88-2795/2021
65RS0004-01-2020-000562-35
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Аноприенко К.В., Кравченко А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании незаконным распоряжения работодателя о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; возложении обязанности доплатить надбавку; взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании незаконным распоряжения.
В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-к ФИО1 принята на должность муниципальной службы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-к переведена на должность муниципальной службы «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением и.о. мэра МО ГО «Долинский» №-к истцу за май 2020 года снижена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, с установлением надбавки в размере 100%, за недобросовестное исполнение обязанностей, выразившихся в ненадлежащем оформлении документов. Пунктом 2.2 Положения о ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим МО ГО «Долинский», утверждённого Решением Собрания МО ГО «Долинский» от 23 марта 2017 года № 558/48 предусмотрено, что минимальный размер ежемесячной надбавки за особое условия муниципальной службы устанавливается на основании распоряжения (приказа) представителя нанимателя за наличие дисциплинарного взыскания, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей, письменных поручений, распоряжений, постановлений, устных указаний вышестоящего руководителя или представителя нанимателя. Вместе с тем, служебная проверка, в соответствии с Порядком проведения служебных проверок в отношении муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский», утверждённого постановлением мэра МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении истца не проводилась, и как следствие, дисциплинарный проступок не устанавливался.
Просила суд признать распоряжение от 4 апреля 2020 года № 234-к о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы Зиновьевой JLA. в мае 2020 года незаконным; возложить на администрацию МО ГО «Долинский» доплатить Зиновьевой JLA. ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за май 2020 года в размере 10%; взыскать с администрации МО ГО «Долинский» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день судебного заседания, от ФИО1 поступило заявление о проведении судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в режиме ВКС. Судебная коллегия кассационного суда отказывает в удовлетворении данного заявления в связи с отсутствием технической возможности и поздним поступлением такого ходатайства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В указанном законе определено, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Должность муниципальной службы - должность в органе местного само-управления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В статье 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В силу статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
23 марта 2017 года решением Собрания МО ГО «Долинский» № 558/48 утверждено Положение о ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим МО ГО «Долинский».
Подпунктом 2.1 пункта 2 указанного Положения предусмотрено, что лицам, замещающим старшие должности муниципальной службы, ежемесячно выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере от 100% до 120%.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается муниципальному служащему представителем нанимателя в среднем размере в пределах группы должностей и установленного фонда оплаты труда.
Минимальный размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы устанавливается на основании распоряжения (приказа) представителя нанимателя за наличие дисциплинарного взыскания, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей, письменных поручений, распоряжений, постановлений, устных указаний вышестоящего руководителя, а также представителя нанимателя. Установленный муниципальному служащему минимальный размер указанной надбавки сохраняется до появления оснований для его увеличения или снижения в установленных пределах (подпункт 2.2 пункта 2 указанного Положения).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГО «Долинский» и ФИО1 заключён трудовой договор №, в соответствии с которым ФИО3 приняла обязанность исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста 1 разряда по мобилизационной подготовке администрации МО ГО «Долинский» с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом мэра МО ГО «Долинский» №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на указанную должность.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГО «Долинский» и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 приняла обязанность исполнять должностные обязанности по должности <данные изъяты> администрации МО ГО «Долинский», учреждённой в целях обеспечения исполнения полномочий, в том числе в соответствии с прилагаемой к трудовому договору инструкцией, с которой ознакомлена, с ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением мэра МО ГО «Долинский» №-к ФИО1 переведена на указанную должность.
Согласно Должностной инструкции <данные изъяты> администрации МО ГО «Долинский», утверждённой распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ№-РА, <данные изъяты> относится к должности муниципальной службы старшей группы должностей категории «специалисты» и подчиняется непосредственно мэру МО ГО «Долинский» в соответствии с распределением полномочий (пункт 1.2), в своей деятельности должен соблюдать и руководствоваться Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Сахалинской области, Уставом МО ГО «Долинский», постановлениями, распоряжениями мэра, администрации МО ГО «Долинский» и иными действующими правовыми актами, регламентирующими его деятельность и обеспечивать их исполнение (пункты 1.4, 2.14), обязан, в том числе исполнять приказы, распоряжения и указания, в том числе и устные, вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (пункты 2.16,2.17, 2.26).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением мэра МО ГО «Долинский» №-к ФИО3, в порядке совмещения должностей, поручено выполнение дополнительной работы по должности <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ управляющим делами администрации МО ГО «Долинский» ФИО на имя мэра МО ГО «Долинский» ФИО4 составлена служебная записка, согласно содержанию которой в конце марта 2020 года в УФСБ России по Сахалинской области от администрации МО ГО «Долинский» был направлен на согласование кандидатуры соискателя на должность пакет документов, содержание которых не соответствовало инструкции, что недопустимо для проведения дальнейших проверочных мероприятий. Сотрудник УФСБ незамедлительно сообщил посредством телефонной связи вышеуказанную информацию исполнителю, направившему документы (то есть <данные изъяты> ФИО3), но до настоящего времени скорректированные документы в адрес УФСБ не поступили.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на имя мэра МО ГО «Долинский» ФИО4 составлены объяснительная и пояснительная записки, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в РСП поступили документы кандидата на должность вновь введённой самостоятельной структурной единицы, которые были обработаны в течение четырёх рабочих дней и направлены в адрес УФСБ по Сахалинской области для проведения проверочных мероприятий на оформление допуска к государственной тайне и одновременно согласование на должность. О проделанной работе ФИО5 докладывала в устной форме мэру МО ГО «Долинский» ФИО4, каких-либо указаний на проведение дополнительных мероприятий не получала. О недостатках в представленных документах впервые узнала ДД.ММ.ГГГГ после получения служебной записки ФИО После чего в телефонном разговоре с сотрудником УФСБ выяснила, что проверочные мероприятия проводятся и близятся к завершению, но имеется ошибка в Форме 11, которую ее попросили исправить, что она и сделала, при этом сотрудник УФСБ пояснил ей, что обнаруженная ошибка в Форме 11 существенным образом не повлияла на проведение проверочных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением и.о. мэра МО ГО «Долинский» ФИО6 №-к ведущему специалисту-эксперту по мобилизационной работе администрации МО ГО «Долинский» ФИО1 за май 2020 года снижена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и установлена в размере 100% за недобросовестное исполнение обязанностей, выразившихся в ненадлежащем оформлении документов.
По информации, предоставленной Управлением по Сахалинской области Федеральной службы безопасности России от ДД.ММ.ГГГГ№/Ю/4027, поступивший из администрации МО ГО «Долинский» в УФСБ России по Сахалинской области список на оформляемого кандидата на должность и его родственников не в полной мере соответствовал требованиям Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ№. Так, заполнение формы 11 на граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, осуществляется в соответствии с подпунктом «д» пункта 33 Инструкции и пояснениями к форме 11 (приложение к Инструкции). В то же время форма 11 на кандидата не в полном объёме отвечала предъявляемым требованиям к оформлению. Проведение проверочных мероприятий в полном объеме до предоставления администрацией МО ГО «Долинский» откорректированных списков по форме 11 не представлялось возможным. Своевременное устранение администрацией МО ГО «Долинский» выявленных недостатков позволило провести проверочные мероприятия в установленный срок.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, установил, что ФИО1 в период выполнения дополнительной работы в порядке совмещения должностей с должностью специалиста 1 разряда режима секретности и секретного делопроизводства администрации МО ГО «Долинский», ненадлежащим образом исполнила указание нанимателя, направив в УФСБ России по Сахалинской области, в отношении соискателя на соответствующую должность в администрации МО ГО «Долинский», требующую допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, документы, не отвечающие требованиям Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, текст которого размещён в открытых источниках. При этом суд не установил наличие оснований для признания незаконным обжалуемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-к.
Суды обоснованно указали, что размер надбавки зависит от результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего, являющейся не только средством материального обеспечения служащего, но и средством стимулирования его профессиональной служебной деятельности, и может быть изменен (увеличен или уменьшен) в целях материального стимулирования квалифицированной, компетентной, ответственной и инициативной работы. Такое изменение размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Снижение размера надбавки работника не является мерой дисциплинарного взыскания и не требует соблюдения процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренной статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении. Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи