ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-32200/2021 от 21.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Судья Федоренко Э.Р. Дело № 88-32200/2021

ГСК Богославская С.А. (докл.) № дела суда 1-й инстанции 2-169/2021

Белинчук Т.Г.

Самойлова Е.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 21 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Брянского В.Ю., Косарева И.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Симферополя о понуждений к устранению нарушений лесного законодательства,

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г.Симферополя – Лемтюжниковой А.В. на решение Центрального районного суда города Симферополя от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия

установила:

Симферопольский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя о понуждений к устранению нарушений лесного законодательства.

В обоснование иска указано на то, что в границах муниципального образований городской округ Симферополь находится земельных участков, покрытых муниципальными лесами, общей площадью 55,8 га, в отношении которых проведены кадастровые работы, объекты учтены в ЕГРН, отнесены к муниципальной собственности. Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа с учетом п. 28 ст. 9 Устава города Симферополя, относится к вопросам местного значения городского округа. Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию издания нормативно-правовых актов по установлению ставок платы за единицу площади лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в целях их аренды; установлению ставок платы за единицу объема древесины; разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, организации мер пожарной безопасности, является орган местного самоуправления. В нарушение требований федерального законодательства Администрацией г. Симферополя на землях городского округа не установлены ставки платы за единицу площади лесных участков, а кроме того, не осуществляются меры пожарной безопасности, предусмотренные ч.1 ст. 53 ЛК РФ и п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, уточнив свои исковые требования, обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Администрацию г. Симферополя обязанности, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу, исполнить на территории городских лесов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь (земельные участки с кадастровыми номерами: ) требования ст., 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3,5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, и провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств; проектирование защитных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, защитных лесов, особо защитных участков, лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; требования п. 2 ч. 1 ст. 84, ЛК РФ, а именно установить ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в целях их аренды; требования п. 3 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, а именно установить ставки платы за единицу объема древесины: требования ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», а именно: обеспечить предупреждение лесных пожаров в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», организовать мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 23.06.2014 № 276 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров».

Решением Центрального районного суда города Симферополя от 25 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность в течение 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу, исполнить на территории городских лесов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь (земельные участки с кадастровыми номерами: :

- требования ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3,5Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерстваэкологии и природных ресурсов Российской Федерации от 29.03.2018 № 122,и провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств;проектирование защитных лесов, а также особо защитных участков лесов;закрепление на местности местоположения границ лесничеств, защитныхлесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов;проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- требования п.2 ч.1 ст. 84 ЛК РФ, а именно установить ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в целях их аренды;

- требования п. 3 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, а именно установить ставки платы за единицу объема древесины;

- требования ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», включающие в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июля 2021 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г.Симферополь – Лемтюжникова А.В., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.

В возражениях на кассационную жалобу заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора - Демьяненко Я.И. возражает против удовлетворения кассационной жалобы, просит суд оставить в силе решение суда первой и апелляционной инстанций.

В судебном заседании кассационной инстанции прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.04.2020 года по результатам проведения проверки соблюдения лесного законодательства Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации г. Симферополя вынесено представление № ПРДР-20350012-51-20/-20350012.

Как следует из представления прокурора, в ходе проверки установлено нарушение администрацией г. Симферополя требований лесного законодательства на землях древесины; лесоустройство не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не организованы меры пожарной безопасности, не приняты меры по защите городских лесов от вредных организмов, воспроизводству леса.

По результатам рассмотрения представления Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.04.2020 года администрация г. Симферополя сообщила: что постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2014 года № 654, утверждена государственная программа «Развитие лесного и охотничьего хозяйства в Республике Крым на 2015-2017 годы», ответственным исполнителем Программы с 2017 года являлось Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым. В рамках данной Программы администрацией г. Симферополя, по заявлениям Минприроды Крыма, утверждены 15 схем расположения земельных участков, занятых лесами, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь. В отношении указанных участков осуществлена регистрация муниципальной собственности и государственной собственности Республики Крым, установлен вид разрешенного использования - Охрана природных территорий (код 9.1). Кроме того, администрацией г. Симферополя принято распоряжение от 21.02.2020 года № 34-с «О внесении на рассмотрение Совета министров Республики Крым предложений о передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в государственную собственность» и направлено предложение от 03.03.2020 № 24/01-55/847 в Совет министров Республики Крым о передаче в государственную собственность вышеуказанных участков. Согласно с возложенными на администрацию г.Симферополя Республики Крым задачами реализуются мероприятия по организации и ведению защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Судом установлено, что согласно данным ЕГРН за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым зарегистрировано право муниципальной собственности на следующие земельные участки, расположенные по адресу:

1) Республика Крым, г. Симферополь, в районе дамбы Симферопольского водохранилища, кадастровый ;

2) Республика Крым, г. Симферополь, в районе снт Пенсионер, кадастровый ;

3) Республика Крым, г. Симферополь, в районе аэропорта Заводское,кадастровый ;

4) Республика Крым, г. Симферополь, в районе ул. Кубанская,кадастровый ;

5) Республика Крым, г. Симферополь, западнее с. Акрополис,кадастровый ;

6) Республика Крым, г. Симферополь, в районе Ялтинского шоссе,кадастровый ;

7) Республика Крым, г. Симферополь, в районе Ялтинского шоссе,кадастровый ;

8) Республика Крым, г. Симферополь, в районе Ялтинского шоссе,кадастровый номер.;

9) Республика Крым, г. Симферополь,- в районе Ялтинского шоссе,кадастровый ;

10) Республика Крым, г. Симферополь, в районе остановки «ГенералаРадионова», кадастровый ;

11) Республика Крым, г. Симферополь, в районе ПС 110 кВ«Кубанская», кадастровый ;

12) Республика Крым, г. Симферополь, в районе грота Чокурча-2,кадастровый ;

13) Республика Крым, г. Симферополь, в районе ландшафтно-рекреационного парка «Битак», кадастровый ;

14) Республика Крым, г. Симферополь, в районе электрическойподстанции «Петровские высоты», кадастровый ;

15) Республика Крым, г. Симферополь, в районе мкр. Белое-4,кадастровый .

Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - охрана природных территорий.

Постановке на кадастровый учет предшествовало утверждение администрацией г. Симферополя схем расположения указанных земельных участков на кадастровом плане территории г. Симферополя.

Как следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.06.2020 года исх. № 12778/01-08/3, ввиду отсутствия соответствующего государственного учреждения (предприятия), уполномоченного на организацию использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых территорий, расположенных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, осуществить передачу земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Крым не представляется возможным.

Во исполнение требования Симферопольской межрайоннойприродоохранной прокуратуры специалистами ГК РК «Северо-западноеобъединенное лесничество» проведено обследование вышеуказанныхземельных участков.

Согласно справке выданной 15.01.2021 года ГКУ РФ «Северо-западное объединенное лесничество» земельные участки с кадастровыми номерами: 90, расположенные в границах г.Симферополь могут быть отнесены к городским лесам.

Нарушения лесного законодательства, изложенные в представленииСимферопольского межрайонного природоохранного прокурора от01.04.2020 года № ПРДР-20350012-51-20/-20350012, до настоящего времениответчиком не устранены.

Разрешая спор по существу, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал выводы, с которыми согласился суд апелляционной инстанции о том, что земельные участки поставлены на кадастровый учет, в соответствии с которым они находятся в границах муниципального образования городской округ Симферополь. При этом, вид разрешенного использования указанным земельным участкам, установлен: охрана природных территорий. Актом обследования данных земельных участков, проведенным ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» от 19.01.2021 г. было установлено, что указанные земельные участки могут быть отнесены к городским лесам, между тем, администрацией г. Симферополя лесоустройство спорных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не организован муниципальный лесной контроль, не установлены ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в целях их аренды, ставки платы за единицу объема древесины, а также не разработаны меры пожарной безопасности.

С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.

Согласно ст. 42 Конституций Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст.6 ЛК РФ).

В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

Частью 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии со ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16). Пунктом 3 статьи 19 данного закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые, для осуществления органа местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное нс установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 87 ЛК РФ органами местного самоуправления утверждаются лесохозяйственные регламенты, лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. При этом, в лесохозяйственных регламентах устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов, другие параметры разрешенного использования, ограничения использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 5, ч. 6 ст. 87 ЛК РФ).

Согласно ст. 70 ЛК РФ работы по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии пп. 12, 13, п. 2 ст. 7 указанного закона в ГКН вносятся сведения о земельном участке, сведения о лесах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок.

В соответствии с п. 12 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается проектирование одного лесничества без образования чересполосных участков. При проектировании лесничеств, за основу принимается лесоустроительная документация предыдущего лесоустройства. Изменение границ лесничеств, может осуществляться; в случаях изменения границ муниципальных образований и границ субъектов Российской Федерации, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, включения земель (лесных участков) в лесничества или их изъятия. В случае изменения границ лесничеств по результатам проведения лесоустройства составляется пояснительная ведомость изменений границ лесничеств, содержащая информацию обо всех произошедших изменениях границ по сравнению с предыдущим лесоустройством. В пояснительной ведомости изменений границ лесничеств указываются основания изменения границ лесничеств, наименования лесничества, наименования участкового лесничества, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов, и их площади в гектарах.

В силу требований ч. ч.1, 9 ст. 91 ЛК РФ органами местного самоуправления в пределах их полномочий осуществляется ведение государственного лесного реестра.

Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций правомерно установлен круг полномочий администрации г.Симферополь, как содержание лесов, что подтверждается действующим лесным законодательством и п. 28 ст. 9 Устава города Симферополя, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 14.11.2014 № 61.

Кроме того, судом первой и апелляционной инстанции верно установлено, что администрация г.Симферополь занимается контролем и организацией использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа, что подтверждается лесным законодательством.

Таким образом, доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о том, что полномочия в сфере лесных отношений возложены на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, не нашли своего отражения в ходе рассмотрения дела судебной коллегий кассационного суда, так как законодательно полномочия по организации благоустройства и создания территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и в границах городского округа не отнесены к компетенции данного Министерства, а являются вопросами, которые разрешаются органами местного самоуправления.

Представитель ответчика в своей кассационной жалобе также указывает на нарушение норм ст. 110 ЛК РФ, в части отнесение лесов к защитным, эксплуатационным и резервным, а также исключение лесов из состава таковых.

Однако, данные доводы не могут быть приняты судом во внимание, так как не являлись предметом спора в ходе рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанции.

Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.

Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Симферополя от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Е.К. Фрид

Судьи В.Ю. Брянский

И.Э. Косарев

Определение27.12.2021