I инстанция – Муссакаев Х.И.
II инстанция – Мызникова Н.В., Дегтерева О.В. (докладчик), Лобова Л.В.
Дело №88-4145/2022
Уникальный идентификатор дела 77RS0024-02-2020-005162-54
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Захаровой С.В., Байбакова М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Татьяны Петровны к Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №8 по городу Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1533/2021)
по кассационной жалобе Егоровой Татьяны Петровны на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егорова Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №8 по г.Москве и Московской области, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости в размере 1,34, коэффициента повышения фиксированной выплаты в размере 1,27, начиная с 18.10.2019.
Исковые требования мотивированы тем, что с 18.10.2019 Егорова Т.П. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако размер выплачиваемой пенсии с учетом вынесенного 15.05.2020 решения ответчика об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, не соответствует нормам действующего законодательства.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Егорова Т.П. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что право на пенсию по старости у истца возникло по достижении возраста 55 лет, т.е. с 16.11.2014 на основании пенсионного законодательства, действующего в тот момент. Егоровой Т.П. было принято решение о более позднем выходе на пенсию, полагая, что будущие изменения пенсионного законодательства не смогут повлиять на её пенсионные права в худшую сторону, тем более не смогут изменить уже приобретенное ею право на пенсию по старости.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Егоровой Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 18.10.2019 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 17980,05 руб., в том числе 11205,63 руб. - страховая пенсия с учетом коэффициента повышения 1,34, фиксированная выплата к страховой пенсии 5334,19 руб., повышение фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 1440,23 руб. (с учетом коэффициента повышения в размере 1,27).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из материалов пенсионного дела истца следует, что при назначении страховой пенсии по старости неверно был применен повышающий коэффициент к базовой части пенсии, а также неверно определен коэффициент повышения ИПК, что привело к ее неправомерному увеличению.
К базовой части был применен повышающий коэффициент 1,27 вместо 1,19. Коэффициент повышения ИПК составлял 1,34 вместо 1,24.
В связи с этим, 15.05.2020 ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области принято решение № 623/20 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и с 01.06.2020 пенсионное обеспечения истца приведено в соответствие с нормами действующего законодательства и страховая пенсия с 18.10.2019 установлена в размере 10369,35 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии 5334,19 руб., повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии 1013,50 руб. Общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 6374,69 руб. Суммарный размер всех выплат составил 16717,04 руб., а на 01.09.2020 составил 18099,62 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 3, 4, 8, 11, 18, 21, 23, 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что страховая пенсия по старости выплачивается истцу в полном соответствии с требованиями пенсионного законодательства и оснований для ее пересмотра и перерасчета по изложенным в исковом заявлении основаниям не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 5 HYPERLINK "https://www.zakonrf.info/gpk/9/" \o "Статья 9 ГПК РФ. Язык гражданского судопроизводства (действующая редакция)" 9 - 6 HYPERLINK "https://www.zakonrf.info/gpk/1/" \o "Статья 1 ГПК РФ. Законодательство о гражданском судопроизводстве (действующая редакция)" 1, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона судом первой и апелляционной инстанции не были выполнены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2,5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона № 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В связи с тем, что установление ошибки произошло в мае 2020 года, после проведенной проверки и сверки имеющихся документов в пенсионном деле, в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ был произведен перерасчет размера пенсии истца в сторону уменьшения с 1 июня 2020 года на основании распоряжения УПФР от 15 мая 2020 года.
При проверке материалов пенсионного дела истца было выявлено, что при назначении страховой пенсии по старости неверно был применен повышающий коэффициент к базовой части пенсии, а также неверно определен коэффициент повышения ИПК, что привело к ее неправомерному увеличению. Так, к базовой части был применен повышающий коэффициент 1,27 вместо 1,19. Коэффициент повышения ИПК составлял 1,34 вместо 1,24.
В соответствии с ч. 17 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к указанному Федеральному закону.
Согласно приложению 1 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно) истекло полных 36 месяцев, повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона или могла быть назначена (восстановлена либо назначена вновь) указанная пенсия при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, применяется в размере 1,24; если со дня возникновения права на страховую пенсию истекло полных 48 месяцев, применяется коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента 1,34.
Статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Частями 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 указанной статьи.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к указанному Федеральному закону.
Согласно приложению 2 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно) истекло полных 36 месяцев, повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона, применяется в размере 1,19: если со дня возникновения права на страховую пенсию истекло полных 48 месяцев, применяется повышающий коэффициент 1,27.
Как следует из приведенных правовых норм, коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости установлен Приложением 1 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а коэффициент повышения размера фиксированной выплаты установлен Приложением 2 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоих случаях размер коэффициента зависит от числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе, назначенной досрочно).
Первоначально пенсионный орган определил число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, – 48, а в дальнейшем, пришел к выводу, что число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, составляет 36 месяцев.
Истица не согласна с этим выводом, указывая, что число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, составляет 48 месяцев, поскольку право на пенсию по старости у нее возникло по достижении возраста 55 лет, т.е. с 16.11.2014 на основании пенсионного законодательства, действующего в тот момент. Егоровой Т.П. было принято решение о более позднем выходе на пенсию, полагая, что будущие изменения пенсионного законодательства не смогут повлиять на её пенсионные права в худшую сторону, тем более не смогут изменить уже приобретенное ею право на пенсию по старости.
Как установил суд, Егорова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в ГУ-ГУ ПФР № 8 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 18.10.2019.
В жалобе Егорова Т.П. ссылается на то, что с даты достижения ею возраста 55 лет, т.е. с 16.11.2014 до дня обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 18.10.2019 прошло 59 месяцев, а с 01.01.2015 – 57 месяцев.
Суды первой и апелляционной инстанций не мотивировали, с какого дня возникло у истицы право на страховую пенсию по старости; каким законом и в какой редакции суды руководствовались, определяя дату возникновения у истицы право на страховую пенсию по старости; каково число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, до дня подачи заявления о назначении пенсии.
Следовательно, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций не мотивировали, почему к базовой части пенсии необходимо применить повышающий коэффициент 1,19 вместо ранее установленного коэффициента 1,27; а также почему необходимо применить коэффициент повышения ИПК 1,24, а не 1,34 как это было установлено пенсионным органом первоначально.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать мотивированными, законными и обоснованными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Симоновский районный суд г. Москвы.
Председательствующий
Судьи