ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №88-379/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К.,
судей Ромасловской И.М., Семёнцева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя администрации г.Орска Оренбургской области и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по управлению имуществом администрации г.Орска на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2020 года по гражданскому делу №2-442/2020 по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Юн <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, а также в интересах ФИО1 <данные изъяты> Николаевны, ФИО1 <данные изъяты> к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры,
заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Сальникова А.А.,
установила:
Прокурор Октябрьского района г.Орска в интересах Юн В.А., ФИО2 <данные изъяты>, а также в интересах ФИО3, ФИО4 <данные изъяты>, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Орска, в котором просил возложить на администрацию г.Орска обязанность обеспечить техническую возможностью подключения к инженерным сетям (газораспределительной системе, системам электроснабжения и водоснабжения) земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ООО «Водоканал г.Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть», УЖКХ администрации г.Орска, Правительство Оренбургской области, комитет по управлению имуществом администрации г.Орска.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20.05.2020 года иск удовлетворен.
На администрацию г.Орска возложена обязанность благоустроить территорию кадастрового квартала <данные изъяты> в районе земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой электроснабжения и водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанных земельных участков возможность технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно – технического оснащения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18.08.2020 года решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20.05.2020 года изменено.
Абзацы первый и второй резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
Иск прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Юн <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, а также в интересах ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры удовлетворить частично.
Возложить на администрацию г.Орска обязанность благоустроить территорию кадастрового квартала <данные изъяты> в районе земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанных земельных участков возможность технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно – технического оснащения.
В остальной части это же решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Орска Оренбургской области и комитета по управлению имуществом администрации г.Орска – без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации г.Орска Оренбургской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и просит принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Юн В.А., ФИО2, <данные изъяты> а также в интересах ФИО5, ФИО4, <данные изъяты> к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры отказать.
Аналогичные требования заявлены и в кассационной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по управлению имуществом администрации г.Орска.
Изучив доводы кассационных жалоб и материалы дела, заслушав возражения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм права судом апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-п семье Юн В.А., ФИО2, <данные изъяты> и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ семье С-ных: <данные изъяты> в силу отнесения к категории семей, имеющих трех и более детей, администрацией г.Орска во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг» предоставлены в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, соответственно, расположенные на территории кадастрового квартала <данные изъяты>.
Технологическое присоединение участков к сетям инженерно – технического обеспечения отсутствует.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 22.09.2011 года №413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности не может являться основанием для освобождения администрации от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Соглашаясь с судом первой инстанции в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 года №2516-0, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями подп.4, 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы представителя администрации г.Орска о том, что организация обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно – технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков; оказание содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно – технического обеспечения за границами указанного земельного участка Законом Оренбургской области от 22.09.2011 года №413/90-V-OЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей» к полномочиям органов местного самоуправления не установлены, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации г.Орска о том, что к вопросам местного значения не относится строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, находящимся в собственности граждан, не являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку основаны без учета всей совокупности нормативно правовых актов, регулирующих спорные правоотношения в Оренбургской области.
Так, при рассмотрении заявленных требований, судами приняты во внимание положения подп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», абз.3 ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 года №, положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года №, постановления Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «Об утверждении региональной программы газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2019 – 2023 годы», положения подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», согласно которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации газо-, водо- и электро- снабжения населения на соответствующих территориях.
Кроме того, необходимо отметить, что вышеуказанные выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются и самим ответчиком администрацией г.Орска.
Так, в кассационной жалобе представитель администрации г.Орска указывает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. В п.5 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства указано мероприятие: разработка и реализация «дорожных карт» по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, поручения Заместителя Министра строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-НС/07 и реализации Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-V-OЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утвержден план мероприятий («дорожной карты») по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. В соответствии с п.10 плана мероприятий (дорожная карта) предусматривается строительство объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» (далее – подпрограмма) в г.Орске, в период с 2020 – 2024 годы. Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утверждена государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области». Субсидии бюджетам муниципальных образований из областного бюджета в рамках реализации подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, связанных с обустройством территорий, предназначенных для массового малоэтажного или многоквартирного жилищного строительства, в том числе комплексного освоения или развития территорий (далее – застройки), объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктур. Субсидии предоставляются бюджетам городских округов и сельских поселений на софинансирование мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры, в том числе к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям, строительству (реконструкции) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий. По проектам застроек, включающим земельные участки из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам в рамках реализации Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-V-OЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», субсидии предоставляются также на подготовку проектной документации инженерной инфраструктуры, в том числе выполнение проектно – изыскательских работ и проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов изыскательских работ.
Изменяя решение суда первой инстанции в части, суд первой инстанции оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что техническая возможность подключения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> к электрическим сетям имеется, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить земельные участки истцов системой электроснабжения, поскольку такая система уже установлена, так как линия электропередач построена и введена в эксплуатацию.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации г.Орска о том, что судами не определена система водоснабжения (не указывается какой именно централизованной или нецентрализованной) должна быть благоустроена территория кадастрового квартала <данные изъяты>; о том, что что шестимесячный срок является недостаточным для исполнения требований, содержащихся в резолютивной части обжалуемого решения, не могут являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку ответчик не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке ст.ст.202, 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по управлению имуществом г.Орска о том, что администрация г.Орска никогда не являлась собственником спорных земельных участков, учитывая, что на перечисленных участках объектов капитального строительства не имеется, у администрации г.Орска отсутствует право на обращение с заявлением о подключении к сетям инженерно – технического обеспечения в соответствующие ресурсоснабжающие организации, не основан на материалах дела, поскольку решением суда на администрацию не возложена обязанность по организации подключения участков истцов к инженерным сетям газо – и водо – снабжения. Администрация должна только обеспечить кадастровый квартал инженерными системами, от которых каждый собственник участка в дальнейшем сможет произвести подключение самостоятельно.
Таким образом, доводы заявителей кассационных жалоб не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
В целом доводы кассационных жалоб аналогичны тем, на которые представитель ответчика и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ссылались ранее, являлись предметом обсуждения суда первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка на основании закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям и исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
В связи с изложенным выше, доводы кассационных жалоб не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку все обстоятельства были с достаточной полнотой исследованы в судебном заседании, судами дана надлежащая оценка доказательствам.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в части оставленной без изменения судом апелляционной инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы представителя администрации г.Орска Оренбургской области и представителя комитета по управлению имуществом администрации г.Орска – без удовлетворения.
Председательствующий подпись С.К. Осипова
Судьи подпись И.М. Ромасловская
подпись С.А. Семёнцев
Постановление22.01.2021