ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-34269/2021 от 15.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-34269/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-1208/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 15 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Губаревой С.А., Авериной Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.С. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внесении изменений в личное дело, установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона по кассационной жалобе А.С. на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29.09.2021.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

А.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда), Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области») о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внесении изменений в личное дело, установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15.06.2021 в удовлетворении исковых требований А.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.С. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе А.С. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно дана оценка доказательствам по делу, представленным истцом, и неверно применены нормы законодательства о ветеранах.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключенного служебного контракта, А.С. проходил военную службу в испытательном отделении инженерно-авиационной службы летных испытаний, 267 летно-испытательного центра в/ч 15650 в должности техника.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГА.С. находился в составе группировки войск, а именно авиационной эскадрильи (САЭ) войсковой части 15650, привлекаемой к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В соответствии с командировочным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГА.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в войсковой части в г. Моздок, для выполнения спецзадания.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГА.С. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГА.С. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГА.С. в адрес начальника 3-го отделения ИЛС-2 войсковой части подан рапорт о внесении в его личное дело сведений о вводе и выводе в состав группы войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, рассмотрение которого было передано в войсковую часть 15650.

Согласно выписке из акта утвержденного командиром войсковой части ДД.ММ.ГГГГ комиссия назначенная директивой войсковой части 15650 приняла решении об оставлении заявления А.С. без реализации в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.

На основании устного запроса А.С. в ноябре 2019 г. адресованного Военному комиссариату Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда, последним в рамках предоставленных полномочий был проведен розыск документов для оформления удостоверения участника боевых действий федерального образца и направлены соответствующий запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск, Московская область) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по вопросу направления в комиссию ЮВЛ выписок из приказов командира воинской части об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операций, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнений специальных задач) на территории Северо-Кавказского региона, для получения удостоверения ветеран боевых действий (в/ч 18374 на территории Северо-Кавказского региона, периоды: ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, 10.08.20014 – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ).

Из представленных ответов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации на указанные запросы следует, что документы в отношении А.С. из в/ч на хранение в ЦАМОРФ не поступали, точными сведениями их места нахождения архив не располагает. Рекомендовано обратиться адрес в/ч 15650, 18374 и филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, документы, подтверждающие непосредственное участие А.С. в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, отсутствуют.

По сообщениям Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону) документы из в/ч , являющейся структурным подразделением в/ч , а также документы из в/ч на хранение к ним не поступали.

На запрос Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ адресованный командиру войсковой части , поступил ответ начальника ОПО СЛИ (с) ЛИЦ войсковой части 15650 о том, что документы, подтверждающие непосредственное участие А.С. в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГА.С. обратился в адрес Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда с заявлением о внесении записи в личное дело о его участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона и выдаче удостоверения «Участник боевых действий» федерального значения.

А.С. было разъяснено, что на основании полученных ответов на запросы в рамках проведенного розыска документов, у ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» отсутствуют основания для оформления и выдачи истцу удостоверения «Участник боевых действий» федерального значения и внесения соответствующих записей в личное дело о его участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Не согласившись с данным отказом А.С., обратился в суд.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден допустимыми доказательствами, в связи чем суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования об установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Согласно пп.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее – Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 №158-ФЗ).

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены в ст.16 Федерального закона, реализация которых осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона «О ветеранах»). Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверений осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно п. 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 х 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи С.А. Губарева

Е.Г. Аверина