88-4052/2021
УИД: 25RS0004-01-2020-001184-42
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Власенко И.Г., Горенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения ФИО1, представителя ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», в обоснование заявленных требований указал, что он находится в мобилизационном людском резерве. С 06.06.2019 он временно не работает и не состоит на учёте в службе занятости населения. В периоды 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019, всего в течение 38 дней, проходил военные сборы. Выплата минимального размера оплаты труда ему была произведена 21.11.2019 и 27.12.2019, то есть с нарушением срока. Кроме того, выплаты были произведены без учета районного коэффициента. Просит признать незаконным отказ ответчика в выплате ему районного коэффициента и компенсации за задержку причитающихся ему денежных средств, возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» произвести положенные ему денежные выплаты в полном объёме.
Решением Советского районного суда Приморского края от 13 августа 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» возложена обязанность выплатить ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ч. 1 ст. 395 ГК РФ, в связи с несвоевременной выплатой минимального размера оплаты труда за время прохождения военных сборов в периоды с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019.
Апелляционным определением по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года решение Советского районного суда Приморского края от 13 августа 2020 года отменено в части возложения на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами.
В отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами отказано.
В остальной части решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение Советского районного суда Приморского края от 13 августа 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, и отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года.
В доводах кассационной жалобы ФИО1 выражает несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, указывает, что судебные акты вынесены без учета положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года № 4ПВ17, в соответствии с которым применение одного и того же минимального размера оплаты труда в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Также указывает, что в нарушение норм процессуального права судом апелляционной инстанции приобщены представленные ответчиком доказательства, без обоснования ответчиком невозможности из представить в суд первой инстанции.
ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика полагала принятые по делу судебные постановления законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 54, 56 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» об утверждении Положения о проведении военных сборов, исходил из того, что на военные комиссариаты возлагается обязанность произвести выплату гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, не работающим и не состоящим на учете в службе занятости населения, минимального размера оплаты труда. Обязанность по выплате районного коэффициента на военные комиссариаты не возложена. Удовлетворяя требования истца в части взыскания с ответчика процентов за несвоевременную выплату денежных средств, суд руководствовался положениями ч.1 ст.395 ГК РФ, исходил из того что ответчиком несвоевременно произведены выплаты истцу и пришел к выводу о том, что на выплаченные суммы подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами за время прохождения военных сборов в периоды с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда с указанными выводами суда первой инстанции в данной части не согласилась, указав, что в соответствии с п.26 Положения о проведении военных сборов, гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.
Вместе с тем, в силу пункта 5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, выплата компенсации в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Граждане представляют указанные сведения путем подачи заявления на имя военного комиссара соответствующего военного комиссариата.
С учетом требований п. 26 Положения о военных сборах и п.5 Правил компенсации, истцу была выплачена компенсация за участие в военных сборах после предоставления им в военной комиссариат Приморского края личного заявления с указанием реквизитов счета получателя для перечисления денежных средств, с приложением необходимых документов, подтверждающих периоды участия в военных сборах, справки из государственного учреждения службы занятости о том, что он не состоит на учете в качестве безработного.
При отсутствии заявления ФИО1 с приложением необходимых документов, у ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» оснований для перечисления выплаты за участие в военных сборах не имелось.
Также судебная коллегия исходила из того, что нормативными актами срок в течение которого военными комиссариатами перечисляются денежные средства в качестве компенсации за участие в военных сборах законодательно не установлен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что основания для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности выплатить ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ч.1 ст. 395 ГК РФ, в связи с несвоевременной выплатой минимального размера оплаты труда за время прохождения военных сборов, отсутствовали.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 57.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
В статье 56 указанного Федерального закона установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.
Согласно подп. «в» п. 24 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333, материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в том числе, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Положения о проведении военных сборов, для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) минимального размера оплаты труда.
ФИО1 в период с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019 проходил военные сборы в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С.О. Макарова в г. Владивостоке.
ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» выплатило истцу денежные средства за прохождение военных сборов, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, пропорционально количеству дней сборов.
Платежными поручениями № 461556 от 21.11.2019, № 369414 от 27.11.2019 Военный комиссариат перечислил ФИО1 денежные средства в размере 15 222,35 рублей и 1 538,18 рублей, соответственно, районный коэффициент к данным суммам выплат начислен не был.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применив приведенные нормы материального права, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что истец не является военнослужащим, обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 49 Приказа Министра обороны РФ от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 29.05.2006 № 333», начальники отделов (муниципальных) военных комиссариатов отвечают за своевременную компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, а также своевременную выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, за время участия в мероприятиях, связанных с прохождением ими военных сборов.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взысканных судом процентов за пользование чужими денежными средствами, судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, обоснованно сославшись на Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, правильно указала, что выплата компенсации производится военными комиссариатами на основании сведений, представленных гражданами о размере фактических доходов (в данном случае справки о том, что истец не состоит на учете в центре занятости населения), следовательно, оснований для взыскания процентов за задержку выплаты компенсации у суда первой инстанции не имелось.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о необходимости применения к спорному правоотношению правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П и постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года № 4ПВ17, отмену принятых по делу судебных постановлений не влекут, поскольку основаны на ошибочном понимании. Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции верно исходили из того, предусмотренная Положением о военных сборах компенсация не является оплатой труда, ее размер не может быть изменен в зависимости от климатических условий места проведения военных сборов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанциями не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащихся в решении судов выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи