ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-32426/2021 от 09.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-32426/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-789/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Краснодар 9 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.,

судей Якубовской Е.В. и Егоровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации г. Керчи Республики Крым об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым и признании права на получение пенсионных выплат,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., пояснение представителя истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым и признании права на получение пенсионных выплат. Исковые требования мотивировала тем, что она, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно проживала в <адрес> с 2007 года с регистрацией по адресу: <адрес>: <адрес>, а в настоящее время состоит на учете в Государственном учреждении -Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации г. Керчи Республики Крым как получатель страховой пенсии по старости с 01.09.2014 года. С 31.12.2014 года размер её пенсии начислен и определен по нормам законодательства, действующего на территории Республики Крым до 31.12.2014 года и с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», а также с учетом перевода пенсии в национальную валюту Российской Федерации и составил 15 478,62 руб. Такой размер пенсии истец получала до 10.12.2019 г. Однако, с 10.12.2019 г. размер её пенсии был пересчитан, в результате чего составил 7 961,50 руб., в связи с окончанием действия вида на жительство иностранного гражданина. При этом, ответчиком оставлено без внимания то, что истцом был предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации серии с отметкой о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. После подачи 29.06.2020 г. в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Керчи Республики Крым заявления с требованием о сохранении пенсии в ранее выплачиваемом размере, ответчиком был предоставлен ответ с отказом в сохранении размера пенсии, со ссылкой на то, что истцом не предоставлены документы, подтверждающие факт её постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014г., что послужило основанием для обращения ФИО1 с иском в суд.

В иске она также указала, что на 18.03.2014 г. постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире, которая принадлежала ей на праве собственности до 2019 г., а поскольку Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ регламентирует, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г., где подтверждением постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства по состоянию на указанную дату, либо свидетельство о его регистрации по месту жительстве, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, пенсия должна выплачиваться ей в сохраненном на 31.12.2014 года размере.

Истец также указала, что у нее имелся вид на жительство иностранного гражданина , выданный ДД.ММ.ГГГГ (действительный до 09.12.2019г.) с отметкой о постоянной регистрацией как в паспорте и пенсия продолжала выплачиваться ей в сохраненном размере с 01.01.2015г. по виду на жительство, как иностранному гражданину по законодательству России. Кроме того, начиная с 2006 года она длительный срок не покидала территорию г. Севастополя, границу до и после референдума не пересекала, иммиграционный режим не нарушала, имела, как на территории Украины, так и на территории России с 18.03.2014г. одну регистрацию и место проживания на территории Республики Крым в г. Керчи, а 21.01.2015г. ей выдано страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования документ, подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Поскольку 23.03.2017г. истец получила паспорт гражданина Российской Федерации, она полагает незаконным отказ ответчика в сохранении страховой пенсии по старости в ранее установленном размере. В связи с указанным, ФИО1 просила установить факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 г. - дату подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; признать за нею право на получение пенсионных выплат в сохраненном размере, выплачиваемом по состоянию на 31.12.2014 г.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2021 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что иск содержал в себе два требования - установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по состоянию на 18 марта 2014 года - дату подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение пенсионных выплат в сохраненном размере по состоянию на 31.12.2014г. При этом, первое и основное требование было предусмотрено и инициировано, непосредственно самим ответчиком, при даче ответа 29.06.2020 за №Ф-4645-1401/6613-20. Указывает, что состоит на учете в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, как получатель страховой пенсии по старости с 01.09.2014 года, то есть в переходный период урегулирования пенсионного законодательства.

Также, на праве собственности до 2020 года, и на 18.03.2014г. ей принадлежала <адрес> по адресу: <адрес>: <адрес>, что было подтверждено и приобщено к материалам дела оригиналом договора купли-продажи квартиры и выпиской из ЕГРН. За квартиру она ежемесячно вносила оплату, проживала вместе с больной мамой ФИО 1ДД.ММ.ГГГГ.р., которая автоматически получила гражданство Российской Федерации.

Полагает, что судами не принято во внимание, что с 2006 года она не покидала территорию г. Севастополя, границу до и после референдума не пересекала, иммиграционный режим не нарушала. Имела, как на территории Украины, так и на территории России до и с 18.03.2014г. одну регистрацию и место проживания на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, а 21.01.2015г. ей выдано страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - документ, подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с указанием на законность и обоснованность судебных актов, просит их оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также поступило ходатайство о замене стороны - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым его правопреемником Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 -, ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым.

Принимая во внимание, что Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым прекратило деятельность 1 октября 2021 года, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений таких нарушений норм материального и процессуального права не допущено судами первой и апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела и установлено судами что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> управления Пенсионного фонда Украины <адрес> истице назначена пенсия по возрасту.

Получателем пенсии в <адрес> истец являлась до сентября 2014 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес>ФИО1 снята с пенсионного учета п/<адрес> связи с выездом в <адрес>. В соответствии с аттестатом УПФУ в <адрес> пенсия ФИО1 выплачена по ДД.ММ.ГГГГ

С 01.09.2014 г. истица принята на учет на основании распоряжения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым №700028 от 29.10.2014 г. и с 01.09.2014 г. является получателем пенсии по старости.

Поскольку ФИО1 отказалась от гражданства Российской Федерации, заявив о своем желании сохранить гражданство Украины, ею получен вид на жительство иностранного гражданина серии 82 № 1059024 от 09.12.2014г. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, по которому истица зарегистрировалась по месту жительства по <адрес><адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

При этом, на территории Республики Крым на основании вида на жительство, ФИО1 пенсионным органом г. Керчи назначена пенсия по старости, размер которой исчислен по нормам законодательства, действовавшего на территории Республики Крым до 31.12.2014 г., с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 г. №192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», и составил 15 478,62 руб. Затем ФИО1 в упрощенном порядке на основании п. «а» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.052002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» получила гражданство Российской Федерации, и 23.04.2017 г. ОУФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в г. Керчи ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии с регистрацией по адресу: <адрес><адрес>.

В связи с изложенным, с 10.12.2019 пенсионным органом снят сохраненный размер пенсии истца - 15478,62 руб., и выплата пенсии истцу осуществляется в размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, для иностранных граждан, прибывших на постоянное местожительства в Российскую Федерацию.

Размер страховой пенсии по старости, рассчитан по нормам законодательства Российской Федерации и с 10.12.2019 составил 7468,52 руб., в том числе: 5334,19 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии; 2134,33 руб. - размер страховой пенсии по старости, а с 01.01.2020 с учетом индексации 6,6 %, пенсия составила 7691,50 руб., в том числе: 5686,25 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии; 2275,25 руб. - размер страховой пенсии.

Требования истца, направленные в пенсионный орган 29.06.2020 г. о сохранении размера пенсии, выплачиваемой ей до 10.12.2019 г., оставлены без удовлетворения, со ссылкой на получение истцом паспорта гражданина Российской Федерации <...> с отметкой о регистрации по адресу <адрес> - с 25.04.2017 г., в связи с чем, была прекращена выплата пенсии на основании вида на жительство иностранного гражданина, которая производилась до 10.12.2019 г. в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что поскольку на 18 марта 2014 года ФИО1 состояла на пенсионном учете в г.Донецке и не являлась получателем пенсии на территории Республики Крым, её требования об установлении факта постоянного проживания в Республике Крым на 18 марта 2014 года, не могут быть признаны правомерными, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения её иска, в том числе и о расчете ей пенсии в соответствии с нормами Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, с учетом предмета и основания иска, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 ст. 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2).

Федеральным конституционным законом N 6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 ст. 11). Принятое после 21.02.2014 законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым «О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством», а именно с 17 марта 2014 года.

В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, из анализа положений указанного закона усматривается, что действие последнего распространяется на лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», то есть граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, и постоянно проживавших на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, а также на лиц, которым ранее на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя назначена пенсия в соответствии с законодательством Украины.

Поскольку судами установлено, что ФИО1 признана гражданином Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона «О гражданстве» в упрощенном порядке, а также, что на 18.03.2014 года она являлась получателем пенсии в <адрес>, а не на территории Республики Крым, факт её регистрации в <адрес>, не является юридически значимым обстоятельством, при разрешении спора об установлении факта проживания на территории Республики Крым, и об установлении пенсии истцу в соответствии с нормами Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года.

Напротив, получение пенсии ФИО1 на территории <адрес>, свидетельствует, о прочной её связи с иной территорией, которую она выбрала для проживания и получения пенсии, будучи зарегистрированной в <адрес>.

При указанных обстоятельствах, судами сделан правомерный вывод о незаконности требований ФИО1 об установлении факта проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года и об отсутствии оснований для восстановления ей прежнего размера пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, которыми руководствовались суды при рассмотрения спора по существу, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы истицы о неверном определении судами фактических обстоятельств дела, о незаконности действий пенсионного органа при перерасчете повторяют ее позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

произвести замену ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым по делу ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации г. Керчи Республики Крым об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым и признании права на получение пенсионных выплат, на его правопреемника - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.

решение Керченского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи Е.В. Якубовская

Е.С. Егорова

Постановление28.12.2021