ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-28303/2022
УИД 23RS0039-01-2021-000478-80
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 06 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к администрации муниципального образования Павловского района Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии муниципального образования Павловский район Краснодарского края по установлению пенсии за выслугу лет (Протокол №от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж муниципальной службы периодов службы, возложении обязанности назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе ФИО1, на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., пояснения ФИО1 и его представителя ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО Павловского района Краснодарского края, в котором просил признать незаконным Решение комиссии Муниципального образования Павловский район по установлению пенсий за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) в части отказа включения в стаж муниципальной службы истца периодов службы: с 29.08.1995г. по 18.06.1996г. - в должности главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС, в качестве помощника главы администрации по военно -мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края; с 19.06.1996 г. по 31.12.2002 г. - в должности главного инженера в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации Павловского района; с 01.01.2003г. по 31.07.2003г. - в должности начальника отдела механизации в управлении сельского хозяйства администрации Павловского района и с 30.06.2007г. по 31.08.2007г. - в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации Муниципального образования Павловский район; включить в стаж муниципальной службы истца периоды службы с 29.08.1995 Г. по 18.06.1996г.; с 19.06.1996г. по 31.12.2002г.; с 01.01.2003г. по 31.07.2003г.; с 30.06.2007г. по 31.08.2007г. с указанием срока муниципального стажа - 8 лет 1 месяц 6 дней; признать общий стаж муниципальной службы истца 19 лет 8 месяцев 25 дней; обязать ответчика назначить истцу пенсию за выслугу лет и произвести расчёт и выплату, начиная с 07.08.2020 г., то есть с даты подачи истцом заявления в комиссию Муниципального образования Павловский район по установлению пенсии за выслугу лет.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. В стаж муниципальной службы ФИО1 включен период службы с 30.06.2007г. по 31.08.2007г. (2 месяца 2 дня), в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации МО Павловский район Краснодарского края. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в основу решения суда первой инстанции легли не применимые к данному спору нормы закона, а именно Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995г. № 33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих». Указывает на игнорирование судами первой и апелляционной инстанций распоряжений и постановлений главы муниципального образования Павловский район, которыми в соответствии с требованиями статьи 6 пункта 2 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» четко определено: должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, а также нарушение судами норм закона повлекших нарушение моих пенсионных прав.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение ответчика, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 07.08.2020г., ФИО1 обратился в администрацию МО Павловский район с заявлением об осуществлении ежемесячных выплат пенсионного обеспечения за замещение муниципальной должности муниципальной службы за период с 1987г. по 2007г., так как 01.10.2007г. он был уволен с главной должности муниципальной службы, в связи с сокращением штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Комиссия по установлению пенсий за выслугу лет администрации муниципального образования Павловский район, рассмотрев указанное заявление, приняла решение от 01.09.2020г., оформленное протоколом №, об отказе в назначении пенсионного обеспечения по заявлению истца.
Согласно решению комиссии от 01.09.2020г., стажем муниципальной службы ФИО1 признаны периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской Армии; с 01.04.1987г. по 01.04.1988г. - в должности инженера Павловского районного агропромышленного объединения исполкома Павловского районного Совета народных депутатов Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности ведущего специалиста по ГО, мобилизационной работе и спецработе управления хозяйства Павловского района Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного специалиста по ГО, мобилизационной работе и чрезвычайным ситуациям - помощник главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - в должности руководителя отдела механизации управления сельского хозяйства администрации Павловского района Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности заместителя главы муниципального образования Павловский район, руководитель управления сельского хозяйства администрации Павловского района;
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности заместителя главы муниципального образования Павловский район, руководитель управления сельского хозяйства администрации МО Павловский район;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности руководителя управления сельского хозяйства администрации МО Павловский район Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника отдела сельского хозяйства администрации МО Павловский район Краснодарского края.
Общая продолжительность засчитанных администрацией Муниципального образования Павловский район в стаж муниципальной службы периодов, составила 11 лет 7 месяцев 19 дней.
В стаж муниципальной службы ФИО1, согласно решению Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, не включены периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного специалиста по ГО, мобилизационной работе и ЧС, в качестве помощника главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного инженера в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации Павловского района;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника отдела механизации в управлении сельского хозяйства администрации Павловского района;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации МО Павловский район.
Общий стаж, исключенный администрацией МО Павловский район из муниципальной службы составил 8 лет 1 месяц 6 дней.
При рассмотрении апелляционной жалобы истца, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.02.2022 г. назначалась судебная экспертиза условий труда ФИО1 в оспариваемые им периоды времени, производство которой было поручено отделу государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
В соответствии с ответом заместителя Министра труда и социального развития Краснодарского края ФИО9 от 04.03.2022 г. назначение страховой пенсии за выслугу лет, предусмотренное федеральным и краевым законодательством, регулирующим отношения, связанные с поступлением, прохождением и пенсионным обеспечением граждан, замещавших должности муниципальной службы, не является компетенцией за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и не зависит от факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, следовательно, не является объектом экспертизы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», установив, что период работы ФИО1 с 30.06.2007г. по 31.08.2007г. в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края (стаж - 2 месяца 2 дня) неправомерно исключен из стаж муниципальной службы неправомерно, так как запись (правильно следовало записать не «руководитель отдела», а « начальник отдела») пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований ФИО1
При этом, суды не нашли оснований для удовлетворения иска в части иных периодов, поскольку должности занимаемые ФИО1, отсутствуют в перечне должностей, предусмотренных муниципальным законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (-далее Федеральный закон N 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 42 Федерального закона N 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из содержания указанной нормы следует, что законодатель рассматривает муниципальную службу как профессиональную деятельность лишь на некоторых должностях в органах местного самоуправления. Муниципальным служащим является лицо, замещающее должность в органе местного самоуправления, участвующее на профессиональной основе в реализации функции местного самоуправления путем прямого или опосредованного исполнения полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», критерием, позволяющим относить тех или иных лиц к муниципальным служащим, является замещение должности муниципальной службы.
Статьей 6 от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено понятие должности муниципальной службы. В силу положений названной нормы, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 6 Федерального закона о муниципальной службе).
В силу статьи 7 от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 статьи 7 от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Согласно статье 10 названного от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Статьей 25 Федерального закона о муниципальной службе предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту «к» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются должности руководителей, специалистов и служащих, замещаемые на постоянной основе в органах местного самоуправления с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в подпункте «з» пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, подпункте «к» пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532.
Кроме того, согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, пункту 15 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Краснодарском крае введен Законом Краснодарского края № 72-КЗ от 24.03.1997 г. «О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края», принятым Законодательным собранием Краснодарского края (в редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 07.08.2001 г. № 398-K3 и от 24.09.2002 г. № 519-КЗ), в статье 1\1 которого имеется ссылка на высшие должности муниципальной службы, к которым в том числе относятся заместитель главы администрации района, города, внутригородского округа.
Статья 2 вышеназванного закона к главным муниципальным должностям относит, в том числе руководителей департамента, управления, комитета, самостоятельного отдела администрации района, города, внутригородского округа, города районного значения.
Статьей 3 (в редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 07.08.2001 г. № 398-КЗ) предусмотрено, что к ведущим должностям муниципальной службы относятся в том числе: «советник, консультант, помощник, главы муниципального образования (администрации) района, города, внутригородского района (округа)…», «главный специалист департамента, управления, комитета, отдела администрации района..».
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 27.09.2007 года N 1324 «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются (засчитываются) периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Статья 3 Закона Краснодарского края от 27.09.2007 года N 1324 «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае» содержит реестр должностей муниципальной службы, пунктом 2, данной статьи регламентировано, что для непосредственного обеспечения полномочий главы муниципального образования, председателя представительного органа городского округа муниципального района, устанавливаются ведущие должности муниципальной службы: «советник» и «помощник»
Согласно пункту 3 к высшим должностям муниципальной службы отнесены, в том числе начальники отделов, главные специалисты.
В оспариваемые ФИО1 периоды до 2007 года, действовал Закон Краснодарского края № 72-КЗ от 24.03.1997 г. «О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края, принятым Законодательным собранием Краснодарского края (в редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 07.08.2001 г. № 398-K3 и от 24.09.2002 г. № 519-КЗ), который утратил силу в соответствии с принятием Закона Краснодарского края от 27.09.2007 года N 1324 «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае».
Обстоятельствами дела установлено, что в период с 29 августа 1995 г. по 18 июня 1996 г. а основании Приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель ФИО1 переведен на должность главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС в Управление сельского хозяйства администрации Павловского района на основании Решения Павловского районного Совета народных депутатов Краснодарского края IX сессии XXI созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и на должность помощника главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края. В период с 19 июня 1996 г. по 31 декабря 2002 г. на основании Приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 переведен на должность главного инженера. Распоряжением главы Павловского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 присвоен квалификационный разряд - Советник Павловского района 3 класса, осуществляющего муниципальную службу со ДД.ММ.ГГГГ, что следует из Приложения к Распоряжению главы <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжки истца.
На основании Распоряжения главы Павловского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присвоен квалификационный разряд - Советник Павловского района 3 класса осуществляющего муниципальную службу со ДД.ММ.ГГГГ, что указано в Приложении к Распоряжению главы Павловского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ При этом, в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно Штатному расписанию управления сельского хозяйства Павловского района на 1992 год к Постановлению главы администрации Павловского района от ДД.ММ.ГГГГ, №-а в разделе-№ «Штат работников относящихся к аппарату управления» - указана должность главного инженера, в которой заявитель ФИО1 осуществлял муниципальную службу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Павловского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О штатном расписании администрации Павловского района на 2003 год» истец назначен начальником отдела механизации, а уже Постановлением Главы Павловского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановление Главы Павловского района Краснодарского края от 31.12.2002 г. № 1001 «О штатном расписании администрации Павловского района на 2003 год» должность переименована в руководителя отдела механизации, в связи с принятием Закона «О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края» от 24.09.2002 г. № 519-КЗ.
Указанным нормам материального права суды надлежащего толкования не привели, ограничившись лишь отсутствием в Законе Краснодарского края от 8 июня 2007 года N 1243-КЗ «О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае», занимаемых истцом должностей, и не принимая во внимание, что до принятия указанного закона действовали акты, согласно которым должности, занимаемы истцом именовались по иному, и включались в стаж муниципальной службы.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего Постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
Между тем судами не устанавливались юридически значимые обстоятельства, в том числе, занимал ли истец в период с 19 июня 1996 г. по 31 декабря 2002 г. должности, относящиеся к должностям муниципальной службы при наличии их в штатном расписании, получал ли заявитель в оспариваемые периоды работы в указанных должностях надбавки как муниципальный служащий, представлялся ли ему ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск за выслугу лет, и, соответственно, должен ли был данный период учитываться в муниципальный стаж, либо указанные сведения свидетельствовали о наличии иных фактов.
В судебных решениях не получили отражения представленные в материалы дела сведения, приказы, распоряжения, а также обстоятельства того, почему указанные доказательства не принимались судами.
Вместе с тем, без разрешения данных юридически значимых для рассматриваемого спора вопросов судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований заявителя не могут быть признаны законными.
При вышеизложенных обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления не соответствуют требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2022 года – отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Павловский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова