ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2793/20 от 21.02.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2793/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 21 февраля 2020 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Прудентовой Е.В.

рассмотрел гражданское дело по заявлению администрации города Барнаула о замене стороны в исполнительном производстве,

по кассационной жалобе администрации города Барнаула на определение Центрального районного суда города Барнаул Алтайского края от 19 июля 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 г.

установил:

решением Центрального районного суда города Барнаула от 3 декабря 2009 г. признана незаконной деятельность администрации города Барнаула по сбросу сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа литер 1‚ протяженностью 1390, 11 п.м., расположенного в <...> кс. с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ. На администрацию города Барнаула возложена обязанность в срок не позднее 1 сентября 2010 г. прекратить сброс сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа литер 1, протяженностью 1390, 11 п.м., расположенного в <...> кс. (кадастровый ) с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ путем организации их очистки и получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса, а также разрешение на сброс сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа литер 1, протяженностью 1390, 11 п.м., расположенного в <...> кс. (кадастровый ).

Администрация города Барнаула 6 июня 2019 г. обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве, ссылаясь на то, что в настоящее время полномочиями по организации водоотведения в городе Барнауле, в том числе в отношении сброса сточных вод в реку Барнаулку, наделен комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

Определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 июля 2019 г. заявление администрации города Барнаула о замене стороны в исполнительном производстве оставлено без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 г. определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 июля 2019 г. оставлено без изменения.

Администрация города Барнаула обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты как незаконные.

Судьёй Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В. возбуждено производство по жалобе. Кассационная жалоба администрации г. Барнаула согласно части 4 статьи 7, части 4 статьи 333, части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении вопроса о замене стороны в исполнительном производстве судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения вопроса о подсудности обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда, выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов города Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должника от 2 марта 2010 г. возбуждено исполнительное производство в отношении администрации города Барнаула.

Администрация города Барнаула почти через 9 лет после принятия решения обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, полномочия которого закреплены в Положении, утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 28 арта 2014 г. № 284, ссылаясь на то, что указанный орган является самостоятельным органом местного самоуправления. Комитетом 8 февраля 2019 г. заключен муниципальный контракт по исполнению данного судебного решения. Данный орган также является ответственным исполнителем муниципальной программы «Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы, предусматривающей строительство очистных сооружений, в том числе по указанному решению суда.

По изложенным основаниям заявитель просил заменить должника в исполнительном производстве на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о замене стороны исполнительного производства, руководствовался Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), Уставом городского округа – города Барнаула Алтайского края, исходил из того, что как администрация города Барнаула, так и Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула являются органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по вопросам водоотведения, в том числе сточных вод, при этом в силу пункта 5.1 Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы 28 марта 2014 г. № 284, председатель Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является подотчетным в своих полномочиях главе города Барнаула, распределение компетенции между вышестоящим и нижестоящим органами местного самоуправления не свидетельствует об изменении состава лиц в обязательстве, а также о выбытии администрации города Барнаула из установленных решением суда правоотношений.

Оставляя определение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильном применении норм права судом первой инстанции, учитывая чрезмерно длительные сроки исполнения решения суда.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что распределение полномочий в конкретном случае не влечет замену стороны исполнительного производства.

Судом установлено, что администрация города Барнаула является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по вопросам водоотведения. Обладая указанными полномочиями, администрацией города Барнаула решение суда от 3 декабря 2009 г. не было исполнено как до создания Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, так и после его создания в 2014 г.

Доводы кассационной жалобы о том, что замена стороны в исполнительном производстве обусловлена передачей полномочий в сфере водоотведения комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи не являются основаниями для отмены судебных актов.

Решением суда на администрацию города Барнаула возложена совокупность сложных действий, следствием которых должно быть прекращение сброса сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа литер 1, протяженностью 1390, 11 п.м., расположенного в <...> кс. (кадастровый ) с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ путем организации их очистки и получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса, а также разрешение на сброс сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа.

Согласно статье 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1).

Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях этих образований определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2).

Органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию (часть 4).

Структуру органов местного самоуправления города Барнаула составляют, в том числе администрация города – исполнительно распорядительный орган муниципального образования; а также иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с положениями о них и иными нормативными правовыми актами (статья 30 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края).

В целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа. К иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся, в том числе комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (статья 62 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края).

Согласно статье 14 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

На основании статьи 48 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация города Барнаула является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.

Согласно пункта 9 статьи 55 Устава администрация города осуществляет организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы 28 марта 2014 г. № 284, Комитет является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, законодательным и исполнительными органами государственной власти Алтайского края, правоохранительными органами, органами местного самоуправления города Барнаула, их структурными подразделениями, а также с предприятиями, учреждениями, иными юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции комитета. Основными целями задачами комитета являются, в том числе организация в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в границах городского округа водоотведения поверхностных сточных вод, в том числе путем прекращения сброса сточных вод в водные объекты с превышением нормативов содержания вредных (загрязняющих) веществ, а также отвода ливневых вод с территории города Барнаула.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 41 вышеуказанного закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц код и наименование вида деятельности Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - 84.11.3 Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера. Наличие указанных полномочий в наименовании вида деятельности Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не свидетельствует об утрате возможности исполнить решение суда администрацией города Барнаула в пределах своей компетенции.

Обращаясь в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, администрация указала на то, что полномочия по вопросам водоотведения поверхностных сточных вод, в том числе путем прекращения сброса сточных вод в водные объекты с превышением нормативов содержания вредных (загрязняющих) веществ, а также отвод ливневых вод с территории города Барнаула возложены на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

Суды обоснованно исходили из того, что как администрация города Барнаула, так и Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула являются органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по вопросам водоотведения, в том числе сточных вод, при этом в силу пункта 5.1 Положения, председатель Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является подотчетным в своих полномочиях главе города Барнаула, распределение компетенции между вышестоящим и нижестоящим органами местного самоуправления не свидетельствует об изменении состава лиц в обязательстве, а также о выбытии администрации города Барнаула из установленных решением суда правоотношений.

Администрация города Барнаула является распорядителем денежных средств, бюджет Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи формирует именно администрация г. Барнаула, судами правильно изложена позиция о том, что именно администрация г. Барнаула в полной мере наделена полномочиями для исполнения решения суда от 3 декабря 2009 г., что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не обладает полномочиями в той степени, которая бы позволяла исполнить решение суда.

Данный вывод подтверждается представленными в дело документами.

Согласно распоряжению № 03-рп от 20 февраля 2019 г. (том 4, л.д. 16-17) Комитету поручено организованность работу по исполнению решения Центрального районного суда Барнаула по гражданскому делу № 2-4285/2008, план реализации исполнения решения суда утвержден Первым заместителем главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу ФИО4 А.Ф.

Доводы о том, что решение может быть исполнено только Комитетом, опровергается планом реализации исполнения решения суда (том 4 л.д. 10-15), совокупность необходимых действий, направленных на исполнение решения, требует проведения именно организационных мероприятий со стороны ответчика администрации города Барнаула для обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления. Из плана видно, что в исполнении решения суда задействованы Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности г. Барнаула, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города, другие организации.

Восьмой кассационный суд считает выводы Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края, судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда верными.

Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

определение Центрального районного суда города Барнаул Алтайского края от 19 июля 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Барнаула - без удовлетворения.

Судья Е.В. Прудентова