Дело №Г-29209/2021 [88-28454/2021]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО6,
судей ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации (далее Минобороны России), Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании право на получение удостоверение участника боевых действий, признании отказа комиссии незаконным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-548/2021)
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, объяснения представителя Минобороны России – ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1 и его представителя ФИО5, полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Минобороны России, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения участника боевых действий, признании отказа комиссии незаконным.
Решением Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции находит, что имеются предусмотренные законом основания для отмены обжалованного в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно частям 1, 2 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
При рассмотрении данного дела допущены вышеназванные нарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министром обороны Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
Для получения удостоверения "Ветеран боевых действий" военнослужащему, проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах").
Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судами установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Украинской ССР, являющийся гражданином России (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии по призыву и ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас, о чем внесены сведения в военный билет.
Как следует из искового заявления, истец указал, что в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе действующей армии он, выполняя интернациональный долг, принимал участие в боевых действиях в войне в Афганистане, состоял в партизанских отрядах и соединениях.
В подтверждение данных доводов истец представил справку Красноармейско-Селидовского объединенного городского военного комиссариата Минобороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.9-10), выданную сержанту запаса ФИО1, из содержания которой следует, что он проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий во время выполнения интернационального долга, состоял в партизанских отрядах и соединениях 1 год, 05 месяцев, 24 дня (основание учетная карточка к военному билету НУ №) и справку Красноармейско- Селидовского объединенного городского военного комиссариата Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ№, выданную ФИО1, из содержания которой следует, что он период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в войне в Афганистане (основание учетная карточка к военному билету НУ №).
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» были установлены поименованной в постановлении категории лиц определенные льготы, при этом п. 7 Постановления предусмотрено, что документом, подтверждающим право на льготы, предусмотренные пп. «в» и «ж» п. 1 Постановления, является специальное свидетельство о праве на льготы.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец ссылался на то, что на основании вышеуказанного Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР после увольнения в запас ему, как воину интернационалисту государственными органами СССР были предоставлены государственные льготы, после распада ССР он остался проживать на территории Украины, где в 1996 соответствующее свидетельство (удостоверение) воина интернационалиста, было заменено на удостоверение ветерана боевых действий серии ААА №.
ФИО1 обратился к ответчику - Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа выдано заключение об отказе в его выдаче ввиду отсутствия документов, указанных в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ (приложение к приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, одним из юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление наличия документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, признав допустимыми доказательствами представленные истцом документы, выданные военным ведомством иностранного государства, составленные на иностранном языке, пришел к выводу о доказанности факта, что ФИО1 проходя службу в рядах Вооруженных Сил СССР принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признав незаконным отказ Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и признав за истцом право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
С указанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов по следующим основаниям:
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суды первой и апелляционной инстанций возложенные на них процессуальным законодательством требования не выполнили.
Частью 1 статьи 408 ГПК РФ установлено, что документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Согласно статье 408 ГПК РФ документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык (часть 2).
В силу статьи 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1, нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками.
Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Между тем в нарушение приведенных выше положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, судом не была дана оценка на предмет допустимости представленным ФИО1 удостоверению участника боевых действий, выданному ему в 1996 году в соответствии с национальным законодательством Украины, а так же справкам, выданным в 2010 году об участии ФИО1 в боевых действиях в Афганистане (лд.8 (оборот) и 10), оставив без внимания то, что эти документы выполнены на украинском языке и их надлежащий образом заверенный перевод в деле отсутствует вопреки положениям ч.2 ст. 408 ГПК РФ, предусматривающим, что документы, составленные на иностранном языке, должны предоставляться в суды Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии у ФИО1 статуса ветерана боевых действий, подтверждаемого выданными ему в 2010 году справками иностранного государства, является неправомерным.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений, поскольку без устранения данных нарушений невозможна защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены решения Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования ФИО1 в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи