ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-3917/2021 от 01.06.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-3917/2021

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2021 года город Владивосток

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по иску ООО "Спецэкомаш" к ФИО1 взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л а:

ООО "Спецэкомаш" обратилось к мировому судье с иском о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> в сумме 2709 руб. 74 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в сумме 62 руб. 96коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 400 руб. 00 коп.

Дело рассмотрено мировым судьей в порядке упрощенного производства.

Решением и.о мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены полностью.

Апелляционным определением Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ решение и.о. мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции в части взыскания задолженности по вывозу ТБО в тот период, когда он отсутствовал в квартире.

В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по настоящему делу не установлено.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, исходя из цены на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.02.2019г. № 58 «Об оплате потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Амурской области» на территории Амурской области оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителями исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Из материалов дела и судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, данный жилой дом включен в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов г. Зеи, для сбора твердых коммунальных отходов определена контейнерная площадка.

С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твёрдых коммунальных отходов на территории зоны «Кластер (<адрес>)» Амурской области осуществляется Региональным оператором ООО «Спецэкомаш».

Расчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами произведен на основании постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из общей площади жилого помещения ответчика по адресу: <адрес>

Разрешая спор, суд отклонил доводы ответчика о перерасчете платы за вывоз ТБО за период его отсутствия, поскольку законом не предусмотрен перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов в том случае, если расчет платы определен исходя из общей площади жилого помещения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и обоснованно исходил из того, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (п. 148(30) Правил N 354). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения.

Отклоняя доводы ответчика, со ссылкой на пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суд указал, что данная норма не может быть применена, т.к. на основании решения органа государственной власти Амурской области оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно пункту 148.30 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 приложения N 2 к данным Правилам; в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к данным Правилам; при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9.3 и 9.4 приложения N 2 к данным Правилам соответственно.

Согласно формуле 9(1) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Формулой 9(2) предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле:

, где: Si - общая площадь i-го жилого помещения; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3):

, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; n - расчетное количество граждан, использующих место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов; V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Из указанных формул расчета следует, что приведенные составляющие расчета исходя из общей площади помещения не имеют в своем значении количество граждан, проживающих в таком помещении, в связи с чем временное отсутствие таких граждан не является основанием для освобождения граждан от уплаты данного платежа.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

В кассационной жалобе таких оснований не приведено, по существу в жалобе содержатся возражения в отношении приведенной в решении суда оценки обстоятельств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене судебных постановлений.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судья Власенко И.Г.