ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-932/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
30 января 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Якушевой Е.В. и Николаева И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 04 сентября 2019 г. по гражданскому делу № 2-2202/2019 по иску ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании срока на подачу заявления пропущенным по уважительной причине, признании права на получение дополнительных выплат, возложении обязанности назначить дополнительные выплаты, взыскании дополнительных выплат.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее по тексту – КУ ЧР «ЦПМСП») о признании срока на подачу заявления пропущенным по уважительной причине, признании права на получение дополнительных выплат, возложении обязанности назначить дополнительные выплаты, взыскании дополнительных выплат, мотивируя тем, что в июле 2014 г. истец обратился в отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарск с заявлением о назначении социальных выплат как инвалиду боевых действий, представив все необходимые документы, в том числе, удостоверение ветерана боевых действий и удостоверение инвалида войны третьей группы, дающие право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ). На основании данного заявления ему была назначена социальная выплата по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем Указом Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительной социальной поддержке инвалидов боевых действий» инвалидам 3 группы установлена дополнительная выплата в размере 500 рублей в месяц. Однако, работниками ответчика, несмотря на то, что ФИО1 был представлен полный пакет документов для назначения мер социальной поддержки, о наличии данного Указа Главы Чувашской Республики, устанавливающего дополнительные гарантии для инвалидов боевых действий, сообщено не было. Истец узнал о нем лишь в ноябре 2018 г., после чего обратился к ответчику с соответствующим заявлением. В связи с этим, дополнительные выплаты в размере 500 рублей ему, как инвалиду боевых действий, были назначены лишь с ДД.ММ.ГГГГ
Истец считает, что он не получил положенные ему выплаты по вине ответчика, который обязан был разъяснить ему про Указ Главы Чувашской Республики. В связи с этим, с учетом уточнения заявленных требований, ФИО1 просил суд: признать срок для назначения и получения дополнительной выплаты инвалидам боевых действий в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительной социальной поддержке инвалидов боевых действий» пропущенным по уважительной причине; признать за ним право на получение названной меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность назначить истцу дополнительные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика задолженность по выплатам в размере 26 500 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 июня 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 04 сентября 2019 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Истец ФИО1, а также представители КУ ЧР «ЦПМСП» и Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 является инвалидом 3 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, а также на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, решением отдела социальной защиты населения по г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу назначена дополнительная выплата как инвалиду боевых действий, постоянно проживающему на территории Чувашской Республики, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 «О порядке предоставления дополнительной выплаты инвалидам боевых действий» (далее по тексту – Закон Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Закона Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 назначение дополнительных выплат носит заявительный характер, то есть данные выплаты осуществляются на основании заявления инвалида с приложением необходимых документов, возможность восстановления срока на обращение за выплатами, а также назначения выплат за прошлое время до подачи заявления вышеназванным Законом не предусмотрена.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Порядок предоставления дополнительной выплаты инвалидам боевых действий, постоянно проживающим на территории Чувашской Республики, определен Законом Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 для назначения дополнительной выплаты инвалид боевых действий или его представитель обращается с заявлением в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики в области социального развития (далее – уполномоченный орган) по месту фактического проживания инвалида боевых действий либо направляет заявление почтовым отправлением или в форме электронного документа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 одновременно с заявлением для назначения дополнительной выплаты представляются следующие документы: копия удостоверения инвалида о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих»; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности; справка, выданная военным комиссариатом, органом внутренних дел, соответствующим органом Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, подтверждающая участие гражданина в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приведенного в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность.
В силу статьи 4 Закона Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 решение о назначении дополнительной выплаты или об отказе в ее назначении принимается территориальным органом по месту фактического проживания инвалида боевых действий не позднее 10 дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона (абзац 1 части 1).
Дополнительная выплата назначается инвалидам боевых действий со дня поступления в территориальный орган заявления и документов, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона, но не ранее даты возникновения права на указанную выплату, на срок, на который определена инвалидность (часть 2).
Статьей 5 Закона Чувашской Республики от 10 мая 2012 г. № 23 определено, что дополнительная выплата инвалиду боевых действий предоставляется независимо от выбора им оснований для получения мер социальной поддержки и получения иных денежных выплат (часть 1).
Перечисление сумм дополнительной выплаты производится ежемесячно на основании документов выплатного дела по выбору инвалида боевых действий через организации федеральной почтовой связи либо на лицевые счета инвалидов боевых действий в кредитных организациях на основании договора, заключенного между территориальным органом и соответствующей организацией (часть 2).
Доставка начисленных сумм дополнительной выплаты осуществляется за текущий календарный месяц (часть 3).
Начисленные суммы дополнительной выплаты, перечисленные через организации федеральной почтовой связи и не востребованные инвалидом боевых действий своевременно, выплачиваются за все прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие обращению за ее получением, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дополнительная выплата, не полученная инвалидом боевых действий своевременно по вине территориального органа, осуществляющего указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 4).
Размер дополнительной выплаты инвалиду боевых действий определен Указом Главы Чувашской Республики от 12 января 2012 года № 4 «О дополнительной социальной поддержке инвалидов боевых действий» и в спорный период (с 03 июля 2014 г. по 03 декабря 2018 г.) для инвалидов 3 группы составлял 500 рублей в месяц.
По смыслу приведенных выше взаимосвязанных нормативных положений назначение дополнительных выплат инвалидам боевых действий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений лиц, имеющих право на данные выплаты, к которым прилагаются необходимые документы. При этом, решение о назначении дополнительной выплаты или об отказе в ее назначении принимается территориальным органом не позднее 10 дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для ее назначения, дополнительная выплата назначается инвалидам боевых действий со дня поступления в территориальный орган заявления и документов. Возможность назначения данной выплаты за период, предшествующий подаче инвалидом боевых действий соответствующего заявления и необходимых для этого документов при отсутствии вины территориального органа, осуществляющего указанную выплату, действующим правовым регулированием не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, с заявлением о назначении дополнительной выплаты как инвалиду боевых действий в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики в области социального развития ФИО1 впервые обратился 03 декабря 2018 г. и с указанного момента ему назначены дополнительные выплаты.
Ранее (09 июля 2014 г.) истец обращался в отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарск только с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как «инвалиду», гарантированной федеральным законодательством, в порядке, предусмотренном Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». При этом, для назначения названной выше выплаты как «инвалиду» не требовалось представление справки, выданной военным комиссариатом либо органом внутренних дел, подтверждающей участие гражданина в боевых действиях и такая справка истцом не представлялась до 03 декабря 2018 г.
При таких обстоятельствах, с учетом данных норм права в их системном толковании, суды первой и апелляционной инстанций, не установив наличия вины ответчика в несвоевременном получении истцом спорной дополнительной выплаты, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом, судами обоснованно не приняты во внимание доводы истца о том, что дополнительная выплата не была назначена ему своевременно по вине работников ответчика, не разъяснивших ФИО1 о наличии у него права на ее получение, поскольку материалами дела не подтверждаются ни письменное, ни устное обращения заявителя в органы социальной защиты населения за получением консультации об установленных в Чувашской Республике дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий. Данные доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных сторонами по делу доказательств в их совокупности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену постановленных судебных актов, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных сторонами по делу доказательств в их совокупности. Указанные доводы сводятся по существу к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 04 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Якушева
И.В. Николаев