ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-3294/2022 от 14.01.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело - (88-33558/2021)

№ дела суда 1-й инстанции 2-79-203/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 14 января 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Дурнева С.Н. изучив кассационную жалобу ФИО5 на решение мирового судьи судебного участка №79 Волгоградской области от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение Дзержинского районного суда города Волгограда от 23 июля 2021 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» к ФИО6 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, пени несовременную оплату услуг,

установила:

ООО «Концессии водоснабжения» обратилось в суд с иском к ФИО7 в котором просило взыскать задолженность за услуги холодного водоснабжения и полив земельного участка за период с 01 марта 2019 года по 31 марта 2020 года в размере 27 412 рублей 44 копеек, пени за несвоевременную оплату услуг по состоянию на 05 апреля 2020 года в размере 2905 рублей 74 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1109 рублей 55 копеек.

В обоснование требований указано, что истец надлежащим образом предоставляет ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению в жилое помещение по адресу: . Ответчик не производит своевременно оплату, в связи с чем, образовалась задолженность.

Решением мирового судьи судебного участка № 79 Волгоградской области от 14 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма». С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате за услугу холодного водоснабжения за март, апрель, май, июнь, июль 2019 года и январь и март 2020 года в размере 525 рублей 94 копейки, за услугу полива земельного участка за апрель, май, июнь, июль 2019 года в размере 26 886 рублей 50 копеек, пени за несвоевременную оплату частично в размере 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 109 рублей 55 копеек.

Апелляционным определением Дзержинского районного суда города Волгограда от 23 июля 2021 года решение мирового судьи от 14 апреля 2021 года оставлено без изменения.

В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка №79 Волгоградской области от 14 апреля 2021 года и апелляционного определения Дзержинского районного суда города Волгограда от 23 июля 2021 года. Кассатор оспаривает расчет взысканной суммы, а также сам факт оказания услуги, указывая, что договор на водоснабжение при использовании земельного участка (для полива) между сторонами не заключался, акта о выявлении факта потребления услуги водоснабжения для полива земельного участка не составлялся.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное водоснабжение и водоотведение.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1, части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии приборов учета жилищным законодательством предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг, которые должны применяться при расчете платы за коммунальную услугу.

Статьей 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении от 07 декабря 2011 года предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила N 354), в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии), а также в случае отсутствия индивидуального прибора учета указываются: а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; г) режим водопотребления на полив земельного участка; д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным-на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 34 Правил № 354, при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

На основании пункта 49 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Концессии водоснабжения» осуществляет деятельность по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям в границах городского округа город-герой Волгоград с 01 июля 2015 года.

На имя ФИО8 открыт абонентский лицевой счет № 105031898 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу, которое подключено к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно справки о наличии задолженности для лицевого счета № 105031898 за ФИО9 числится задолженность за услугу холодного водоснабжения за период с марта 2019 года по июль 2019 года, а также за январь и март 2020 года в общем размере 525 рублей 94 копеек, а также за услугу полив земельного участка за период с апреля 2019 года по июль 2019 года в общем размере 26 886 рублей 50 копеек.

Из расшифровки начислений за оказанные услуги холодного водоснабжения и полив земельного участка, начисление платы за спорные периоды за указанные выше услуги произведено по утвержденной норме водопотребления на 1 кв.м, и зависит от площади посадки. Начисление платы за полив произведено в течение 6 месяцев (апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь), что согласуется с Постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 21 мая 2014 года № 17/3 «О внесении изменения в Постановление министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июля 2012 года № 4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области».

Начисление платы за полив осуществляется по формуле: Pn=S*N*TB, где S - площадь земельного участка (кв.м.), N - норматив потребления (куб.м./кв.м.), Тв утвержденный тариф на холодную питьевую или техническую воду (руб./куб.м.).

09 марта 2016 года в адрес ФИО11 направлен проект договора от 01 февраля 2016 года № 105031898 холодного водоснабжения и водоотведения домовладения по указанному адресу.

Согласно почтовому уведомлению проект договора получен ФИО10 05 июля 2016 года.

Разрешая спор, с учетом изложенного, приведенных выше норм права, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, получив от ООО «Концессии водоснабжения» проект договора от 01 февраля 2016 года № 105031898, Абдурамановой И.А. в установленный законом срок с заявлением об изменении проекта договора в части изменения площади полива земельного участка не обратилась, что свидетельствует о заключении договора на содержащихся в нем условиях.

Данный договор недействительным не признавался, сторонами не расторгнут, является действующим; какие-либо изменения в него не вносились, дополнительное соглашение между сторонами не заключалось.

Судом первой инстанции установлено, что за апрель, май, июнь 2019 года начисление платы за полив произведено при отсутствии приборов учета, с учетом площади земельного участка в 791,9 куб.м.

01 июня 2019 года ФИО12 обратилась в адрес расчетного центра АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» с заявлением об обмере поливной площади земельного участка.

Согласно акту ФЛ 2689/19 установлена площади земельного участка, не занятого постройками, составляющая 672,44 куб.м.

Из платежного документа за август 2019 года следует, что в лицевой счет № 108022783 внесены изменения в части поливной площади равной 672,44 куб.м, и произведен перерасчет платы за июль 2019 год а.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции установил наличие задолженности Абдурамановой И.А. за услугу полив земельного участка за апрель 2019 года - 8254 рубля 45 копеек, за май 2019 года - 8008 рублей 11 копеек, за июнь 2019 года - 8254 рубля 45 копеек, за июль 2019 года - 2369 рублей 49 копеек.

За услугу холодного водоснабжения задолженность образовалась за период с марта 2019 года по июль 2019 года, а также за январь и март 2020 года. Общая сумма долга составляет 525 рублей 94 копеек: за март 2019 года - 82 рубля 94 копеек, за апрель 2019 года - 82 рубля 94 копеек, за май 2019 года - 80 рублей 46 копеек, за июнь 2019 года - 82 рубля 94 копеек, за июль 2019 года -19 рублей 35 копеек, за январь 2020 года - 53 рубля 60 копеек, за март 2020 года -123 рубля 71 копейка.

Суд первой инстанции при определении размера задолженности учел, что представленные ответчиком платежные документы и чеки онлайн-оплаты за указанные месяцы, включены истцом в расчет суммы задолженности, что следует из сведений по лицевому счету о распределении поступивших от абонента платежей.

Представленный истцом расчет задолженности за услуги холодного водоснабжения и полив земельного участка признан судом обоснованными и математически верными, произведенным в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Альтернативный расчет не представлен.

Доказательств оплаты задолженности не имеется.

Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указал, что само по себе начисление платы за коммунальную услугу по нормативу не освобождает исполнителя от обязанности установить, как непосредственно факт потребления услуги, так и действительные величины фактического показателя, исходя из которого производится начисление, в частности, площадь земельного участка, требующую полива.

Поскольку согласно формуле 22 Правил № 354 фактическими показателями для целей расчета платы за коммунальную услугу в домовладении, не оборудованном прибором индивидуального учета, являются направление использования коммунальной услуги и фактическая величина показателя по каждому направлению использования, расчет платы, произведенной исполнителем, является верным, если основан на таких показателях применительно к каждому домовладению.

Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами судов обеих инстанций у судьи кассационного суда не имеется.

Выводы нижестоящих судов о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате холодного водоснабжения и полив земельного участка основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.

Доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств того, что услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период не предоставлялись.

При этом кассационный суд общей юрисдикции отмечает, что фактическое потребление холодного водоснабжения не освобождает ответчика от обязательств по оплате услуг холодного водоснабжения и услуг полива земельного участка.

Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не установлено.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, основаны на неверном толковании указанных выше норм права, ранее уже являлись предметом рассмотрения судов обеих судебных инстанций.

Результаты оценки доказательств судами обеих инстанций отражены в постановленных по делу судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.

С учетом изложенного, судья кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

решение мирового судьи судебного участка №79 Волгоградской области от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение Дзержинского районного суда города Волгограда от 23 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО13 – без удовлетворения.

Судья С.Н. Дурнева