ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-31801/2021 от 02.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-31801/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-1439/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Краснодар 2 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.,

судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросяна Х.А. в интересах несовершеннолетних ФИО1. ФИО2. ФИО3 к ОПФР в Краснодарском крае о признании незаконным решения и признании права на получение единовременных выплат,

по кассационной жалобе Петросяна Х.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия

установила:

Петросян Х.А. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО1, ФИО3 к ОПФР в Краснодарском крае, в котором просил признать незаконным отказ в осуществлении единовременных выплат на несовершеннолетних ФИО1, ФИО1, ФИО3, признать право Петросяна Х.А. на получение единовременных выплат на детей ФИО1, ФИО1, ФИО3, возложить обязанность по установлению единовременных выплат на детей ФИО1, ФИО1, ФИО3 с даты возникновения права.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Петросян Х.А. просит отменить названные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что дважды заявлял ходатайство в суде о необходимости истребования письма разъяснения (письмо Минтруда России в письме от 19.06.2020 № 27-1/10/В- 4857ДСП) по вопросу выплаты единовременной помощи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации. Полагает, что запрос был сделан судом в некомпетентный орган, что привело к тому, что лишило истца возможности представить доказательства, в результате чего они не были оценены судом. Считает правомерным направление заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Ссылается на неправильное применение судами положений Федерального закона № 59 -ФЗ и Указа Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. №412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.

Судами установлено, и из материалов дела следует, что Петросян Х.А. является отцом несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении.

Из материалов дела усматривается, что 26.08.2020 г. посредством почтового отправления истец обратился в ПФР с заявлением о выплате единовременной выплаты на несовершеннолетних детей в соответствии с Указом Президента РФ от 04.07.2020 № 474.

Согласно письму ОПФР в Краснодарском крае от 01.10.2020 г. Петросяну Х.А. разъяснен порядок обращения с заявлением о выплате пособия на несовершеннолетних детей, при этом решение о выплате или об отказе в выплате пособия не принято.

Поскольку обращение Петросяна Х.А. направлено в ПФР посредством почтового отправления, что Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» не предусмотрено, а также учитывая то, что обращение совершено не в территориальный орган ПФР по месту жительства заявителя в Республике Армении, принимая во внимание отсутствие доказательств, опровергающих названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОПФР в Краснодарском крае заявление Петросяна Х.А. было обосновано расценено в качестве обращения, а не в качестве заявления в порядке п.3.1 Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

Поскольку решение об отказе в единовременной выплате в отношении Петросяна Х.А. не принималось суд отказал в удовлетворении исковых требований Петросяну Х.А., действующему в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОПФР в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в осуществлении единовременных выплат на несовершеннолетних детей.

При этом, суд отметил, что права Петросяна Х.А. на получение единовременной выплаты не нарушены, так как действия ответчика не препятствуют повторному обращению за получением единовременных выплат в соответствии с Правилам осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемые заявителем судебные акты перечисленным требования в полной мере не отвечают.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1). При этом конкретизация гарантий прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, в том числе установление условий и порядка предоставления мер социальной защиты в отношении отдельных категорий граждан, относится к компетенции законодателя.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, закреплена в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).

Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Таким образом, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Кроме того, конституционно - правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» должен определяться исходя из требований статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.

В соответствии с положениями Соглашения от 09.09.1194 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.

В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции «COVID-19», Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. издан Указ N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ N 249).

Пунктом 1.1 Указа N 249 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 317) предусмотрено осуществление начиная с 1 июня 2020 г. единовременной выплаты в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.).

Пунктом 3 названного указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией Указа N 249, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат и единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.

Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2020 N 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 474 (далее также-Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет.

При этом признание права и выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал свидетельствует о наличии права на ежемесячную выплату.

Вышеуказанные положения законодательства при принятии решения не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Данные нормы материального права не были проверены судом апелляционной инстанции.

Между тем, из материалов дела следует, что истец, является гражданином Российской Федерации, имеет детей в возрасте до 16 лет, также являющихся гражданами Российской Федерации.

Однако суды ограничились лишь тем, что истцом не представлены доказательства подтверждающие, что истцу отказано в установлении указанных выплат и указали на отсутствие подтверждения факта обращения истца по месту проживания, оставив без внимание, что истец проживает на территории Республики Армении, а данный факт связан с необходимостью выполнения истцом долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации, в силу чего, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), он считается проживающим в Российской Федерации, и, следовательно, вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Согласно пункту 7 Правил, утвержденных постановлением N 474, при рассмотрении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в том числе путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты.

Перечень сведений для предоставления выплат приведен в пунктах 10 - 11 Правил.

Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечисленные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора судами не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем выводы суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отказе в удовлетворении иска нельзя признать правомерными.

В частности, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались обстоятельства, является ли истец и его семья лицами, обладающими правом на материнский капитал, либо являются получателями иных пенсий, пособий на территории Российской Федерации; являются ли получателями пособий в соответствии с нормами международного права регламентированными Соглашением от 09.09.1194 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов».

С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что допущенные судом первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.

На указанные выше нарушения норм материального права судом первой инстанции заявитель Петросян Х.А. ссылался в апелляционной жалобе, однако суд апелляционной инстанции эти нарушения не устранил, оставив без изменения решение суда первой инстанции.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, выводы решения суда первой инстанции на предмет вышеуказанных норм не проверялись, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит решения нижестоящих судов подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи Ф.Г. Руденко

Н.В. Бетрозова

Постановление29.12.2021