ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-29709/2022
УИД 61RS0003-01-2020-008340-37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуйкова В.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии по старости,
по кассационной жалобе Жуйкова В.В. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 февраля 2021 года и апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
Жуйков В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости указав, что с 08.03.2014г. он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в указанном отделении пенсионного фонда по г. Ростову-на-Дону. При назначении ему страховой пенсии ответчиком исключен период с 1989г. по 2002 г. занятие им предпринимательской деятельностью, поскольку им не представлены документы подтверждающие отчисление страховых взносов в пенсионный орган с дохода, полученного им в указанный период. После его обращения 12.12.2017г. в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростове-на-Дону с заявление о выдаче справки из его лицевого счета об уплате СВ с доходов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, ответчик выдал ему необходимую справку, согласно которой в период с 03.12.1992 г. по 31.12.1996г. на доход, полученный им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по установленным тарифам.
После предоставления Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростове-на-Дону (межрайонное) данной справки, этим же пенсионным органом произведен перерасчет его страхового стажа и размера установленной ему ранее в 2014 году пенсии в сторону увеличения, с 01.01.2018г., поскольку данная справка предоставлена в декабре 2017 года. Полагая, что перерасчет ответчиком должен был быть произведен с даты назначения пенсии (08.03.2014г.), поскольку территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно запрашивают сведения о декларированных доходах, полученных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, для подтверждения страхового стажа и, не соглашаясь с действиями ответчика о перерасчете его пенсии с момента предоставления справки, Жуйков В.В. просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет его пенсии с момента его назначения.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований Жуйкову В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2021 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 февраля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Жуйкова В.В. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 апреля 2022 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 февраля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Жуйкова В.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Жуйков В.В. просит указанные выше судебные акты отменить, в связи с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Считает, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов применены нормы материального права без учета разъяснений данных судом вышестоящей инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела в указанной части и выразились в следующем.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Жуйков В.В., является получателем пенсии по старости, назначенной с 08.03.2014г. решением ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на общих основаниях в размере 4994,10 руб., в том числе – фиксированный базовый размер – 3844,98 руб., страховая часть – 1149,12 руб.. Распоряжением от 07.06.2014г. установлен с 01.04.2014г. размер пенсии в сумме 5 079,00 руб. в том числе – фиксированный базовый размер – 3910,00 руб., страховая часть – 1168,66 руб., в т.ч. за счет валоризации – 188,86 руб.
При обращении 07.03.2014г. Жуйкова В.В. в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, заявителем в орган пенсионного обеспечения представлены следующие документы: заявление о доставке, заявление о назначении, копия трудовой книжки, копия паспорта, СНИЛС.
Кроме того, при обращении в пенсионный орган Жуйков В.В. в заявлении указал, что других документов о стаже у него не имеется, сообщил, что предпринимательской деятельностью он занимался в период с 1989г. по 2020г., просил при расчете пенсии учитывать сведения о заработной плате по справке о среднемесячном заработке за 5 лет подряд, обязался предоставить справку. В заявлении истец также указал, что в случае непредставления недостающих документов пенсию ему необходимо назначить по имеющимся документам.
Из расписки-уведомления о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии от 07.03.2014г. следует, что истцу доведено до сведения о необходимости предоставить дополнительно в срок до 07.06.2014г. следующие документы: справка о заработной плате, документ об окончании учебного заведения, справка о реорганизации предприятия (учреждения), справка работодателя о периодах работы, справка территориального пенсионного органа. С указанным уведомлением истец ознакомлен 11.03.2014г., о чем имеется его подпись, выполненная собственноручно.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом в ходе судебного разбирательства, по истечении установленного законом трехмесячного срока (07.06.2014г.) Жуйковым В.В. справка о среднемесячном заработке за 5 лет предоставлена не была.
При назначении пенсии ее расчетный размер (на 01.01.2002г.) был определен исходя из имеющихся в распоряжении пенсионного органа сведений о среднемесячном заработке Жуйкова В.В. за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отношения заработков – 0,289 (максимально учитываемое отношение заработков – 1,2) и общего трудового стажа 20 лет 7 дней (на 01.01.2002г.), в который включены периоды работы истца по данным трудовой книжки с 01.12.1988г. по 04.05.1992г. (работа в Ростовском городском радиотрансляционном узле, 3 года 5 месяцев 4 дня) и с 11.01.1994г. по 31.12.2001г. (работа в фирме «Сантехнический центр» г. Ростова-на-Дону», 7 лет 11 мес. 20 дней), при этом общий страховой стаж работы истца составлял 20 лет 07 месяцев 11 дней.
Кроме того, с 01.04.2014г. Жуйкову В.В., получателю страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» была установлена федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД), как пенсионеру, чья общая сумма материального обеспечения меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации – Ростовской области.
В дальнейшем в 2014-2015г.г. размер пенсии пересматривался в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера и изменением федеральной социальной доплаты к пенсии, производился перерасчет в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по данным выплатного дела и индексация в установленном порядке.
В связи с установлением пенсионным органом факта осуществления Жуйковым В.В. трудовой деятельности с 11.10.2017г. в ООО «Новая мода», распоряжением ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону от 11.12.2017г. выплата ФСД была приостановлена.
По результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», произведенного в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на октябрь 2017г., в соответствии с ч.1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону 10.01.2018г. было принято решение осуществлять с 01.01.2018г. выплату Жуйкову В.В. страховой пенсии по старости в сумме 9406,36 руб., в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 4601,25 руб. и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4 805,11 руб.
В результате произведенного пенсионным органом перерасчета размера пенсии на основании заявления истца от 21.12.2017г. размер установленной пенсии с 01.01.2018г. составлял 9 754,55 руб. (страховая выплата 4 771,65 руб. и фиксированная выплата 4 982,90 руб.).
21.12.2017г. истец обратился в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о перерасчете размера пенсии, к которому приложил справку ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону от 12.12.2017г. № ОПУВС11/10713 о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - Жуйкова В.В. - за период с 03.12.1992г. по 31.12.1996г.
Как следует из данных о стаже от 16.01.2018г. истцу включен в стаж период работы с 03.12.1992г. по 31.12.2001г. (9 лет 29 дней). С учетом представленных в справке от 12.12.2017 г. сведений о регистрации Жуйкова В.В. в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.1992г. (регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ. №) и его дохода за период 1992 - 1996 гг., в страховой стаж истца с 01.01.2018г. был включен период с 03.12.1992г. по 10.01.1994г. (1 год 1 мес. 09 дней), при этом общий страховой стаж работы истца составил 21 год 08 месяцев 20 дней.
Согласно распоряжению о перерасчете размера пенсии от 10.01.2018г. на основании заявления истца произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, общая сумма назначенной страховой пенсии составляет 9754,55 руб., в том числе страховая пенсия 4 771,65 руб., фиксированная выплата 4982,90 руб.
При перерасчете размера страховой пенсии по старости с 01.01.2018г. расчетный размер (по состоянию на 01.01.2002г.) определен исходя из страхового стажа 21 год 01 месяц 16 дней (по состоянию на 01.01.2002г., неполный стаж) и среднемесячного заработка за 60 месяцев, начиная с декабря 1992г., максимально учитываемого отношения заработков – 1,2 (фактическое – 2,604), произведен расчет пенсионного капитала и валоризации.
О произведенном перерасчете истцу по его обращению ответчиком направлен мотивированный ответ от 03.07.2018г. с подробным разъяснением произведенного перерасчета.
Кроме того, из пенсионного дела следует, что Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол заседания от 02.03.2018г.) по представленным документам установлен факт работы Жуйкова В.В. с 11.10.2017г. в ООО «Новая мода», который своевременно не сообщил в пенсионный орган о своем трудоустройстве и ему за это время выплачивалась ФСД, в результате чего образовалась переплата Федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 11.10.2017г. по 31.12.2017г. в сумме 6024,75 руб., комиссия рекомендовала в соответствии с п.2 ст.38 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» обязать Жуйкова В.В. погасить переплату ФСД в указанном размере путем перечисления на счет ОПФР по Ростовской области. Копия протокола направлена Жуйкову В.В. 20.03.2018г.
С 06.09.2019г. установленный Жуйкову В.В. размер страховой пенсии по старости составляет 10 632,54 руб., что подтверждено справкой УПФР в Кировском районе г. Ростова-на-Дону от 06.09.2019г.
14.01.2020г. Жуйков В.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о несогласии с перерасчетом пенсии с 01.01.2018г. и о перерасчете пенсии с 08.03.2014г., ссылаясь на то, что справка, на основании которой был сделан перерасчет, находилась в управлении с конца XX века, а в заявлении от 07.03.2014 г. он указывал, что с 1989г. по 2005г. он занимался предпринимательской деятельностью.
На указанное обращение заявителю направлен мотивированный ответ заместителя начальника управления от 16.01.2020г. с разъяснением установленного законом порядка перерасчета размера пенсии.
По результатам рассмотрения обращения Жуйкова В.В. заместителем управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области 28.02.2020г. дан мотивированный ответ о правомерности перерасчета размера пенсии по заявлению от 21.12.2017г. и представленным сведениям о суммарном доходе за периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 1992 по 1996гг. в соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона №400-ФЗ с 01.01.2018г. и об отсутствии у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, правовых оснований для осуществления перерасчета с более раннего срока.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого при повторном рассмотрении дела согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958н, и исходил из того, что пенсионный орган был лишен возможности учесть спорные периоды работы в страховой стаж и назначить пенсию истцу с их учетом при первоначальном обращении истца за назначением пенсии, поскольку сведения о доходах за период с 03.12.1992г. по 31.12.1996г., были представлены только в декабре 2017г., следовательно, ответчик правомерно произвел перерасчет размера страховой пенсии с 10.01.2018г. Суд, принимая во внимание, что при первоначальном обращении в пенсионный орган истцом не были предоставлены все необходимые документы, а также не указан период, исходя из которого должен был быть произведен расчет размера пенсии, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Жуйкова В.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене принятого по делу апелляционного определения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 1 января 2015 года регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2017 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», а с 1 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При рассмотрении исковых требований Жуйкова В.В. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.
Как следует материалов выплатного (пенсионного) дела Жуйкова В.В. №7.1, при обращении 07.03.2014г. в ГУ УПФР в Кировском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, истцом в орган пенсионного обеспечения представлены следующие документы: заявление о доставке, заявление о назначении, копия трудовой книжки, копия паспорта, СНИЛС.
Разрешая спор, учитывая, что при обращении в пенсионный орган Жуйков В.В. в заявлении сообщил, что других документов о стаже у него не имеется, в период с 1989г. по 2002г. занимался предпринимательской деятельностью, стаж просил при расчете пенсии учитывать с даты регистрации по сведениям ПФР, сведения о заработной плате по справке о среднемесячном заработке за 5 лет подряд и обязался предоставить справку, а в случае ее непредставления просил пенсию ему назначить по имеющимся документам, исходил из того, что Жуйков В.В. при подаче заявления о назначении пенсии не представил в ГУ УПФР в Кировском районе г.Ростова-на-Дону справку из ГУ УПФР в Кировском районе г.Ростова-на-Дону об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г., а представил ее лишь в декабре 2017 года, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Жуйкова В.В. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной ему страховой пенсии с 2014 года, с момента назначения.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Жуйкова В.В., возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Жуйкову В.В. как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимо ей предоставить с целью включения периода, в который он занимался предпринимательской деятельностью (с 1989 по 2001); предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы, при том, что сведения о страховых взносах Жуйкова В.В. находились в том же пенсионном органе, который назначил ему пенсию.
Суд в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.
Суд, не принял во внимание, что с заявлением о назначении пенсии обращался Жуйков В.В. по месту своего жительства в отделение пенсионного фонда в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, именно в то отделение, в котором имелись сведения о страховых взносах в период его предпринимательской деятельности с 1989 года до регистрации в системе обязательного страхования, что подтверждается выданной ему этим же отделением пенсионного фонда в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, справкой о страховых взносах за период который этим же отделением пенсионного фонда в Кировском районе г. Ростова-на-Дону исключен их подсчета страхового стажа, в виду отсутствия доказательств оплаты страховых взносов и возложил на Жуйкова В.В. процессуальную обязанность по доказыванию факта, что у пенсионного фонда в Кировском районе г. Ростова-на-Дону на момент назначения ему пенсии имелись сведения подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1989 года по 2001 год.
Таким образом, сведения относительно периодов работы Жуйкова В.В., как застрахованного лица, на момент подачи им заявления о назначении пенсии, находились в распоряжении пенсионного органа, который должен был в результате межведомственного запроса, принять их во внимание при расчете пенсии истцу еще в 2014 году и учесть при определении стажа работы Жуйкова В.В. и определении среднего заработка, что пенсионным органом не выполнено.
Данные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без надлежащей оценки, а нормы материального права, без должного толкования.
На допущенные судами нарушения норм материального права было указано судом кассационной инстанции в определении судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года.
В силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Однако данные требования закона и указания суда кассационной инстанции о толковании закона судом апелляционной инстанции не выполнены при новом рассмотрении дела.
В этой связи кассационный суд считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 апреля 2022, как постановленное при неправильном применении вышеприведенных норм материального и процессуального права, нарушающих право гражданина на судебную защиту и безосновательно создающее ограничение в доступе к правосудию, не соответствующее положениям ч.1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6 статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Ростовский областной суд.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова