УИД56MS0057-01-2022-003088-67
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-3690/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
15 февраля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н.,
судей Николаева И.В., Коваленко О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» на решение Медногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению иску акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды и встречному иску ФИО2 к акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» и администрации муниципального образования <адрес> об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению с применением тарифов для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами.
Заслушав доклад судьи ФИО4, пояснения представителя АО «Энергосбыт Плюс» ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, данные с использованием системы ВКС Центрального районного суда <адрес>, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО «Энергосбыт Плюс» обратилось к мировому судье судебного участка №<адрес> с иском к ФИО1, указав, что между обществом и ФИО1 заключен договор энергоснабжения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>. Для произведения расчетов за потребленную электроэнергию открыт лицевой счет №. В период с ноября 2019 года по сентябрь 2022 года АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляло поставку электроэнергии ответчику в указанную квартиру, но в связи с неуплатой предоставленной услуги образовалась задолженность в размере 2 953,21 рублей, которую ФИО1 за указанный период не оплатила. В связи с этим ответчику начислены пени на сумму 394,32 рублей.
Истец просил взыскать с ФИО1 в свою пользу задолженность в размере 2 953,21 рублей и начисленные пени в размере 394,32 рублей, а также уплаченную при подаче иска госпошлину в размере 400 рублей.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2 - супруг ФИО1, как сособственник квартиры.
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд со встречным иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс», где указали, что в квартире по адресу: <адрес>, отсутствует газоснабжение, поэтому вместо газовой плиты установлена стационарная электрическая. Между тем, поставщиком коммунальной услуги, это обстоятельство не учитывалось. С 2014 года им начисляется и взимается полная стоимость тарифа за электроэнергию без учёта применения понижающего коэффициента к установленным тарифам на электрическую энергию для населения в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления, следовательно, незаконно завышается тариф. На неоднократные обращения к представителям поставщика электроэнергии с просьбой при начислении платы за потребление электроэнергии учитывать понижающий коэффициент, собственникам квартиры ФИО9 было отказано. Проведенной по обращениям ФИО1 государственной жилищной инспекцией <адрес> проверкой также выявлено, что степенью благоустройства многоквартирного дома по <адрес> предусмотрено не газоснабжение, а электроснабжение, проектная документация строительства дома отсутствует.
Уточнив исковые требования, истцы по встречному иску просили суд возложить обязанность на АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению принадлежащей им квартиры по адресу: <адрес>, а также электроэнергии, потребленной ими на общедомовые нужды, с применением тарифов для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, утвержденных <адрес> по ценам и регулированию тарифов, на 2014 - 2022 годы.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Медногорский городской суд <адрес>.
Определением Медногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО <адрес>.
Решением Медногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО «Энергосбыт Плюс» удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала в счет погашения задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 058,27 рублей; взыскал с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала в счет возмещения расходов, понесенных на оплату госпошлины 400 рублей.
Встречные исковые требования ФИО1 и ФИО2 к АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала суд удовлетворил.
Возложил обязанность на АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала произвести перерасчет платы ФИО1 и ФИО2 за коммунальную услугу по электроснабжению принадлежащей им квартиры по адресу: <адрес>, и электроэнергии, потребленной ими на общедомовые нужды, с применением тарифов для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, утвержденных <адрес> по ценам и регулированию тарифов на 2014 - 2022 годы; взыскал с АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов, понесенных на оплату госпошлины 300 рублей.
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к администрации МО <адрес> отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: решение Медногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части.
Абзац 5 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: обязать акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала произвести перерасчет платы ФИО1 и ФИО2 за коммунальную услугу по электроснабжению принадлежащей им квартиры по адресу: <адрес>, и электроэнергии, потребленной ими на общедомовые нужды, с применением тарифов для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, утвержденных <адрес> по ценам и регулированию тарифов, на 2017 - 2022 годы».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В судебном заседании представитель АО «Энергосбыт Плюс» на доводах кассационной жалобы настаивал.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В квартире проживают супруги ФИО1, ФИО2, которые пользуются коммунальными услугами в жилом помещении и несут обязанность по их своевременной оплате.
Содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Рост».
Ресурсоснабжающая организация АО «ЭнергосбыТ Плюс» производила расчет и выставляла ФИО1, на имя которой открыт лицевой счет №, квитанции для оплаты за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Согласно приложенной к исковому заявлению справке о расчетах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету ФИО1 числится задолженность по электроэнергии на ОДН в общем размере 2 953,21 рублей. Начисление данной задолженности произведено с учетом уплаченных ФИО1 в ноябре 2019 года 24,22 рублей и по тарифам, установленным <адрес> по ценам и регулированию тарифов, на 2019 - 2022 гг. для всего населения <адрес>, не подпадающего под исключительные категории, в том числе под категорию «население в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления».
Так, приказом Департамента по ценам и регулированию тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-э/э были установлены следующие тарифы на 2019 год: для всего населения <адрес>, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3, - 2,99 рублей в первом полугодии 2019 года, 3,08 рублей – во втором полугодии 2019 года; для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - 2,09 рублей в первом полугодии 2019 года, 2,15 рублей - во втором полугодии 2019 года.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-э/э были установлены следующие тарифы на 2020 год: для всего населения <адрес>, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3, - 3,08 рублей в первом полугодии 2020 года, 3,19 рублей - во втором полугодии 2020 года; для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - 2,15 рублей в первом полугодии 2020 года, 2,23 рублей – во втором полугодии 2020 года.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-э/э установлены следующие тарифы на 2021 год: для всего населения <адрес>, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3, - 3,19 рублей в первом полугодии 2021 года, 3,30 рублей - во втором полугодии 2021 года; для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (п.2), - 2,23 рублей в первом полугодии 2021 года, 2,31 рублей – во втором полугодии 2021 года.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-э/э были установлены следующие тарифы на 2022 год: для всего населения <адрес>, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2-5, - 3,30 рублей в первом полугодии 2022 года, 3,46 рублей - во втором полугодии 2022 года; для населения (п.3), проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, - 2,31 рублей в первом полугодии 2022 года, 2,42 рублей - во втором полугодии 2022 года.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-э/э были установлены следующие тарифы на 2022 год: для всего населения <адрес>, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2-5, - 3,30 рублей в первом полугодии 2022 года, 3,46 рублей - во втором полугодии 2022 года; для населения (п.3), проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, - 2,31 рублей в первом полугодии 2022 года, 2,42 рублей - во втором полугодии 2022 года.
Согласно акту о проведении технического осмотра системы энергопотребления от ДД.ММ.ГГГГ Медногорским ОП и ОК ВО ОФ АО «ЭнергосбыТ Плюс» проведен технический осмотр квартиры ответчиков ФИО9 по адресу: <адрес>, и выявлено, что в данной квартире установлена электрическая плита, газоснабжение отсутствует.
Из ответа АО «ЭнергосбыТ Плюс» в адрес ГЖИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО1, следует, что согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией (сетевой организацией), при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты) органами Ростехнадзора.
Также в письме № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по ценам и регулированию тарифов пояснил, что согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № и Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
Согласно имеющимся в техническом паспорте на многоквартирный дом по адресу: <адрес>, сведениям, указанный дом построен в 1964 году, в нем на 2 этаже располагалась гостиница, на 1,3 и 4 этажах – общежитие, а также на 1 этаже – два кафе – «Огонек» и «Теремок». В отношении коммунальных услуг имеется информация о наличии центрального отопления, водопровода, электричества, радио, телефона и канализации. Строка газоснабжение не заполнена.
Указанная информация полностью согласуется с имеющимся в деле ответом Медногорского филиала АО «Газпром газораспределение Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, газифицирован частично. В 2010 году к сетям газораспределения было подключено нежилое помещение - кафе «Огонек», расположенное на 1-м этаже указанного многоквартирного жилого дома, с установкой 2-х отопительных газовых котлов. Жилые помещения данного МКД, в том числе и <адрес>, не газифицированы, не подключены к системе газопотребления. В связи с указанным, жилые помещения многоквартирного дома, техническое обслуживание внутридомового/внутриквартирного газового оборудования филиалом не проводилось.
Из ответа ГБУ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что проектно-сметная документация на жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в архиве учреждения отсутствует.
В ходе проведенной ГЖИ по <адрес> проверки по жалобе ФИО1 из информации, представленной ООО «Газпром Межрегионгаз» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№), ООО «РОСТ» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением технического паспорта многоквартирного <адрес>), администрации МО <адрес>, установлено, что степенью благоустройства указанного многоквартирного дома предусмотрено электроснабжение, газоснабжение не предусмотрено, проектная документация отсутствует.
Разрешая заявленные исковые требования АО «ЭнергосбыТ Плюс», а также встречные исковые требования ФИО1, ФИО2 суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу закона стационарными электроплитами являются те плиты, установка которых была предусмотрена проектом строительства жилого дома.
В жилом помещении супругов ФИО9 действительно установлена электрическая плита. При этом в целях применения понижающего коэффициента должен быть подтвержден факт оборудования жилых домов электроплитами в установленном порядке.
Суды указали, что жилые помещения многоквартирного дома по <адрес> газифицированы никогда не были, так как приготовление пищи в них, начиная со ввода его в эксплуатацию, осуществлялось на электрических плитах. Иных источников энергии для приготовления пищи, кроме стационарной электрической плиты, в квартире ФИО1, равно как и в иных квартирах жилого дома, не имеется.
Суды пришли к выводу, что поскольку данному дому 60 лет, и он с момента его строительства до последнего времени имел статус общежития, составление и хранение документов, содержащих подробную информацию о проектном электроснабжении всего дома, в том числе сведения о наличии определенного количества мощности для возможности установки электроплит, должны были быть обеспечены застройщиком и органами местного самоуправления. Жители дома не могут нести ответственность за отсутствие такой документации.
Суды пришли к выводу, что установление электроплиты в квартире не является результатом произведенной ответчиками самостоятельной, несогласованной в установленном порядке реконструкции электроснабжения квартиры, так как данное электроснабжение имело место с момента ввода дома в эксплуатацию и после этого не изменялось.
Однако на основании анализа каких доказательств судами сделан данный вывод, ни решение суда, ни апелляционное определение не содержат.
Сторонами не представлена техническая документация на жилой дом.
Применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента не зависит от топлива, используемого на приготовление пищи и отопление жилых помещений, в том числе и от наличия (или отсутствия) газопровода либо централизованного отопления, а зависит от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованных в установленном порядке.
При применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
Вместе с тем, суды пришли к выводу, что отсутствие проектной документации не может быть поставлено в вину жителям дома. Внесение данной информации входило в компетенцию организации-застройщика, а затем, после сдачи дома в эксплуатацию, в силу изменения законодательного регулирования - в компетенцию органов, осуществляющих контроль за эксплуатацией жилищного фонда <адрес>.
Суды также указали, что после введения законодательного регулирования, на которое ссылается АО «ЭнергосбыТ Плюс», инициированием разрешения всех вопросов, связанных с выдачей разрешения на отпуск мощности, технических условий энергоснабжающей организацией, приемкой электроустановок органами Ростехнадзора, должны были заниматься не жители дома, а администрация МО <адрес>, ГЖИ по <адрес> и АО «ЭнергосбыТ Плюс». Однако данный вопрос по настоящее время не разрешен, соответствующая документация не оформлена.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 и ФИО2 имеют право на оплату электроэнергии с применением тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления.
Поскольку на протяжении всего времени ФИО9 производились начисления оплаты электроснабжения без применения пониженного тарифа, суд посчитал встречные требования ФИО1 и ФИО7 к АО «ЭнергосбыТ Плюс» подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя частично исковые требования АО «ЭнергосбыТ Плюс» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции произвел свой расчет с применением понижающих тарифов, установленных приказом <адрес> по ценам и регулированию тарифов, на 2019 - 2022 годы для «населения в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления» и взыскал с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала в счет погашения задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в общем размере 2 058, 27 рублей.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1178, пришел к выводу, что на момент заключения договора энергоснабжения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ФИО1 в жилом помещении имелась электроплита, газоснабжение отсутствовало. В связи с чем, имелись правовые основания для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом.
С указанными выводами судов судебная коллегия не может согласиться.
Пунктом 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из содержания статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования закона судами выполнены не были.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей (абзац 3 пункта 38 Правил N 354).
На основании требований Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пище приготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N 614 (ред. от 29 июля 2020 года) "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных стационарными электроплитами.
Согласно пункту 1.7.1 "Правил и норм эксплуатации жилищного фонда", утв. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 следует, что стационарные электроплиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений. При этом должны соблюдаться определенный порядок и условия монтажа электрических плит в жилом помещении.
В силу положений части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. 3.7.9 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Постановлением Госстроя России 1 января 2004 года, переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Правила распространяются на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений данных Правил, лицо, имеющее намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, должно обратиться с заявкой в сетевую организацию на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Сетевая организация должна осуществить процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 19 Правил).
Также следует, что дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома. Оборудованием стационарными электроплитами дома является установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий. При этом указанное оборудование должно быть установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Самостоятельная же установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок, в том числе варочных электрических поверхностей для целей благоустройства жилых помещений в доме, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Таким образом, судам следовало установить, была ли предусмотрена установка электрической плиты в квартире истцов по встречному иску при вводе дома в эксплуатацию, установлена ли была данная электрическая плита в предусмотренном законом порядке, в том числе были ли получены технические условия, выдаваемые или согласованные сетевой организацией и содержащих величину максимальной мощности, достаточной для использования стационарной электроплиты, акта о технологическом присоединении, содержащего величину максимальной мощности, достаточную для использования стационарной электроплиты, технического паспорта жилого помещения, содержащего сведения о наличии напольной (стационарной) электроплиты и (или) справки о видах инженерного благоустройства жилого помещения.
Для этих целей суду следовало запросить инвентарное дело на дом, технический и кадастровый паспорт на спорную квартиру, проектно-сметную документацию на дом.
Однако суды данные обстоятельства не установили, инвентарное дело на дом и технический паспорт (кадастровый паспорт) на спорную квартиру не истребовали.
Также суды не исследовали вопрос о наличии или отсутствии в имеющемся в техническом паспорте на многоквартирный дом по адресу: <адрес>, сведений об установке электрических плит в спорной квартире либо в каком-либо ином помещении данного многоквартирного дома.
В связи с изложенным, поскольку юридически значимые для дела обстоятельства в полном объеме установлены не были, постановленные судебные акты законными и обоснованными признать нельзя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 октября 2023 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор с учетом установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 октября 2023 г. отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Матвеева Л.Н.
Судьи Николаев И.В.
Коваленко О.П.