ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27892/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-3941/2021
УИД: 61RS0003-01-2021-006900-08
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Бетрозовой Н.В., Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по Южному федеральному округу о взыскании доплаты средств материального стимулирования, доплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты, судебных расходов, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 6 июля 2022 г., на решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителя ответчика ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по Южному федеральному округу о взыскании доплаты средств материального стимулирования, доплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты, судебных расходов.
В обоснование иска указал, что в 2020-2021 гг. он занимал должность Заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу.
Приказом ФНС России от 4 марта 2021 г. № ЕД-10-4/251@ уволен с занимаемой должности по истечении срока действия контракта. Последним рабочим днем для него являлся день 9 марта 2021 г.
Истец полагает, что при увольнении расчет с ним произведен не в полном объеме, не доплачены причитающиеся ему сумму надбавки «за секретность» за период с 1 сентября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 6 594,30 руб.
Кроме того, необоснованно занижена сумма выплаченных средств материального стимулирования.
Так, 20 апреля 2021 г. на счет истца поступили средства материального стимулирования в размере базовой суммы за IV квартал 2020 г. -32 476 руб., а 30 июля 2021 г. за I квартал 2021 г. – 30 408 руб., в то время как ранее ему были начислены и выплачены денежные средства с применением рейтингового коэффициента в размере 341 600 руб. При этом недоплата материального стимулирования за IV квартал 2020 г. и I квартал 2021 г. составила 271 116 руб.
Истец указывает, что в соответствии с утвержденной ФНС России Методикой распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, объем выделяемых средств на материальное стимулирование коллектива работников напрямую зависит от фактической численности работников и отработанного рабочего времени за отчетный период, а также рейтинговой позиции подразделения службы (суммы баллов за квартал) в ранжире структурных подразделений.
Исходя из указанных выше критериев, на каждое структурное подразделение Службой доводится соответствующий фонд дополнительных целевых средств на указанные цели. При этом фонд материального стимулирования руководителя доводится отдельно, фонд заместителей руководителя определяется по установленной формуле и доводится в составе фонда всего коллектива, доводимого отдельным приказом и распределяемого созданной в Инспекции специальной Комиссией.
Решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после, но до выплаты суммы материального стимулирования за расчетный период принимается с учетом фактически отработанного времени. Запрета на применение положений пункта 6.1.2 Механизма оценки к уволенному сотруднику либо иных механизмов определения базовой суммы материального стимулирования для уволенных гражданских служащих Механизмом оценки не предусмотрено.
По утверждению истица, сумма недоплаты материального стимулирования за IV квартал 2020 г. и I квартал 2021 г. составила 199 552,20 руб.
Истец также ссылается на то, что незаконно и необоснованно занижена сумма выплаченных средств в счет компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск.
Согласно справкам 2-НДФЛ за 2020 г., 2021 г. ответчиком размер суммарного начисления истцу оплаты труда за период март 2020 г. - февраль 2021 г. составила 2 968 397,90 руб.
Согласно данным указанных справок и расчетных листков, за указанный период имеется лишь одна выплата, исключаемая при начислении среднедневного заработка - материальная помощь в декабре 2020 г. в сумме 68 000 руб.
Размер среднедневного заработка истца, исходя из установленных действующим законодательством норм должен составлять 8242,14 руб., а сумма начисленной при увольнении компенсации - 1 117 758,58 руб.
Размер недополученной истцом компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней составил 615 689,07 руб.
Размер предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса РФ компенсации за нарушение срока выплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней на дату подачи иска составляет 36 346,18 руб.
С учетом уточненных исковых требований ФИО1 просил суд взыскать с ответчика компенсацию за нарушение сроков выплаты надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, содержащими государственную тайну, в размере 530,57 руб. (в т.ч. НДФЛ); недополученное материальное стимулирование за IV квартал 2020 г., за I квартал 2021г. в размере 199 552, 20 руб., (в т.ч. НДФЛ); компенсацию за нарушение сроков выплаты средств материального стимулирования в размере 11 268,99 руб. (в т.ч. НДФЛ); недополученную компенсацию при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней в размере 615 689,07 руб. (в т.ч. НДФЛ); компенсацию за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 54 016,45 руб. (в т.ч. НДФЛ)., расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. ( л.д.4-11, 123-130, 140-144).
Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 ноября 2021 г. производство по делу в части требований истца о взыскании недополученной надбавки «за секретность» прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части (л. д.183-186).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 ноября 2021 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения (л.д.187-199).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец выражает несогласие с состоявшимися судебными актами. В обоснование доводов указывает, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Таким образом, отказ во взыскании с ответчика в пользу истца доплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней является незаконным и необоснованным, нарушает право истца на получение всех причитающихся ему выплат. Кроме того, отказывая в удовлетворении требований о взыскании доплаты средств материального стимулирования за IV квартал 2020 г., I квартал 2021 г., судами не принято к учету следующее: отступление от установленных общих условий выплаты не должно нарушать положения Гражданского кодекса РФ о добросовестности участников гражданских правоотношений.
В обоснование расчета истец ссылается на Методику оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материально-стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа ФНС РФ от 10 марта 2017 г. №ММВ-10-4/2842@ со ФИО1 10 марта 2017 г. был заключен срочный служебный контракт №57, в соответствии с которым в срок до 9 марта 2018 г. истец проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по Южному федеральному округу по должности заместителя начальника МИ ФНС России по ЮФО. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы указанная должность отнесена к группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» (л. д. 49-51).
Согласно пункту 9 служебного контракта №57 от 10 марта 2017 г. ФИО4 установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада (6978 руб.), оклада за классный чин (1934 руб.), надбавки к должностному окладу за выслугу лет (30% оклада), надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы (130%), надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну различной степени секретности (10 %), ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи с индексацией, предусмотренной частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ. В пункте 10 служебного контракта указано также на другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (л. д. 50).
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы России № 023-02/144 лс от 29 сентября 2020 г. в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на основании Указа Президента РФ от 13 июля 2020 г. №455, приказа ФНС России от 11 сентября 2020 г. №252@ заместителю начальника МИ ФНС России по ЮФО ФИО1 с 1 октября 2020 г. установлено денежное содержание в размере: должностной оклад 7799 руб., надбавка к должностному окладу за классный чин - 2447 руб., надбавка к должностному окладу за особые условия госслужбы - 130 % (10139 руб.), надбавка к должностному окладу за выслугу лет - 30 % (2340 руб.), надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну различной степени секретности - 50 % (3900 руб.), ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (7799 руб.) - л. д.52.
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы России № ЕД-10-4/251@ от 4 марта 2021 г. со ФИО1 с 9 марта 2021 г. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заместителя начальника Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ЮФО и уволен с государственной гражданской службы РФ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (л. д. 48-51).
Согласно записке-расчету от 4 марта 2021 г. №003К-000001 при увольнении истцу начислено 511 457,88 руб., в том числе: должностной оклад за 2 отработанных дня в марте 2021 г. - 709,00 руб.; оклад за классный чин - 222,45 руб.; ежемесячная надбавка в размере 30% к должностному окладу за выслугу лет гражданской службе - 212,73 руб.; ежемесячная надбавка в размере 130% к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере - 921,73 руб.; ежемесячная процентная надбавка в размере 50% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 354,55 руб.; ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада -709,00 руб.; оплачиваемые дни отдыха с 2 марта 2021 г. по 5 марта 2021 г. за дни выезда в служебную командировку - 6 258,91 руб.; компенсация за 103 календарных дня неиспользованного ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 27 августа 2013 г. по 9 марта 2021 г. – 81 646,93 руб.; компенсация за 25 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с 17 августа 2018 г. по 9 марта 2021 г. - 92 632,75 руб.; компенсация за 7,5 календарных дня неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 27 августа 2018 г. по 9 марта 2021 г. - 27 789,83 руб. Общая сумма удержанного НДФЛ составила 66 490,00 руб. (511 457,88/13%). Фактически выплачено 444 967,88 руб. по реестру № 43 от 5 марта 2021 г. (л.д.57-68).
Требования ФИО1 основаны на том, что при производстве расчета ответчиком не в полном объеме выплачены причитающиеся ему суммы средств материального стимулирования и компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем также подлежит взысканию предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса РФ компенсация за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о взыскании недоплаченной суммы средств материального стимулирования, компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 135 дней, компенсации за задержку выплат, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14, части 1 статьи 46, частей 1, 5, 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", пунктами 2,3 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства Российской Федерации, распределяются Комиссией по оценки эффективности деятельности МРИ ФНС по ЮФО в виде премий за качество исполнения обязанностей, в связи с чем пришел к выводу о том, что указанные средства не могут быть учтены при расчете денежного содержания на период нахождения, государственного гражданского служащего в отпуске (компенсации за неиспользованный отпуск). Кроме того, суд указал, что на момент распределения средств материального стимулирования (16 апреля 2021 г. и 12 июля 2021 г.) истец был уволен с работы (с 9 марта 2021 г.), что давало основания для определения причитающейся ему стимулирующей выплаты в соответствии с пунктом 3 Раздела 2 Механизма распределения ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Суд первой инстанции также сослался на то, что оклад по должности и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, рассчитаны за фактически отработанное время и выплачены истцу в полном объеме до его увольнения.
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью такого вывода суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Из справки 2НДФЛ за 2020 г. следует, что в 2020 г. истцу производились выплаты, обозначенные в соответствии с Приказом Минфина РФ и ФНС от 10 сентября 2015 г. №ММВ-7- 11/387@ кодами: вознаграждения за выполнение должностных обязанностей (код 2000), ежемесячно премий (код 2002), в расчетных листках обозначенные как «премии за выполнение особо важных и сложных заданий» (л.д.12, л.д. 19-28); ежеквартально (суммы вознаграждений, выплачиваемых за счет средств прибыли, средств специального назначения или целевых поступлений - код 2003), в расчетных листках обозначенные как «материальное стимулирование квартальное СМС» (л.д.12, 20,22,25,26,27, 65); отпускных (код 2012), пособия по временной нетрудоспособности, материальной помощи (код 2760) - (л. д. 12).
Из материалов дела также следует, что Решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, оформленными протоколами от 12 апреля 2021 г. №2дсп, от 9 июня 2021 г. №4дсп (л. д. 103,113), определены Механизмы распределения бюджетных ассигнований, направляемый на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г., согласно которым:
материальное стимулирование (далее - МС), осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2021 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
МС не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России (далее - гражданский служащий);
материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах доведенных до конкретного налогового органа средств материального стимулирования; решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа (пункт 2 Раздела 2) - л.д.95-113.
Комиссией по оценке эффективности деятельности МРИ ФНС России по ЮФО (протоколы заседания от 16 апреля 2021 г. №1 и от 12 июня 2021 г. №4) рассмотрены вопросы распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрегиональной инспекции ФНС по ЮФО, произведен расчет сумм средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г., суммы представлены на утверждение начальника инспекции; при этом в отношении ФИО1, уволенного из налоговых органов после расчетного периода до выплаты СМС, решения приняты в соответствии с пунктом 3 Раздела 52 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, для гражданских служащих, уволенных из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС, об установлении ему материального стимулирования с учетом фактического отработанного времени в размере базовой суммы МС без применения рейтингового коэффициента: за 4 квартал 2020 г. – 37 329 руб., за 1 квартал 2021 г. – 34 952 руб. (л.д.87,91).
В данном случае, по утверждению истца, применению подлежали положения пункта 6.2.1. Раздела 6 упомянутого Механизмов распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденных Решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, оформленными протоколами от 12 апреля 2021 г. №2дсп, от 9 июня 2021 г. №4дсп, с применением рейтингового коэффициента. В свою очередь, неприменение рейтингового коэффициента (пункт 6.2.1.) повлекло нарушение его прав вследствие недоплаты средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 г. в размере 93 125,70 руб. (125 601,70 руб. – 32 476 руб.), за 1 квартал 202 1г. в размере 106 426,50 руб. (136 834,50 – 30 408) - л.д.126.
С обоснованностью приведенных утверждений истца не согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции.
В целях осуществления дополнительного материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (в редакции постановления от 5 июня 2013 г.), во исполнение пункта 4 которого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Контроль за использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование указанных лиц в соответствии с пунктом 2 вышеупомянутого Приказа возложен на руководителя ФНС России.
Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальниками нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.
В пределах предоставленных полномочий Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 12 апреля 2021 г. №2дсп, от 9 июня 2021 г. №4дсп утверждены Механизмы распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г., пункты 3 Раздела 2 которых предусматривают положения о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период, с которыми не согласен истец.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в рамках заявленных исковых требований по настоящему делу у суда первой инстанции оснований для проверки законности положений приведенных выше «Механизмов распределения бюджетных ассигнований...», утвержденных решениями коллегиального органа - Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 12 апреля 2021 г. №2дсп, от 9 июня 2021 г. №4дсп, а также решений Комиссии по оценке эффективности деятельности МРИ ФНС России по ЮФО (протоколы заседания от 16 апреля 2021 г. №1 и от 12 июня 2021 г. №4) о распределении средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрегиональной инспекции ФНС по ЮФС, не имелось. При этом судебная коллегия нашла правильным вывод суда об отказе а удовлетворении иска ФИО1 о взыскании с ответчика недоплаченных средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г. в размере 199 552.20 руб.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материально-стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденная приказом ФНС России от 20 июля 2009 г. № ММ-8- 1/23дсп@, на которую ссылался истец в апелляционной и кассационной жалобах, приказом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ММВ-8-1/18дсп@ признана утратившей силу.
Также судом обоснованно отказано в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск по следующим основаниям.
Устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части 2 статьи 50 предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих согласно части 3 статьи 50 названного Федерального закона устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения.
В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 г. №562 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 642).
Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").
Частью 10 статьи 50 упомянутого Федерального закона №79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 данного Федерального закона №79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации (от 23 февраля 2017 г. №228-7, от 6 марта 2018 г. №229-6, от 19 марта 2019 г. №283-14, от 17 декабря 2020 г. №168-8) предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Порядок исчисления денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске предусмотрен пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. №562, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 6 Правил не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Между тем, Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ внесены изменения в статьи 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2022 г., в отношении отдельных органов применению подлежат с 1 января 2023 г.
Для расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для выплаты денежного содержания с увеличенной долей должностного оклада, требовалось изменение установленных статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов.
Внесенными изменениями предусмотрено исключение данных нормативов из Федерального закона № 79-ФЗ и определение их в порядке формирования и использования фонда оплаты труда, утверждаемом указом Президента Российской Федерации.
Одновременно в часть 5 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ внесены корреспондирующие изменения для установления возможности определения особенностей формирования фонда оплаты труда на основе показателей эффективности и результативности деятельности федерального государственного органа в порядке формирования и использования фонда оплаты труда.
Положения части 4 статьи 51 Федерального закона о праве представителя нанимателя перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными структурой их денежного содержания, предусмотрены непосредственно в порядке формирования и использования фонда оплаты труда с учетом предмета его правового регулирования.
В соответствии с внесенными изменениями премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона), придано универсальное значение. Указанные изменения позволят рассматривать премирование не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Приведенные изменения предусмотрены «Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. №554.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при разработке Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определялось, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2020 г., 2021 г. на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России (л. д. 95,105).
В спорный период (4 квартал 2020 г., 1 квартал 2021 г.) распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России утверждено приказами ФНС России от 14 апреля 2021 г. №ЕД-8-5/16 дсп (на 4 квартал 2020 г.), от 9 июля 2021 г. №ЕД-8-5/25 дсп (на 1 квартал 2021 г.) (л. <...>).
Как отмечено выше, в оспариваемый период наряду с ежемесячными премиями за выполнение особо важных и сложных заданий (л. д. 12,19-28) истцу ежеквартально производилось дополнительное материальное стимулирование, имеющее целевой характер - повышение мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы (л. <...>, 25-27, 65).
Таким образом, представителем нанимателя самостоятельно определялся характер и порядок производства «иных выплат», предусмотренных статьей 51 Федерального закона №79-ФЗ, при котором средства материального стимулирования гражданским служащим выплачивались не в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.
При этом, необходимо учитывать, что премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим, до принятия Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 437- ФЗ, значившейся, как премии за выполнение важных и особо важных заданий, универсальное значение придано только с 1 января 2022 г.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации МИ ФНС России по ЮФО при расчете компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск руководствовалось позицией федеральных органов исполнительной власти, которые наделены полномочиями по разъяснению норм, регулирующих трудовые правоотношения.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова