88-3802/2020
2-680/2019
27RS0013-01-2019-001158-62
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года г. Владивосток.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Панфиловой Л.Ю., Власенко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврикова Е.В. к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о понуждении произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу, о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы,
по кассационной жалобе Гаврикова Е.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 ноября 2019 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гавриков Е.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о понуждении произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу, о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы. В обоснование требований указал, что он работает в войсковой части № в должности гражданского персонала, характер его работы предполагает суммированный учет рабочего времени, оплата за сверхурочную работу производится ответчиком не верно, а именно, не учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда; сверхурочная работа оплачивается только в полуторном размере как за первые два часа работы, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, что приводит к занижению заработной платы. О нарушении трудовых прав в данной части истцу стало известно 11.04.2019 г., при получении ответа начальника филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» на его обращение. Просит суд, обязать ФКУ «ОСК Восточного военного округа» произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу за 2018, 2019 года, рассчитав оплату за первые два часа сверхурочной работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы не менее чем в двойном размере, включив в расчет размера оплаты одного часа работы за учетный период компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда; взыскать с ФКУ «ОСК Восточного военного округа» задолженность по заработной плате в размере 83 218,37 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 7 172,29 рублей.
К участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Восточному военному округу» исковые требования не признал, считает, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 26.07.2019 г. оставленного без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29.11.2019 г. исковые требования Гаврикова Е.В. удовлетворены частично. Постановлено взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» через лицевой счет филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» за счет денежных средств, предназначенных для финансирования войсковой части № в пользу Гаврикова Е.В. денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 479,48 руб.
В кассационной жалобе Гавриков Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Выразил несогласие с выводом суда о том, что ответчиком устранены нарушение его прав. Указывает на отсутствие в судебном решение указаний на нормы права противоречащие расчету истца. Считает, что решение не мотивировано, не содержит выводов относительно обстоятельств дела, в связи с чем, постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что именно расчеты ответчика противоречат действующему законодательству, поскольку в произведенном ответчиком расчете занижен размер оплаты за один час работы, что привело к неправильному исчислению оплаты за сверхурочную работу. Согласно расчету ответчика расчет производится за сверхурочную работу за каждый месяц, хотя учетный период составляет один год, и, соответственно, неверно определяется количество сверх нормального числа рабочих часов подлежащих оплате за учетный период в полуторном и двойном размере. Обращает внимание, что в настоящее время единственным легальным толкованием порядка оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени являются разъяснения Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2009 № «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени», которые даны министерством в рамках предоставленных ему полномочий и не признаны незаконными и не отменены. Аналогичным образом произведен ответчиком расчет за первый квартал 2019 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Гавриков Е.В. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью №, в должности командира отделения пожарной команды, относится к гражданскому персоналу.
Дополнительным соглашением от 18.07.2017 г. к трудовому договору от 01.11.2011 г. Гаврикову Е.В. установлен должностной оклад в размере 6 430,00 руб., а также предусмотрены компенсационные выплаты: за работу с вредными условиями труда в размере 4%, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (процентная надбавка к должностному окладу) – 5-% районный коэффициент – 50 %, за особые условия труда – 100% и стимулирующие выплаты: за выслугу лет – 40%, премия по итогам работы за месяц – 25% от должностного оклада, ЕДВ за добросовестное выполнение должностных обязанностей год до 2х должностных окладов единовременно в конце текущего календарного года. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. Отраслевым Соглашением с Минобороны РФ, Соглашением с командованием Восточного военного округа, коллективным договором и локальными нормативными актами работодателя (пункт 4.1). Гаврикову Е.В. установлена нормальная продолжительность рабочего времени; сменный (1/3) режим рабочего времени; продолжительность смены 24 часа с 09 час.00 мин. до 09 час. 00 мин; привлечение работника к выполнению сверхурочных работ, работ в праздничные и выходные дни, дежурствам, осуществляется в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, трудовым законодательством Российской Федерации, Отраслевым Соглашением с Минобороны РФ, Соглашением с командованием Восточного военного округа (пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.9).
Коллективным договором войсковой части № на 2018-2020 года, Положением об оплате труда гражданского персонала, Правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что оплата труда конкретного работника определяется трудовым договором; структура оплаты труда включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера; оплата сверхурочной работы за первые два часа работы производится не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере, по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (пункты 2.5, 2.6, 2.12 Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части 59313-39). Компенсационные и стимулирующие выплаты определены разделом 3 Положения об оплате труда гражданского персонала. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты; обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается по письменному распоряжению работодателя с письменного согласия работника, а в определенных случаях с учетом мнения профсоюза, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника ведет лицо, уполномоченное командиром воинской части; для работников, которым не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учет рабочего времени (пункты 4.1, 4.2, 5.14, 5.16 Правил внутреннего трудового распорядка войсковой части 59313-39).
Гавриков Е.В. в 2018 г. и в первом квартале 2019 г. отработал сверх установленной законом нормы рабочего времени 110 часов и 17 часов, соответственно, что не оспаривалось сторонами и подтверждается копиями приказов № от 20.12.2018 г., № от 01.04.2019 г., за которые ему выплачено 6 990,89 руб. и 1 172,03 руб., что подтверждается копиями расчетных листков за декабрь 2018 г. и за апрель 2019 г., справкой формы 2 НДФЛ за 2018, 2019 гг., платежным поручением № от 27.12.2018 г., реестре денежных средств от 27.12.2018 г., табелей учета рабочего времени за 2018 г., 2019 г.г.
В соответствии с частью первой ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В силу части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из положений части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад), применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), при этом иные выплаты, кроме оклада, при расчете оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день не учитываются.Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (ранее действовал приказ Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации).
Пунктом 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из приведенного выше нормативно-правового регулирования следует, что для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работу в выходные и нерабочие праздничные дни, установлены гарантии по оплате труда в виде выплат компенсационного характера, предусмотренных статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. При этом согласно названной норме Трудового кодекса Российской Федерации при расчете заработной платы за период, в который работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента, северной надбавки.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день в силу части 2 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Между тем применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащими применению во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сверхурочная работа за 2018 г., первый квартал 2019 г истца в войсковой части 59313-19 неправомерно оплачивалась ответчиком ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному», исходя только из размера должностного оклада, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, и не была дифференцирована в зависимости от отработанных часов и в размере, определенном ст. 152 ТКРФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, принимая во внимание, что ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено включение в состав заработной платы компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., Б.К. и других", согласно которой при оплата труда работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, при расчете размера компенсации следует исходить не только из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), но и учитывать все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Установив, что оплата работы истца производилась без учета стимулирующих и компенсационных выплат, суд первой инстанции, проверив расчеты, представленные сторонами, принял во внимание расчет, ФКУ «УМО МО РФ по Восточному военному округу», которым работодатель устранил нарушение прав истца, произведя перерасчет выплат за сверхурочную работу, произвел доплату, рассчитав таковые в соответствии с вышеизложенным конституционно-правовым смыслом правовых норм, подлежащих применению в спорном правоотношении сторон.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о правильном расчете ответчиком оплаты за сверхурочную работу и отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной заработной платы в большем размере, взыскав только денежную компенсацию за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 ГПК РФ, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Соглашаясь с расчетом заработной платы истца за сверхурочную работу, произведенным ответчиком и не принимая во внимание расчет истца, суды не мотивировали свои решения, указав лишь на неверное толкование истцом порядка исчисления заработной платы за сверхурочную работу, и формально на то, что расчет ответчика соответствует установленным обстоятельствам по делу.
Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Гаврикова Е.В. о перерасчете и взыскании с ответчика невыплаченной заработной платы не мотивировано и не содержит выводов относительно обстоятельств дела и доводов сторон, в связи с чем, в этой части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проанализировав расчеты оплаты за сверхурочную работу истца, представленные сторонами и учитывая вышеприведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расчет оплаты времени, отработанного истцом сверхурочно, должен производиться исходя из установленного оклада, с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной системой оплаты труда.
Эти требования закона судом выполнены не были, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права и существенному нарушению прав и законных интересов истца, поскольку процессуальный закон, отнеся оценку доказательств и отражение ее результатов в судебном решении к полномочиям суда, необходимым для соблюдения принципа равноправия и состязательности сторон, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 ноября 2019 г. отменить, гражданское дело направить в суд апелляционной инстанции для рассмотрения в ином составе судей, кассационную жалобу Гаврикова Е.В. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи