ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4392/2022 от 17.03.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 66RS0053-01-2011-001050-73

Дело № 88 – 4392/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 17 марта 2022 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Козиной Н.М., рассмотрев единолично гражданское дело № 2-1035/2011 по иску Ситковского Александра Владимировича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда здоровью,

по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Сысертского районного суда Свердловской области от 02 сентября 2021 года и апелляционное определение Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года, вынесенные по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Свердловской области об изменении способа исполнения решения суда,

установил:

Ситковский А.В. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда здоровью.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 09 сентября 2011 года с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Ситковского А.В. в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, взыскано 4 954 руб. 48 коп. ежемесячно, начиная с 01 октября 2011 года, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, задолженность по выплате ежемесячной суммы в счет возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2009 года по 31 сентября 2011 года – 133 770 руб. 96 коп.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 16 марта 2012 года произведена индексация ежемесячной выплаты Ситковскому А.В. по вышеуказанному решению суда в размере 5 350 руб. 84 коп. с 01 января 2011 года по 02 декабря 2029 года.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 20 августа 2013 года ежемесячные выплаты Ситковскому А.В. вновь проиндексированы и установлены в размере 5 645 руб. 14 коп. с 01 января 2013 года по 02 декабря 2029 года.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 01 сентября 2014 года разъяснена резолютивная часть определения Сысертского районного суда Свердловской области от 20 августа 2013 года в части указания на закон, в соответствии с которым надлежит осуществлять индексацию (статья 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации).

01 июня 2021 года Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Сысертского районного суда Свердловской области от 09 сентября 2011 года в части выплаты ежемесячных платежей Ситковскому А.В., заменив сторону должника - Министерство финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872, согласно которому органом, уполномоченным производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации с 01 января 2020 года, является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 02 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года, изменен способ и порядок исполнения решения Сысертского районного суда Свердловской области от 09 сентября 2011 года, с учетом определений суда о взыскании индексации денежных сумм, в части ежемесячной выплаты Ситковскому А.В. платежей в счет возмещения вреда здоровью, путем замены Министерства финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации.

В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене определения Сысертского районного суда Свердловской области от 02 сентября 2021 года и апелляционного определения Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года, ссылаясь на их незаконность.

Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены судебных актов не имеется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа – этим органом.

Удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Сысертского районного суда Свердловской области от 09 сентября 2011 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» от 26 января 2010 года, постановлением Правительства Российской Федерации № 872 от 09 июля 2019 года «О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», исходил из того, что поскольку выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации в пользу Ситковского А.В., имеют статус капитализированных повременных платежей, то на данные правоотношения распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации № 872 от 09 июля 2019 года «О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым определен иной орган, уполномоченный производить с 01 января 2020 года капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, а именно Фонд социального страхования Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, учитывая изменение порядка выплаты капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета, согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые являются обоснованными, оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу с 01 января 2020 года, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.

Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил (пункт 4 Правил).

В соответствии с пунктом 13 Правил, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).

Одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации) (пункт 14).

Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей (пункт 15).

Как следует из существа правоотношений, которые были предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, взысканные судебным актом с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Ситковского А.В. платежи имеют статус капитализированных повременных платежей.

Разрешая спор и удовлетворяя заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом изложенных положений законодательства, исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Приведенные заявителем в жалобе доводы относительно того, что выводы судов противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих содержание исполнительных документов, выдаваемых на основании вступившего в законную силу судебного постановления по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы; законодательством не предусмотрена индексация капитализированных платежей при их выплате министерством финансов Российской Федерации; Фонд не являлся стороной по делу, следовательно указанные решения не являются преюдицией для Фонда отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Как обоснованно отмечено судом апелляционной инстанции, в настоящем деле не ставится вопрос о законности или незаконности индексации ежемесячных сумм и ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации в данном случае несостоятельна.

Указание на то, что Фонд не являлся стороной по делу также не может быть принято во внимание, поскольку ответчиком по делу являлась Российская Федерация и произошло изменение только органа, который производит выплаты.

Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

определение Сысертского районного суда Свердловской области от 02 сентября 2021 года и апелляционное определение Свердловского областного суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Судья Козина Н.М.