ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-27761/2022 от 19.08.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело 88-27761/2022

УИД: 23MS0090-01-2021-002943-47

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 19 августа 2022 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г., рассмотрев гражданское дело по иску Вилисовой Е.В,, Кузьменко П.И. к АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-кавказский филиал Северо-Кавказское железнодорожное агентство о защите прав потребителей, по кассационной жалобе Вилисовой Е.В, на решение мирового судьи судебного участка №90 Адлерского судебного района г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 апреля 2022 года,

установил:

Вилисова Е.В. и Кузьменко П.И. обратились к мировому судье с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-кавказский филиал Северо-Кавказское железнодорожное агентство, в котором просили взыскать сумму в размере 9 122 рублей за возврат неиспользованных билетов.

Решением мирового судьи судебного участка №90 Адлерского судебного района г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 апреля 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Вилисова Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность. Полагает, что действия, предусмотренные пунктом 87 Приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» по возврату билетов в билетную кассу станции посадки пассажира распространяется только при опоздании на поезд, но не в связи с действиями третьих лиц, помешавших произвести посадку на поезд. Ссылается на то, что истцами были приняты все действия к посадке на поезд, а в дальнейшем к оперативному возврату билетов в кассу, в связи с чем оснований для отказа в возврате билетов не имеется. Кроме того, заявления истцов о возврате денежных сумм за неиспользованные билеты были приняты ответчиком.

В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив письменные возражения представителя ответчика – Широковой В.Ю., полагавшей необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцами Вилисовой Е.В. и Кузьменко П.И. на сайте www.rzd.ru были приобретены электронные билеты на сумму 9 122 рубля на поезд №680 сообщением «Адлер-Кисловодск» с датой отправления 24 февраля 2021 года.

В указанную дату во время досмотра вещей, у истцов был утерян рюкзак с документами, который забрал сопровождающий детской группы, проходившей также в это время досмотр вещей. Данное обстоятельство воспрепятствовало истцам произвести посадку на поезд, который по расписанию отправился без них.

После возврата истцам рюкзака с документами на железнодорожном вокзале г. Сочи, Вилисова Е.В. и Кузьменко П.И. обратились на указанной станции в кассу для возврата неиспользованных билетов. Заявления истцов были приняты, но в возврате суммы за неиспользованные билеты было отказано.

Разрешая настоящий спор, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пунктов 84, 87 Приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», установив, что истцы зная о необходимости в течение 12 часов с момента отправления поезда, обратиться в билетные кассы станции посадки, пренебрегли представленным им правом и обратились за возвратом неиспользованных проездных билетов в кассу на другой станции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд кассационной инстанции соглашается с обоснованностью выводов судебных инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 83 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Проездные документы (билеты) в поезда дальнего следования приобретаются по тарифам, предусматривающим условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), либо по тарифам, не предусматривающим такого условия. При этом условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) предусматривается перевозчиком в отношении тарифов, регулирование которых не отнесено законодательством Российской Федерации к полномочиям федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. При наличии установленного перевозчиком тарифа, предусматривающего условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), лицо, приобретающее проездной документ (билет) в поезд дальнего следования, самостоятельно определяет, по какому из предложенных ему тарифов будет оформлен такой проездной документ (билет).

Согласно пункту 87 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 473, пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу станции посадки пассажира при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.

Из имеющихся материалов дела следует, что истцы не воспользовались правом возврата неиспользованного билета на станции посадки пассажира и обратились в билетную кассу на станции города Сочи, тем самым утратив право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поезде дальнего следования).

Несогласие истцов с выводами судов первой и апелляционной инстанций не может служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку основано на переоценке исследованных судом доказательств, не свидетельствует о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении либо неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могло бы служить основанием к отмене судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

решение мирового судьи судебного участка №90 Адлерского судебного района г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вилисовой Е.В, – без удовлетворения.

Судья Е.Г. Аверина