ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-31541/2021 от 10.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-31541/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-23/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 10 декабря 2021 г.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи ФИО7, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» об уменьшении стоимости услуги, возврате неосновательно взысканных денежных средств, расходов на поверку счетчиков газа, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 246 города Крымска Краснодарского края от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение Крымского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2021 года,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» (далее - ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар») об уменьшении стоимости услуги, возврате неосновательно взысканных денежных средств, расходов на поверку счетчиков газа, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является собственником дома № 15 по переулку Островского в городе Крымска. Дом газифицирован на основании договора от 10 октября 2003 года № 19537, заключенного с Открытым акционерным обществом «Крымскрайгаз». В настоящее время техобслуживание указанного оборудования осуществляется филиалом № 11 Акционерным обществом «Газпром газораспределение Краснодар» в городе Крымске. 11 ноября 2019 года поставщик газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в лице участка в городе Крымске уведомил истца об истечении 22 ноября 2019 года срока поверки прибора учета газа и необходимости заменить прибор или произвести его поверку. 05 декабря 2019 года по предварительной заявке для демонтажа счетчика газа СГМН-1 № 1182943 и монтажа заранее приобретенного им нового прибора учета газа прибыла бригада слесарей АО «Газпром газораспределение Краснодар» в составе ФИО3 и ФИО4, также в процедуре замены счетчиков принимал участие представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар». Один из слесарей совершил несколько безрезультатных попыток повредить корпус прибора и установленную на нем пломбу завода-изготовителя, несколько раз оттягивал счетчик от стены и возвращал его обратно, давил большими пальцами рук на стекло счетчика, царапал каким-то предметом пломбу поставщика газа и завода изготовителя. Истец не смог остановить этих противоправных действий, а сотрудница ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» попыток остановить его не предпринимала, а составила и подписала не соответствующий действительности акт от 05 декабря 2019 года контрольной проверки параметров лицевого счета и достоверности учета потребляемого газа. В раздел 4 этого «документа» внесла фиктивную запись «нарушение пломбы завода изготовителя». Подписать данный акт истец отказался. Выполнять наряд на замену счетчика слесари не стали, ссылаясь на якобы выявленные нарушения целостности пломбы завода-изготовителя. Истец заключил договор с Обществом с ограниченной ответственностью «АМК-Юг», которое ввело в эксплуатацию и опломбировало новый прибор учета газа. Показания прежнего счетчика на момент демонтажа составляли 31422 куб.м. 12 декабря 2019 года истец получил от ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» извещение о предстоящей оплате за газ за декабрь 2019 года в сумме 10347 рублей. Данную сумму вынужден оплатить под угрозой отключения газа при том, что неоплаченный им объем потребленного газа составил 272 куб.м., за который надлежало уплатить 1748 рублей 96 копеек. Таким образом, с него необоснованно взыскано 8625 рублей 04 копейки, Истец просил произвести уменьшение стоимости услуги по состоянию на 30 декабря 2019 года до суммы оплаты 1748 рублей 86 копеек, возвратить неосновательно взысканные денежные средства в размере 8625 рублей 81 копейку, оплатить расходы на поверку счетчика газа СГМН-1 № 1182943 в размере 535 рублей 44 копеек, взыскать неустойку за просрочку выполнения требования потребителя о возврате денежных средств за период с 16 ноября по 22 декабря 2020 года в размере 3389 рублей 66 копеек, компенсацию морального вреда, штраф за неудовлетворение требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы.

Решением мирового судьи судебного участка № 246 города Крымска Краснодарского края от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Крымского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2021 года, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по результатам рассмотрения кассационной жалобы не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>

11 ноября 2019 года поставщик газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в лице участка в городе Крымске уведомил абонента ФИО1 об истечении 22 ноября 2019 года срока поверки прибора учета газа и необходимости заменить прибор или произвести его поверку.

Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется филиалом № 11 Акционерного общества «Газпром газораспределение Краснодар» в городе Крымске (далее - АО «Газпром газораспределение Краснодар»).

05 декабря 2019 года для демонтажа установленного в домовладении счетчика газа СГМН-1 (заводской номер № 1182943) и монтажа приобретенного абонентом нового прибора учета газа прибыли сотрудники АО «Газпром газораспределение Краснодар» ФИО3 и ФИО5, а также представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в лице участка по работе с потребителями газа в <адрес>ФИО6, в обязанности которой входили снятие показаний прибора учета газа и проверка сохранности пломб.

В ходе обследования прибора учета установлено нарушение пломбы завода изготовителя. Данный факт представителем ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» зафиксирован в акте № 7315 контрольной проверки параметров лицевого счета № 19537 и достоверности учета потребляемого газа.

Согласно карточке начислений и оплат по лицевому счету абонента ФИО1 начисление за 6 месяцев с 01 июня 2019 года по 12 декабря 2019 года в размере 10374 рублей 77 копеек производилось по нормативу потребления на основании акта № 7315 от 05 декабря 2019 года, которым установлено нарушение заводской пломбы на приборе учета газа.

Разрешая спор, мировой судья, ссылаясь на то, что доводы истца своего подтверждения в судебном заседании не нашли, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С указанными выводами и принятым решением согласился и суд апелляционной инстанции.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции как основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке судом доказательств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила № 549), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу подпункта «к» пункта 21 Правил № 549 на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (ВДГО), своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Как указано в подпункте «ж» пункта 21 Правил № 549 абонент обязан обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Подпунктам «в» пункта 21 Правил № 549 предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

Согласно пунктам 55-60 Правил № 549 поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения: дата и место проведения проверки; сведения об абоненте, у которого проводится проверка; сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; показания приборов учета газа; описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

В силу подпункта «б» пункта 21 Правил № 549 абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.

На основании пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае не отображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Таким образом, факт установления нарушения пломбы и знаков поверки расценивается как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета потребления газа и прибор учета считается вышедшим из строя, поскольку через устранение пломбы обеспечивается возможность доступа к узлам регулировки или элементам конструкции средств измерений.

Пунктом 41 Правил № 549 также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32-38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 Правил № 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

При этом пунктом 25 Правил № 549 закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Таким образом, оплата фактического потребления объема газа возможна лишь при условии соблюдения указанных условий. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения исходя из показаний прибора учета.

В силу абзаца 2 пункта 28 Правил № 549, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Как следует из материалов дела, при выполнении заявки о демонтаже прибора учета газа обнаружено нарушение пломбы завода изготовителя, что отражено в акте № 7315, в связи с чем доводы заявителя жалобы об исправности прибора учета газа и необходимости исчисления платы за потребленный газ на основании показаний данного прибора, не могут быть приняты во внимание.

Довод кассационной жалобы о несогласии с оценкой представленных доказательств является несостоятельным, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, не может служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

Выводы судебных инстанций мотивированы, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций. В оспариваемых постановлениях им дано необходимое правовое обоснование. Указанные доводы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и основанием к отмене судебных постановлений служить не могут.

Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 246 города Крымска Краснодарского края от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение Крымского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В.Песоцкий

Постановление27.12.2021