению о территориальном отделе ЗАГС Орловской области, утвержденному приказом Управления ЗАГС Орловской области от 14 июня 2012 года № 25, одной из функций отдела является осуществление формирования и хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитых, пронумерованных и скрепленных печатью (пункт 8 раздела III Положения).

Аналогичные должностные обязанности заместителя начальника отдела ЗАГС Орловского района Степановой Н.И. закреплены и пунктами 20 должностного регламента государственного гражданского служащего, утвержденного 26 декабря 2014 года, а также пунктом 37 должностного регламента государственного гражданского служащего, утвержденного 13 июня 2019 г.

Пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» установлено, что книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных до 1 апреля 2015 года, и хранящиеся в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации указанных актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», подлежат переводу в электронную форму в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) должен быть завершен не позднее 31 декабря 2020 г.

Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. № 254 утверждены Правила перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

В соответствии с пунктом 9 Правила перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) осуществляется посредством конвертации (преобразования) первых экземпляров записей актов гражданского состояния, собранных в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу), в форму электронного документа в соответствии с перечнем сведений, включаемых в запись акта гражданского состояния, конвертируемую (преобразуемую) в форму электронного документа (далее - перечень сведений), определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 77.1 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Для проведения качественной работы по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) необходимо проведение инвентаризации архивного фонда.

На основании приказа Управления ЗАГС Орловой области от 25 мая 2017 года № 29, с учетом приказа от 09 июля 2019 года № 49 о внесении изменений в приказ от 25 мая 2017 года № 29, принято решение о проведении с 1 июня 2017 года инвентаризации архивного фонда книг записей актов гражданского состояния Управления ЗАГС Орловской области, утвержден состав комиссии по проведении инвентаризации архивного фонда. Истец Степанова Н.И. являлась членом инвентаризационной комиссии и выполняла данную работу с июня 2017 года по август 2018 года.

В соответствии с Правилами работы по инвентаризации архивного фонда записей актов гражданского состояния Орловской области, являющимися приложением к приказу Управления ЗАГС Орловой области от 25 мая 2017 года № 29, комиссия после получения актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов, начинает сверку (сличение) первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния. В случае утери, порчи или невозможности прочтения отдельных сведений, содержащихся в первом экземпляре записи актов гражданской) состояния, комиссия по акту приема- передачи передает в структурное подразделение второй экземпляр такой записи акта гражданского состояния. Один экземпляр акта приема - передачи передается в структурное подразделение. После проведения инвентаризации архивного фонда, структурным подразделениям Управления необходимо осуществить работы по формированию актовых книг, собранных из первых записей актов гражданского состояния, для последующего переплета.

18 октября 2019 года Губернатором Орловской области издано распоряжение № 367-рк о премировании государственных гражданских служащих Орловской области, замещающих должности в Управлении ЗАГС Орловской области, и работников Управления, в размере ежемесячного денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда, за выполнение особо важных и сложных заданий по внедрению в промышленную систему эксплуатации Федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния».

Данное распоряжение вынесено по результатам рассмотрения обращения первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области от 16 сентября 2019 года о рассмотрении возможности материального поощрения сотрудников Управления ЗАГС Орловской области за организацию стабильной работы при выполнении задач по реализации государственного проекта создания Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

24 октября 2019 года Управлением ЗАГС Орловской области вынесен приказ № 155 «О создании комиссии для рассмотрения вопроса личного вклада в общие результаты работы по реализации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в Управлении ЗАГС Орловской области», которым комиссии предписано рассмотреть личный вклад сотрудников в общие результаты данной работы, а также рассмотреть служебную записку заместителя начальника Управления ЗАГС Орловской области Хайловой Н.А. от 17 октября 2019 года о нарушении должностных обязанностей Степановой Н.И. в части формирования и хранения актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния.

Согласно служебной записке заместителя начальника Управления ЗАГС Орловской области Хайловой Н.А. от 17 октября 2019 года из отдела ЗАГС Орловского района для перевода в электронный вид переданы актовые книги, которые не были сформированы в единые актовые книги первых, а в случае отсутствия вторых экземпляров записей актов гражданского состояния в разрезе сельских советов, а сформированы в несколько разных книг отдельно по первым и вторым экземплярам актовых записей. Кроме того, в ходе повторной проверки выявилось не предоставление отделом ЗАГС Орловского района первых экземпляров записей актов гражданского состояния о заключении брака за 1929 год, о рождении за 1928-1929 годы для сверки комиссии по инвентаризации архивного фонда в 2017 году. Указанные обстоятельства также отражены и в акте внеплановой проверки актов гражданского состояния, составленных на территории Орловского района Орловской области от 17 октября 2019 года.

25 октября 2019 года комиссией по рассмотрению вопроса личного вклада в общие результаты работы по реализации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния сотрудников Управления ЗАГС Орловской области принято решение о внесении предложения начальнику Управления ЗАГС Орловской области при определении премии депремировать на 100% Степанову Н.И. в связи с неисполнением обязанностей в части формирования и хранения актовых книг, собранных из первых экземпляров актов гражданского состояния.

Ненадлежащее формирование книг в отделе привело к затягиванию инвентаризации, соответственно сроков перевода в электронный вид актовых книг.

Приказом Управления ЗАГС Орловской области от 29 октября 2019 г. №158 «О выплате премии сотрудникам Управления ЗАГС Орловской области» Степанова Н.И. депремирована на 100% премии за выполнение особо важных и сложных заданий по внедрению в промышленную систему эксплуатации ФГИС «ЕГР ЗАГС».

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Степановой Н.И. о признании приказа в части депремирования незаконным, взыскании невыплаченной премии, процентов, компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является стимулирующей выплатой и не носит обязательного характера для работодателя, производится с учетом личного вклада сотрудника в общие результаты по реализации полномочий, в частности по внедрению в промышленную эксплуатацию ФГИС «ЕГР ЗАГС», важности и сложности выполненных задач, эффективности и результативности их выполнения, в связи с чем, принимая во внимание, что работодателем не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии существенного, значимого личного вклада Степановой Н.И. в данном направлении деятельности, эффективного выполнения ею возложенных задач, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения ответчика о депермировании истца незаконным.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

В судебных актах приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы, приведенные Степановой Н.А. в кассационной жалобе по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степановой ФИО15 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: