ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-28454/2021 от 23.12.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело Г-29209/2021 [88-28454/2021]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2021 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего ФИО6,

судей ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации (далее Минобороны России), Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании право на получение удостоверение участника боевых действий, признании отказа комиссии незаконным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-548/2021)

по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, объяснения представителя Минобороны России – ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1 и его представителя ФИО5, полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Минобороны России, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения участника боевых действий, признании отказа комиссии незаконным.

Решением Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции находит, что имеются предусмотренные законом основания для отмены обжалованного в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

Согласно частям 1, 2 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.

При рассмотрении данного дела допущены вышеназванные нарушения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".

Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Министром обороны Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

Для получения удостоверения "Ветеран боевых действий" военнослужащему, проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах").

Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судами установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Украинской ССР, являющийся гражданином России (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии по призыву и ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас, о чем внесены сведения в военный билет.

Как следует из искового заявления, истец указал, что в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе действующей армии он, выполняя интернациональный долг, принимал участие в боевых действиях в войне в Афганистане, состоял в партизанских отрядах и соединениях.

В подтверждение данных доводов истец представил справку Красноармейско-Селидовского объединенного городского военного комиссариата Минобороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10), выданную сержанту запаса ФИО1, из содержания которой следует, что он проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий во время выполнения интернационального долга, состоял в партизанских отрядах и соединениях 1 год, 05 месяцев, 24 дня (основание учетная карточка к военному билету НУ ) и справку Красноармейско- Селидовского объединенного городского военного комиссариата Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ФИО1, из содержания которой следует, что он период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в войне в Афганистане (основание учетная карточка к военному билету НУ ).

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» были установлены поименованной в постановлении категории лиц определенные льготы, при этом п. 7 Постановления предусмотрено, что документом, подтверждающим право на льготы, предусмотренные пп. «в» и «ж» п. 1 Постановления, является специальное свидетельство о праве на льготы.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец ссылался на то, что на основании вышеуказанного Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР после увольнения в запас ему, как воину интернационалисту государственными органами СССР были предоставлены государственные льготы, после распада ССР он остался проживать на территории Украины, где в 1996 соответствующее свидетельство (удостоверение) воина интернационалиста, было заменено на удостоверение ветерана боевых действий серии ААА .

ФИО1 обратился к ответчику - Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа выдано заключение об отказе в его выдаче ввиду отсутствия документов, указанных в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ (приложение к приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, одним из юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление наличия документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, признав допустимыми доказательствами представленные истцом документы, выданные военным ведомством иностранного государства, составленные на иностранном языке, пришел к выводу о доказанности факта, что ФИО1 проходя службу в рядах Вооруженных Сил СССР принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признав незаконным отказ Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и признав за истцом право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

С указанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов по следующим основаниям:

Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Суды первой и апелляционной инстанций возложенные на них процессуальным законодательством требования не выполнили.

Частью 1 статьи 408 ГПК РФ установлено, что документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно статье 408 ГПК РФ документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык (часть 2).

В силу статьи 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1, нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками.

Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Между тем в нарушение приведенных выше положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, судом не была дана оценка на предмет допустимости представленным ФИО1 удостоверению участника боевых действий, выданному ему в 1996 году в соответствии с национальным законодательством Украины, а так же справкам, выданным в 2010 году об участии ФИО1 в боевых действиях в Афганистане (лд.8 (оборот) и 10), оставив без внимания то, что эти документы выполнены на украинском языке и их надлежащий образом заверенный перевод в деле отсутствует вопреки положениям ч.2 ст. 408 ГПК РФ, предусматривающим, что документы, составленные на иностранном языке, должны предоставляться в суды Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии у ФИО1 статуса ветерана боевых действий, подтверждаемого выданными ему в 2010 году справками иностранного государства, является неправомерным.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не были устранены и судом апелляционной инстанции.

Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений, поскольку без устранения данных нарушений невозможна защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены решения Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования ФИО1 в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи