ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-31251/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-583/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Краснодар 25 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Казенному Учреждению Республики Крым «Центр занятости населения» о признании права на получение статуса безработного с назначением пособия по безработице,
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
18 января 2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр занятости населения» о признании незаконным приказа руководителя территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии от 08.10.2020 г. №8026-т/104, признании права на получение статуса безработного с назначением пособия по безработице.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26.07.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная налоговая служба города Нижний Новгород, где на учете в качестве плательщика налога на профессиональный доход состояла ФИО1
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2021 года решение районного суда отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 Приказ Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии АЗН №8026-т/104 от 08.10.2020 г. о прекращении выплаты пособия с одновременным снятием с учета с 09.07.2020 г. признан незаконным. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что при оформлении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ФИО1 лично подтвердила информацию, что она не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, а именно не относится к «самозанятым». При принятии решения о прекращении выплаты с одновременным снятием с учета Центр занятости населения руководствовался официальными данными с сайта ФНС России, согласно которым в период с 09.07.2020 года по 02.08.2020 года ФИО1 значилась как зарегистрированный в установленном порядке плательщик налога на профессиональный доход. Таким образом, в день подачи заявления на Портал для поиска подходящей работы 09.07.2020 года, ФИО1 не утратила свой статус, относящий ее к категории занятого населения. В сложившейся ситуации имеет факт необоснованного получения ФИО1 денежных средств, вследствие предоставления недостоверных сведений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. В суд поступило ходатайство ответчика о рассмотрении дела без его участия.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на Портале ДД.ММ.ГГГГ размещено заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (регистрационный №).
При оформлении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ФИО1 подтвердила информацию, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, и не является лицом, а именно: возраст до 16 лет; получающие пенсию по старости; находящийся в местах лишения свободы или на исправительных работах; работающие по трудовому договорам; выполняющие оплачиваемую работу или реализующие продукцию по договорам; индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и самозанятые; проходящие воинскую или альтернативную гражданскую службу; обучающиеся по очной форме обучения; занятые в подсобных промыслах, члены крестьянско-фермерского хозяйства, производственных кооперативов, артелей; учредители организации, кроме не коммерческих без права получения дохода от деятельности.
В данном заявлении ФИО1 указано, что она ознакомлена с тем, что все сведения будут проверены, и если предоставленные ею данные окажутся ложными, она может быть привлечена к ответственности, в том числе к уголовной.
При проверке ответчиком 08.10.2020 года данных в отношении ФИО1, исходя из сведений, полученных на официальном сайте ФНС России, установлен факт регистрации ФИО1 плательщиком налога на профессиональный доход по состоянию на 09.07.2020 года.
Приказом руководителя Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии АЗН 8026-т/104 от 08.10.2020 г. ФИО1 выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета с 09.07.2020 г. в связи с получением пособия обманным путем.
Оспаривая приказ Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии, ФИО1 ссылалась на то, что пособие по безработице ею получено на законном основании, поскольку на момент подачи заявления о присвоении статуса безработного ею в мобильном приложении «СберБанк Онлайн» 09.07.2020 г. оформлен запрос на отключение сервиса «Свое дело», в связи с чем, она была снята с учета в налоговом органе как самозанятый гражданин, и полагала, что с момента отключения вышеназванной услуги не является плательщиком налога на профессиональный доход.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 1, ч. 12, 13 и 14 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», принимая во внимание факт отсутствия доказательств направления ФИО1 в налоговый орган заявления о снятии её с учета, через мобильное приложение «Мой налог», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1
Суд апелляционной инстанции с правовой позицией суда первой инстанции не согласился, признав вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, противоречащим нормам материального и процессуального права.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ мобильное приложение «Мой налог» - это программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 (далее - Временные правила), следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Согласно пункту 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил)
Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).
Частью 7 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается обязанность участников ИАС «Работа в России» обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.
Согласно пунктам 3, 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 (редакция от 26 марта 2019 года) при регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 4).
В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона N 1032-1).
В соответствии с ч. 12 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» при добровольном отказе от уплаты НПД предприниматель должен подать в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявление о снятии с учета в качестве плательщика НПД. Датой снятия с учета является дата направления в налоговый орган указанного заявления (ч. 13 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).
Установив, что ФИО1 в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» 09.07.2020 в 18:12 час. оформлен запрос на отключение сервиса «Свое дело», а кредитной организацией запрос истца исполнен 09.07.2020 в 18:13 час., сведения переданы в ФНС, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что со стороны ФИО1 имело место попытка, либо получение пособия по безработице обманным путем, поскольку истец совершила необходимые действия, предписанные Федеральным законом от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», действовала в строгом соответствии с Условиями использования сервиса «Свое дело» ПАО Сбербанк» и разъяснениями кредитной организации о способах отмены налогового режима через мобильное приложение Сбербанк Онлайн. При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что факт снятия налоговым органом ФИО1 с налогового учета как плательщик налога на профессиональный доход лишь с 03.08.2020 года при том, что банком в ФНС информация об отключении сервиса «Свое дело» передана 09.07.2020 в 18:13 час., не указывает на виновные действия истца, поскольку в соответствии с ч.13 ст.5 Закона №422-ФЗ датой снятия с учета в качестве плательщика НПД, является дата направления заявления о снятии с учета.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к обоснованному выводу, что обжалуемый приказ Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в г. Феодосии АЗН 8026-т/104 от 08.10.2020 о снятии ФИО1 с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице является незаконным и подлежит отмене.
С выводами суда апелляционной инстанции согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они следуют из установленных по делу обстоятельств с учетом норм материального и процессуального права.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в суде апелляционной инстанций, судом ей дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы ответчика, что в день подачи заявления на Портал для поиска подходящей работы – 09.07.2020 ФИО1 не могла утратить свой статус, относящий ее к категории занятого населения, судебная коллегия суда кассационной инстанции отклоняет, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и им дана правовая оценка со ссылками на правовые нормы.
Несогласие заявителя с судебным постановлением, а также с выводами суда апелляционной инстанции, основанным на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Постановление15.12.2021