ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-3856/2021 от 27.05.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-3856/2021

2-787/2020

49RS0001-02-2020-000679-49

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2021 года г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Панфиловой Л.Ю., Виноградовой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломоненко В.Б. к Магаданской таможне о признании незаконным приказа в части, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении,

по кассационной жалобе Сахалинской таможни на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 15 декабря 2020 года,

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения представителя ДВТУ Згудова Д.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Соломоненко В.Б., его представителя Соловьевой А.В., полагавших решения законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Соломоненко В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Магаданской таможне о признании незаконным приказа в части, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года работал в Управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Магаданской области (далее – УФК МФ РФ по Магаданской области), с 29 июня 2000 года по 12 сентября 2002 года, с 16 сентября 2011 года по 31 января 2020 года проходил службу в Магаданской таможне. Приказом Магаданской таможни от 29 января 2020 года -КС он уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.

При увольнении ему произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, в который не включен период его работы в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года, засчитанный в стаж службы (выслуги лет) при его поступлении на службу в таможенные органы 29 июня 2000 года.

Полагал, что данный расчет произведен ответчиком неверно, поскольку в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103, в выслугу лет для назначения пенсии должен быть засчитан период его работы в УФК МФ РФ по Магаданской области продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным пункт 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года -КС в части расчета на 31 января 2020 года выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, возложить на Магаданскую таможню обязанность произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, включив в них период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.

Определением Магаданского городского суда от 12 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Дальневосточное таможенное управление.

Решением Магаданского городского суда от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 15 декабря 2020 года, исковые требования Соломоненко В.Б. удовлетворены.

Пункт 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года -КС в части расчета на 31 января 2020 года выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении признан незаконным.

На Магаданскую таможню возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, включив в них период работы Соломоненко В.Б. в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.

В кассационной жалобе Сахалинская таможня ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений. Настаивает на том, что невключение периода работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области, не являющемся органом Министерства финансов Российской Федерации, входящим в его структуру, в расчет выслуги лет для назначения пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении является законным и обоснованным, поскольку зачет указанного периода противоречил бы подпункту «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103.

В пояснения ДВТУ поддержало доводы кассационной жалобы Сахалинской таможни в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебной заседании, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации закреплено, что в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (действовавшим в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области) в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре исполнительной власти» (в редакции, действовавшей в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области) в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входит Министерство финансов Российской Федерации, которое

При этом органы казначейства данным Указом не отнесены к самостоятельным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.

Такой правовой статус федеральным органам казначейства был присвоен 12 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти Российской Федерации».

Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года № 984 (действовавшим в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране (пункт 1).

Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации (пункт 2).

Также согласно ранее действовавшему Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 273, Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы (пункта 2).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе», Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется - казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт - Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации и подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Соломоненко В.Б. 1 апреля 1997 года на основании приказа от 2 апреля 1997 года -к принят в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Магаданской области в отдел кредитов, инвестиций, внебюджетных фондов и ценных бумаг на должность старшего казначея на время отсутствия основного работника; уволен 14 марта 2000 года на основании приказа от 13 марта 2000 года к.

В период с 29 июня 2000 года по 12 сентября 2002 года включительно и с 16 сентября 2011 года по 31 января 2020 года включительно Соломоненко В.Б. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации Магаданской области (Магаданская таможня), с 13 сентября 2002 года по 15 сентября 2011 года включительно – федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации (Магаданская таможня).

На основании приказа Магаданской таможни от 29 января 2002 года -КС Соломоненко В.Б. 31 января 2020 года уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Согласно пункту 1 данного приказа выслуга лет Соломоненко В.Б. в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на 31 января 2020 года составила: календарная – 22 года 3 месяца 14 дней; в льготном исчислении – 19 лет 7 месяцев 3 дня; общая – 41 год 10 месяцев 17 дней.

Общая продолжительность службы на 31 января 2020 года для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 22 года 3 месяца 14 дней.

Стаж службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) на 31 января 2020 года составил 25 лет 2 месяца 28 дней.

Согласно расчетам стажа службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет), выслуги лет для назначения пенсии, общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении и оклада к специальному званию, утвержденным начальником Магаданской таможни 27 и 28 января 2020 года, в срок выслуги для назначения пенсии, а также в срок общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении и оклада к специальному званию не зачтено время работы Соломоненко В.Б. в УФК МФ РФ по Магаданской области в период с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года общей продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные периоды работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области в силу подпункта «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии и в общую продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, поскольку УФК МФ РФ по Магаданской области с момента своего образования - 16 марта 1995 года и до 1 января 2005 года являлось органом Министерства финансов Российской Федерации, в связи с чем, пункт 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года -КС в части невключения периода работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области в выслугу лет для назначения и выплаты пенсии, а также в общую продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении признал незаконным. Кроме того, судом установлено нарушение порядка, установленного пунктом 8 Инструкции об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС от 6 августа 2013 года № 1473, согласно которому расчет выслуги лет для назначения пенсии до утверждения руководителем соответствующего таможенного органа в обязательном порядке согласовывается с соответствующим подразделением пенсионной службы ФТС России до даты увольнения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

С доводами кассатора о незаконности принятых по делу судебных решений согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании действующего законодательства с учетом установленных обстоятельств по делу.

Как верно установлено судами, исходя из анализа указанных нормативно-правовых актов - территориальные органы федерального казначейства по областям, подчиненные Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, входили в единую централизованную систему органов федерального казначейства, которые, в свою очередь, были включены в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, то есть являлись территориальными финансовыми органами Министерства финансов Российской Федерации, через которые министерство осуществляло возложенные на него правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Доводы жалобы Сахалинской таможни по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сахалинской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи