ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-27910/2022 от 25.08.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-27910/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-2944/2021

УИД: 61RS0024-01-2021-005973-27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Бетрозовой Н.В., Егоровой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловейко Ю.В. к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы о защите социальных прав, по кассационной жалобе Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, поступившей с делом 7 июля 2022 г., на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Соловейко Ю.В. обратилась в суд с иском к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, в котором просила суд обязать Ростовскую таможню представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 октября 2020 г.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021 г. исковые требования Соловейко Ю.В. удовлетворены.

Суд обязал Ростовскую таможню представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников», необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 октября 2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 марта 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Соловейко Ю.В. В обоснование доводов указывает, что судами применен закон, не подлежащий применению. Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. Нормативное регулирование федеральной государственной гражданской службы регламентировано Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Иными словами, в таможенных органах существует две категории должностных лиц - как сотрудники, так и федеральные государственные гражданские служащие, деятельность которых регламентируется разным законодательством. Соловейко Ю.В. на 30 сентября 2020 г. не имела специального звания и замещала должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни, входившую в штатное расписание должностей федеральной государственной гражданской службы. Иными словами, Соловейко Ю.В. является не сотрудником, а федеральным государственным гражданским служащим. При этом пунктом 10 приказа ФТС России предписано зачислить в распоряжение именно сотрудников таможни, в связи с чем указанный пункт приказа ФТС России на истца не распространялся. Более того, зачисление в распоряжение государственных служащих противоречит законодательству, и, соответственно, не может быть предписано никакими ведомственными актами.

Реорганизация (а не ликвидация) юридического лица не является основанием для прекращения выплат ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лет в понимании пункта 6 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2375 (далее - Положение), а учитывая, что Соловейко Ю.В. является государственным гражданским служащим, с которым не расторгнут служебный контракт о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», у подразделения Фонда социального страхования РФ отсутствовали основания для прекращения выплат.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

От ответчика Ростовской таможни и третьего лица - Государственного учреждения – Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соловейко Ю.В. в соответствии с приказом Миллеровской таможни от 19 января 2017 г. № 1-к была принята на федеральную государственную службу на должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения таможни - на период временного отсутствия Скляровой Т.В. до 19 марта 2017 г.

С 20 марта 2017 г. приказом Миллеровской таможни от 31 марта 2017 г. №99-к срок действия срочного служебного контракта с Соловейко Ю.В. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации продлен на период временного отсутствия Скляровой Т.В.

Приказом Миллеровской таможни от 17 сентября 2018 г. №297-к Соловейко Ю.В. назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни.

В соответствии с приказом Миллеровской таможни от 15 октября 2019 г. № 385-к «О предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет» Соловейко Ю.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 16 октября 2019 г. по 5 июля 2022 г.

На основании заявления, в соответствии с приказом от 27 апреля 2020 г. №121-к Соловейко Ю.В. приступила к исполнению должностных обязанностей старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни на условиях неполного рабочего времени (пятидневная рабочая неделя продолжительностью 25 часов) в период с 28 апреля 2020 г. по 5 июля 2022 г.

С 30 апреля 2020 г. приказом Миллеровской таможни от 29 апреля 2020 г. №126-к Соловейко Ю.В. назначена на должность государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни. С 6 мая 2020 г. приказ о работе Соловейко Ю.В. на условиях неполного рабочего времени отменен.

Судом установлено, что 17 октября 2019 г. страхователем Миллеровской таможней в филиал №11 ГУ Ростовского РО ФСС РФ направлен электронный реестр для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 16 октября 2019 г. по 5 января 2021 г.

Указанное пособие назначено и выплачено Соловейко Ю.В. филиалом №11 ГУ - Ростовского РО ФСС РФ за период с 16 октября 2019 г. по 30 июля 2020 г.

Согласно приказу № 330 от 27 марта 2020 г. Федеральной Таможенной службы России была проведена реорганизация Миллеровской, Таганрогской с 1 октября 2020 г. в форме присоединения к Ростовской таможни. Пунктом 10 данного приказа предусмотрено зачисление с 1 октября 2020 г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Миллеровской и Таганрогской таможен в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке. Также данным приказом предусмотрено перераспределение штатной численности при проведении мероприятий, обусловленных пунктами 1-3 настоящего приказа, в пределах численности таможенных органов региона и фонда оплаты труда должностных лиц и работников.

Из материалов дела следует, что 30 июня 2020 г. Соловейко Ю.В. предупреждалась о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Миллеровской таможне.

С 1 октября 2020 г., в соответствии с приказами ФТС России № 330 от 27 марта 2020 г., Миллеровской таможни от 26 июня 2020 г. №313 должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни, которую Соловейко Ю.В. замещала по состоянию на дату издания приказа Миллеровской таможни от 30 апреля 2020 г. №128-к «О предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», сокращена.

По данным Отдела государственной службы и кадров Ростовской таможни, по стоянию на 28 декабря 2020 г. Соловейко Ю.В. в Ростовскую таможню не переведена. Запись об увольнении Соловейко Ю.В. из Миллеровской таможни в трудовой книжке отсутствует.

В связи с прекращением деятельности Миллеровской таможни в результате реорганизации и присоединении к Ростовской таможни, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет были прекращены с 1 октября 2020 г.

Электронный реестр для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в филиал № 9 ГУ Ростовского РО ФСС РФ Ростовской таможней не направлялся.

Удовлетворяя исковые требования Соловейко Ю.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 28, 31, 33,37,48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что в нарушение пункта 10 приказа №330 от 27 марта 2020 г. Федеральной Таможенной службы Соловейко Ю.В. не была зачислена в распоряжение Ростовской таможни, ответчиком не был направлен электронный реестр для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, чем нарушены права Соловейко Ю.В., в связи с чем, пришел к выводу об обязании ответчика предоставить в территориальный орган ФСС электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 октября 2020 г.

Проверяя законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела. Суды дали надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями подлежащего применению к правоотношениям законодательства.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно статье 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона

Согласно части 3 статьи 37 вышеуказанного федерального закона гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Как следует из материалов дела, уведомив Соловейко Ю.В. 29 июня 2020 г. о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Миллеровской таможне, о сокращении занимаемой ею должности и об увольнении в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо отсутствии соответствующих вакантных должностей, ни представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, ни государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа не предложили в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего ни одной из имеющихся вакантной должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах - в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо Миллеровская таможня прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения 2 октября 2020 г., его правопреемник Ростовская таможня.

После сокращения должности истца, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначенного страхователем Миллеровской таможней, были прекращены филиалом №9 ГУ-РРО ФСС РФ с 1 октября 2020 г.

Несмотря на неоднократные обращения Соловейко Ю.В. в Ростовскую таможню по вопросу о необходимости предоставления сведений для возобновления выплаты пособия, акт камеральной проверки от 28 декабря 2020 г., проведенной филиалом №9 ГУ - РРО ФСС РФ по обращению истца, в котором было указано, что с учетом пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и части 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» после завершения реорганизации юридического лица путем присоединения к другому юридическому лицу выплаты пособий работникам реорганизованного (присоединенного) юридического лица должны назначаться и выплачиваться согласно Положению территориальным органом Фонда, в котором в качестве страхователя зарегистрировано юридическое лицо (головная организация), представление Ростовской транспортной прокуратуры от 26 февраля 2021 г. в адрес начальника Ростовской таможни об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об обязательном социальном страховании, ответчиком не предпринято мер для возобновления выплат пособия Соловейко Ю.В.

Конституция Российской Федерации как социального государства предусматривает государственные гарантии поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в целях создания для соответствующих категорий граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных с рождением и воспитанием детей (статья 7 и часть 1 статьи 38).

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Устанавливая в соответствии с вышеприведенными положениями Конституции Российской Федерации конкретные формы такой поддержки, законодатель предусмотрел гарантии и льготы для лиц, сочетающих семейные обязанности с трудовой деятельностью, а также различные пособия и иные социальные выплаты. Одной из указанных гарантий является отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно подпунктам 1, 3 и 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 и подпункта 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет относится к числу страховых случаев, а выплачиваемое за этот период ежемесячное пособие по уходу за ребенком - к числу видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, предоставляемого в целях компенсации такого социального страхового риска, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в его пользу) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

В статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в том числе государственные гражданские служащие, муниципальные служащие.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу положений статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с данной нормой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком также имеют матери, проходящие службу в таможенных органах и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за выплатой пособия или невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, назначение и выплата застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом страховщика.

Данные нормы во взаимосвязи друг с другом выступают элементами правового механизма предоставления в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством государственной поддержки гражданам, сочетающим трудовую деятельность на основании трудового договора с исполнением семейных обязанностей по обеспечению малолетнему ребенку надлежащего ухода и заботы.

Действующим законодательством закреплен принцип полноты и непрерывности выплаты пособия по уходу за ребенком.

Невозможностью истца получить указанное выше пособие, нарушаются ее Конституционные права на получение предусмотренного законом социального обеспечения.

Пунктом 3 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N101, предусмотрено, что региональное отделение является исполнительным органом ФСС РФ и действует в рамках законодательства Российской Федерации в области социального страхования. Фонд социального страхования выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие по уходу за ребенком на основании сведений, представленных в Фонд страхователем (работодателем).

Согласно пункта 4 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 294 (ред. от 13 ноября 2019 г.) страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

В соответствии с пунктом 4 (1) Положения N 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

Таким образом, принимая во внимание, что материалами дела подтверждено, что ответчик в результате реорганизации в форме присоединения является правопреемником Миллеровской таможни, у которого имелась обязанность по выплате истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не выполнил своей обязанности по предоставлению необходимых сведений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. №2375, для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Соловейко Ю.В.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, вместе с тем, исключила из мотивировочной части решения выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение пункта 10 приказа №330 от 27 марта 2020 г. Соловейко Ю.В. не зачислена в распоряжение, данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции, как и не направление ответчиком электронного реестра для назначения и выплаты истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет, подтверждают нарушение прав Соловейко Ю.В.

Так, из материалов дела следует, и данный факт не оспаривается сторонами, что Соловейко Ю.В., являясь государственным гражданским служащим, по условиям государственного контракта замещала должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни, входившую в штатное расписание должности федеральной государственной гражданской службы, следовательно, не являлась сотрудником Миллеровской таможни и на нее не распространялось положение пункта 10 приказа Федеральной Таможенной службы России №330 от 27 марта 2020 г. «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможни», предусматривающего зачисление с 1 октября 2020 г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Миллеровской и Таганрогской таможен в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что вывод суда первой инстанции о том, что в нарушении пункта 10 приказа №330 от 27 марта 2020 г. Соловейко Ю.В. не зачислена в распоряжение, основан на неверном толковании судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда первой инстанции.

Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда с учетом вышеизложенного, поскольку нарушение прав истца заключалось в ненаправлении ответчиком электронного реестра для назначения и выплаты истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи чем выводы суда об удовлетворении исковых требований в части обязания Ростовской таможни представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 октября 2020 г., с даты прекращения выплаты данного пособия, являются законными и обоснованными.

Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.

Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов кассационная жалоба не содержит.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи Н.В. Бетрозова

Е.С. Егорова