ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-3785/20 от 17.03.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 17 марта 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Богдевич Н.В., Новожиловой И.А.,

с участием прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.С.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Б.С.В. на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., объяснения Б.С.В. и его представителя ФИО1, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшего кассационную жалобу не обоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Б.С.В. (далее – Б.С.В., истец) обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» (далее – Военный комиссариат, ответчик) о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Б.С.В. и Военным комиссариатом был заключен срочный трудовой договор, в соответствии с которым Б.С.В. был принят на работу на должность военного комиссара комиссариата <адрес> и <адрес> административного округа <адрес>. Срок трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГБ.С.В. подал заявление об увольнении по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ он отозвал указанное заявление, однако ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении его требования, поскольку на его должность приглашен в порядке перевода из другой организации другой работник. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с увольнением, истец обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе в прежней должности.

Решением Центрального районного суда ДД.ММ.ГГГГ Новосибирска в удовлетворении требований Б.С.В. было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с данными судебными постановлениями и полагая, что судами первой и апелляционной инстанций приняты незаконные и необоснованные судебные постановления, истец, обратился с кассационной жалобой в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции, в которой просит отменить постановленные по делу судебные акты.

Надлежаще извещенный ответчик в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, рассмотрев возражения прокуратуры <адрес> на кассационную жалобу Б.С.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Военным комиссариатом и Б.С.В. был заключен срочный трудовой договор , по которому Б.С.В. был принят на работу на должность начальника отдела (военного комиссариата <адрес> и <адрес> административному округу <адрес>, муниципальному, 1 разряда, <адрес>) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГБ.С.В. был уволен с указанной должности по собственному желанию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ увольнение Б.С.В. с должности военного комиссара военного комиссариата <адрес> и <адрес> административного округа <адрес> было признано незаконным. Формулировка увольнения Б.С.В. была изменена на увольнение по истечении срока контракта по пункту «б» части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Изменена дата увольнения Б.С.В. на ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая настоящий спор и отказывая в Б.С.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имелись правовые основания для заключения с истцом срочного трудового договора.

С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они законны и обоснованы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.

Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ и или иным федеральным законом (абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ). Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 58 ТК РФ). Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 ТК РФ.

В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 ТК РФ). Частью 2 статьи 59 ТК РФ определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон. В соответствии с названной нормой закона по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться, в частности, с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац восьмой части 2 статьи 59 ТК РФ).

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 58, часть 1 статьи 59 ТК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 58 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть 2 статьи 59 ТК РФ), то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Согласно части 1 статьи 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Вместе с тем ТК РФ предусматривает в статье 59 перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также без учета указанных обстоятельств при наличии соответствующего соглашения работника и работодателя. К таким случаям, в частности, относится заключение срочного трудового договора с руководителями организаций независимо от их организационно-правовой форм и форм собственности. При этом работнику, выразившему согласие на заключение трудового договора на определенный срок, известно о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.

Вместе с тем регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 349 ТК РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 названной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции (подпункт 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" - дает указания, организует и проверяет их исполнение (подпункт 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации согласно пункту 1 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 631 (далее - Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации), является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации (пункт 25 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации). Начальник Генерального штаба издает приказы, директивы Генерального штаба, дает указания, при реализации решений Министра обороны Российской Федерации отдает приказания подчиненным Министру обороны Российской Федерации лицам от его имени, организует и контролирует их исполнение (пункт 27 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (далее также - Положение о военных комиссариатах).

Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

Как установлено судом, в соответствии с требованиями директивы Министра обороны Российской Федерации 2009 года N Д-79 дсп и в целях обеспечения качественного комплектования должностей военных комиссаров и начальников отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации гражданским персоналом, а также предупреждения совершения коррупционных правонарушений работниками военных комиссариатов Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны Рекомендации по отбору и приему на работу граждан на должности в военные комиссариаты от 30 июня 2010 г. N 315/11/2400.

Согласно пункту 1 Рекомендаций они разработаны Главным организационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам штабов военных округов (Балтийского флота) и военным комиссарам субъектов Российской Федерации при организации отбора и приема на работу граждан на должности военных комиссаров и начальников отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 Рекомендаций указано, что они разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пунктом 19 Рекомендаций определено, что трудовые договоры с военными комиссарами и начальниками отделов заключаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, с учетом данных рекомендаций.

Трудовые договоры заключаются на срок не более пяти лет (пункт 20 Рекомендаций).

Частью 1 статьи 273 ТК РФ определено, что руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 57 ТК РФ).

Трудовая функция руководителя организации в силу части 1 статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, определено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения о военных комиссариатах). Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (пункт 8 Положения о военных комиссариатах). Согласно пункту 9 Положения о военных комиссариатах в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.

Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.

Пунктом 10 Положения о военных комиссариатах установлено, что начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 225н утвержден Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации".

Согласно пункту 1 раздела "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих названный раздел предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления работниками воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Квалификационные характеристики, включенные в раздел Единого квалификационного справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Разделом II "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены должности руководителей, к которым отнесена в том числе должность начальника отдела военного комиссариата (муниципального) и определены должностные обязанности начальника военного комиссариата (муниципального). К таким должностным обязанностям отнесены, в частности, руководство работой отдела военного комиссариата (муниципального), проведение работы по повышению квалификации кадров, организация работы по реализации приказов и директив вышестоящих органов военного управления, обеспечение условий для сохранения государственной тайны, участие в разработке мероприятий, направленных на обеспечение секретности работ и сохранности документов, в проведении профилактических мер по предотвращению утрат документов и разглашению секретных сведений.

Как усматривается из материалов дела, на основании пункта 10 Положения о военных комиссариатах военным комиссаром <адрес> военному комиссару Б.С.В. была выдана доверенность, которой он был уполномочен: осуществлять руководство деятельностью военного комиссариата <адрес> и <адрес> административного округа <адрес>; самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности военного комиссариата (муниципального), отнесенные к ведению военного комиссариата (муниципального) Положением о военных комиссариатах и настоящей доверенностью; совершать все необходимые действия, подписывать, подавать, получать документы, касающиеся деятельности военного комиссариата (муниципального); представлять интересы военного комиссариата <адрес> и военного комиссара <адрес>, военного комиссариата (муниципального) во всех органах и организациях независимо от их организационно-правовой формы, государственных, муниципальных учреждениях, предприятиях и общественных организациях, судебных и правоохранительных органах; представлять интересы военного комиссариата (муниципального) при любых действиях контролирующих органов, подписывать необходимые при этом документы, совершать необходимые действия, в том числе, действия по устранению замечаний государственных органов; издавать приказы, касающиеся организационных вопросов и текущей деятельности военного комиссариата (муниципального); разрабатывать документы, касающиеся деятельности военного комиссариата (муниципального). Согласовывать их с военным комиссаром <адрес>; совершать необходимые действия для сохранности вверенного имущества; иметь, хранить, использовать печать военного комиссариата (муниципального); осуществлять контроль исполнения по государственным контрактам, договорам, соглашениям, касающимся деятельности военного комиссариата (муниципального), принимать связанные с этим документы, акты, для передачи военному комиссару <адрес>; обеспечивать и контролировать своевременное представление отчетной документации; осуществлять подбор персонала военного комиссариата (муниципального). Кандидатов на должности начальников отделения, старших помощников согласовывать с начальниками соответствующих служб военного комиссариата <адрес>; определять должностные обязанности работников военного комиссариата (муниципального). Требовать от работников военного комиссариата исполнения должностных обязанностей и правил внутреннего трудового распорядка; контролировать работу по ведению личных дел работников военного комиссариата (муниципального), ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них, в соответствии с выписками из приказов военного комиссара <адрес> по строевой части; предоставленной властью поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности личный состав военного комиссариата (муниципального); ходатайствовать перед военным комиссаром <адрес>: - о снятии дисциплинарных взысканий с работников военного комиссариата (муниципального); - об увольнении работников военного комиссариата (муниципального) по инициативе работодателя; заверять реестры на выпуск банковских карт и зачисление денежных средств на счета работников военного комиссариата (муниципального) в соответствии с договором; выдавать и подписывать документы воинского учета; осуществлять и организовывать хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации; подписывать и совершать иные законные действия, связанные с выполнением обязанностей, определенных Должностной инструкцией.

Из изложенного следует, что военный комиссар <адрес> и <адрес> административного округа <адрес> осуществляет управление служебной деятельностью отдела в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть является руководителем по смыслу статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Б.С.В. собственноручно подписал заключенный с ним срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласившись с его условиями, в том числе со сроком данного договора, то есть между сторонами трудового договора было достигнуто соглашение об условиях договора, в том числе относительно сроков его действия. Доказательств, подтверждающих вынужденный характер заключения срочного трудового договора, судом не установлено.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций.

Судебные инстанции исследовали и дали оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применили нормы материального права к спорным правоотношениям.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что положения ТК РФ о возможности заключения срочного трудового договора по соглашению сторон с руководителем организации не могут быть распространены на трудовые отношения, возникшие с истцом, поскольку он не являлся руководителем организации, также нельзя признать соответствующими закону.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм материального права, а потому не могут являться основанием отмены правильных по существу судебных актов.

При этом следует учесть, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Доводы кассационной жалобы истца не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истца, нарушения процессуальных прав истца судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в судах, им дана надлежащая оценка. Эти доводы фактически выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи, с чем не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит состоявшиеся по делу судебные постановления законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с установленными по делу обстоятельствами. Нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Б.С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи